В этом году чернобыльский туризм претерпел двойной удар. Сначала в Украине ввели карантин, из-за чего туристам запретили посещать Чернобыльскую зону. А затем в ЧЗО разгорелся самый масштабный за всю историю независимой Украины пожар ― его тушили около месяца.
Как два эти фактора повлияли на состояние дел чернобыльского туризма и когда ждать начало сезона ― НашКиев.UA поговорил с Ярославом Емельяненко, сооснователем компании «Чернобыль-Тур» и главой Ассоциации чернобыльских туроператоров.
Когда возобновится туризм в Зоне отчуждения
С введением карантина многие туристические компании были вынуждены приостановить свою деятельность. Почувствовали на себе ограничения и туроператоры, которые возят туристов в Чернобыльскую зону.
«В начало сезона мы вошли в большом минусе. Мы готовились к этому сезону, закупали новое оборудование, полгода обучали новых людей. А это зарплаты, ресурсы, все остальное. Рассчитывали, что этот сезон компенсирует все затраты, но он не начался. Поэтому пока наш минус только увеличивается, а каждое продление карантина негативно отражается на деятельности всего туризма, не только в зоне», — рассказывает Емельяненко о положении дел в его компании.
Тем, кто забронировал в «Чернобыль-туре» поездки на весну-лето 2020 года, предложили два варианта: перенести экскурсию на более позднее время, получив при этом скидку или презент, или отменить тур. Во втором случае компания возвращала деньги в полном объеме. Емельяненко говорит, что большая часть клиентов ― более 80% ― от поездок отказались. А учитывая закрытые границы, становится очевидно, что туристический сезон этого года в Чернобыле сорван. Возобновится он в полной мере лишь осенью, считает Ярослав. И это самый оптимистичный его прогноз. Что касаемо внутреннего туризма, он, по мнению Емельяненко, должен восстановиться несколькими месяцами ранее, то есть летом. Однако о полноценном туристическом сезоне можно будет говорить лишь в 2021 году.
«Как только будет ослабление карантина, со всеми необходимыми средствами защиты ― масками, респираторами, перчатками, дезинфекторами ― туризм должен начаться. Мы должны его возрождать. Сначала внутренний, пока будут закрыты границы между государствами. Мы будем лично прикладывать как можно больше усилий, чтобы при первых послаблениях туристические поездки в чернобыльскую зону возобновились», — говорит Емельяненко.
Ярослав считает, что для успешного выхода чернобыльского туризма из кризиса нужно уменьшить стоимость посещения Зоны. Причем, как на государственном уровне, так и на коммерческом — до полной стабилизации ситуации в туристической сфере.
«Надеюсь, что компании, которые осуществляют туристическую деятельность в ЧЗО, пойдут навстречу туристам и снизят стоимость своих услуг, и так же поступит госагентство (Государственное агентство Украины по управлению зоной отчуждения — ред.). Сейчас эти инициативы находятся на стадии обсуждения», — добавляет он.
Каким будет туризм в ЧЗО после пожара
Еще одним существенным ударом для чернобыльского туризма стали лесные пожары, которые возникли в зоне 4 апреля. И хоть сейчас они полностью потушены, последствия будут ощущаться еще долго. Дело в том, что лесные пожары в ЧЗО этого года стали самыми масштабными за всю историю независимой Украины. Огонь затронул территорию сразу четырех лесничеств — Лубянского, Паришевского, Дитятковского и Денисовецкого. Выгорел весь центр ЧЗО.
Ярослав Емельяненко говорит, что туристический потенциал зоны утрачен на 30-40%. Навсегда исчезли многие уникальные объекты: троллейбус МТБ-82 возле села Копачи, пионерлагерь «Изумрудный», старые кладбища, села Толстый Лес, Речица, Корогод, Стечанка, Иловница, Староселье, Рассоха, Буряковка, Кривая Гора. В селе Лелев остались только школа и один заброшенный жилой дом. Огонь прошелся по железнодорожной станции Янов и отчасти по пионерлагерю «Сказочный».
«Это не только туристические, но и памятные объекты. Они находились в процессе придания им статуса объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этих селах некоторым деревянным домам было более 200 лет. То есть это аутентичные, исторические полесские дома, что показывали быт людей, которые в них жили. И сейчас все это сгорело, как спичка», — говорит Ярослав.
В прошлом году компания «Чернобыль-Тур» подала в администрацию Чернобыльской зоны отчуждения маршруты, в которых были описаны вышеперечисленные села. После согласования и утверждения их могли бы посещать туристы. Но после пожара большая часть объектов не подлежит восстановлению.
«Вероятно, можно восстановить МТБ-82 — поставить туда другой троллейбус. В ближайшее время мы с администрацией чернобыльской зоны будем описывать потенциальные туристические убытки. И я сейчас требую в категорической форме, чтобы перестали распиливать на металл те объекты, которые еще не распилены. Например, третью очередь ЧАЭС, объекты внутри ЧАЭС. Потому что государство, по факту, не сберегло уникальные села от пожара. А с другой стороны — продолжают демонтировать и распиливать то, что есть. Эту ситуацию немедленно нужно направить в конструктивное адекватное русло», — говорит Емельяненко.
Как оценивает действия властей при тушении огня в Зоне
Ярослав считает, что причиной масштабных пожаров стало совпадение нескольких факторов. Во-первых, из-за сухой зимы в зоне высохли болота. Во-вторых, огонь быстро распространился по не прореженному лесу. Третья причина — это не охраняемый периметр чернобыльской зоны.
«Кто поджег центр зоны в 30 км от ближайшего источника огня, до сих пор неизвестно. Аваков пригнал туда антидиверсионные отряды, это прекрасно. Но тут вопрос своевременности. Потому что они прибыли на 13-й день пожара. Почему так долго не реагировали, если подозревали диверсию?», — рассказывает Емельяненко.
Ярослав говорит, что огонь затронул леса зоны отчуждения не только со стороны Украины, но и на территории Беларуси. Однако там очаги носили локальный характер, и их довольно быстро потушили.
«Пожары там достаточно быстро тушат. То есть нет такого, чтобы лес горел 20 дней. Во-первых, в Беларуси другие законы: там в пожароопасный период заходишь в лес и получаешь штраф эквивалентный 500 евро. И народу как-то не хочется туда заходить, — говорит Ярослав. — И в Беларуси намного больше порядка. А у нас тут диверсия на диверсии, поджог на поджоге. Волонтеров, прессу, общественность не допускают. Скрывают реальные объемы. Прямая аналогия с Советским союзом, к сожалению».
По словам Емельяненко, на тушение пожаров в ЧЗО из государственного бюджета было выделено около 40 млн грн. Он считает, что таких затрат и самой ситуации можно было бы избежать, если бы противопожарные мероприятия в зоне проводили заранее. Например, охраняли ЧЗО по периметру, установили камеры видеонаблюдения для охраны оставшихся туристических объектов от вандалов, а чернобыльских лесов от пожаров.
По мнению Ярослава, ситуация с лесными пожарами в ЧЗО серьезно ударила не только по чернобыльскому туризму, но по международному имиджу Украины в целом.
«В свое время мы перевернули нашу трагедию (аварию на ЧАЭС — прим. ред.) в победу. Я думаю, что так произойдет и с этим самым большим пожаром. Рано или поздно мы перевернем это в позитив. Я в это верю. Но это будет очень тяжелый кусок работы. Потому что переворачивали чернобыльскую аварию в позитив мы более 10 лет», — говорит Емельяненко.
Как выживает «Чернобыль-Тур»
Чтобы «Чернобыль-Тур» не потерял свой самый ценный ресурс — коллектив, на карантине в компании решили не сокращать работников. Им выплачивали уменьшенную зарплату, часть людей отправили в оплачиваемый отпуск. Те же, кто свой отпуск в этом году уже использовал, ушли «за свой счет». Но остались и те, кто продолжил работать в офисе на Андреевском спуске и получать оплату за свой труд.
«Часть гидов занялась разработкой сувенирной продукции, некоторые ― smm, другие гиды ― подготовкой остальных сотрудников компании. Также мы создали медиа-студию, — говорит Ярослав Емельяненко. — Поэтому каждый человек, кто хотел участвовать, нашел себе какую-то задачу. Кто-то уехал на карантин даже из города и отдыхал, кто-то участвовал и каждый день работал. Скажем так, каждый нашел для себя какое-то место здесь».
Чтобы легче пережить связанный с карантином кризис, гиды «Чернобыль-Тура» стали проводить онлайн-экскурсии по зоне отчуждения. Билет на них стоит 5 долларов, все вырученные деньги идут напрямую гидам. Кроме того, в компании создали коллекцию «Чернобыльская вышиванка». Это брендированные чашки, наклейки на авто, актуальные защитные маски и, конечно, традиционные вышитые рубашки, дополненные тематическими узорами ― символами радиации и изображениями животных. Ярослав не скрывает, что назвать сувениры «статьей доходов» вряд ли выйдет, но говорит, что это хоть как-то уменьшает убытки.
«В прошлом году чернобыльский туризм принес в экономику Украины около 100 млн долларов. В этом году мы ожидали увеличение чернобыльского туризма минимум в два раза еще и благодаря сериалу НВО "Чернобыль". То есть в этом году в экономику страны и в том числе в бюджеты государственных структур должно было прийти 200 млн долларов», — говорит Емельяненко.
По мнению Ярослава, государство, если просит людей посидеть дома во время карантина, должно компенсировать убытки, которые понесли предприниматели, работники и прочие.
«В идеальном мире нормальное, адекватное государство должно оказывать помощь во время карантина всем пострадавшим сферам. Потому что карантин не создан для того, чтобы уберечь всех от болезни ― все переболеют рано или позно. Но карантин — это возможность дать государству время подготовить медицинскую сферу, — говорит Емельяненко. — То есть карантин — это кризис медицинской сферы, которая не готова принять всех сразу. И если государство просит людей посидеть дома, чтобы медицинская сфера успела подготовиться, то государство обязано компенсировать те убытки, которые несут люди, пойдя навстречу государству. А по факту получается фиг».
При всех негативных моментах Ярослав считает, что карантин дал чернобыльским туроператорам передышку и хорошую возможность подготовиться к новому туристическому сезону: сделать нормальные въездные группы на КПП, проработать и открыть новые маршруты и локации. Чернобыльская зона же готовится к открытию со дня на день. Вероятно, в первых числах июня первые группы уже поедут по обновленным туристическим маршрутам.
Читайте также: «Какие самые старые памятники Киева уцелели до нашего времени»