Подорожание в большей или меньшей степени коснулось жителей 8 тысяч 327 домов столицы. Почему в большей или меньшей, какие изменения ощутят (или не ощутят) киевляне – постараемся объяснить ниже.
Дом дому рознь
Всего в Киеве эксплуатируется более 11 тысяч "многоквартирок". При этом в домах, на которые не распространяется соответствующее распоряжение Киевской городской государственной администрации, созданы и действуют ОСББ, жилищные кооперативы, где тарифы устанавливают сами жители. Что характерно, в большинстве из них квартплата была повышена гораздо раньше, и неоднократно. Причем росла она не скачкообразно, как в коммунальных домах, а постепенно.
Неизбежность
Можно ли было избежать этого повышения тарифов? Думаю, нет. Прежде всего потому, что установлены они были еще в 2010 году. С тех пор в несколько раз выросли средняя и минимальная зарплаты, стоимость электроэнергии, подорожали материалы и оборудование. Отмечу, что в бюджете Киева на 2017 год было заложено 1,6 млрд гривен дотаций предприятиям жилищно-коммунальной сферы. По всей видимости, эти деньги закончились еще в первом полугодии, что и подтолкнуло местные власти к такому непопулярному, но необходимому шагу.
Что почем
По словам чиновников КГГА, средний тариф составит 6,43 грн с НДС за 1 квадратный метр жилья. При этом разница в тарифах для разных домов весьма существенна – от 3 до более чем 8 гривен за метр. Как ни парадоксально с общечеловеческой точки зрения (хотя экономически это вполне закономерно), больше других будут платить жители необустроенных, ветхих домов, а также граждане, проживающие в общежитиях.
Если сравнить новые тарифы с действующими ранее, можно заметить ряд закономерностей.
Уборка
Наиболее существенно, причем во всех домах, выросла плата за уборку подъездов, лестничных клеток, а также придомовой территории – более чем втрое. Объяснить это можно увеличением минимального размера заработной платы, ведь дворники и уборщики, которые смотрят (зачастую именно смотрят, а не убирают) за порядком в наших домах и дворах, работают за "минималку".
В домах с маленьким количеством квартир и большой придомовой территорией, а также с большими лестничными клетками, удельный вес затрат по этой статье будет существенно выше, чем в многоэтажках с небольшими дворами и маленькой же территорией общего пользования. Например, существуют дома, где за эту услугу будет взиматься более 2,5 грн. с квадратного метра, при средних по Киеву 0,6-0,7 грн.
Лифты
Также значительно, но в меньшей степени, подорожали услуги, связанные с эксплуатацией лифтового хозяйства. Так, если еще в июне этого года техническое обслуживание лифтов обходилось жителю киевской многоэтажки в 0,5 -0,8 грн за один метр площади его квартиры, то уже в июле этот платеж составит 1,5-2 гривны. Заметим, что жители первых этажей освобождены от этих затрат.
Освещение
Практически вдвое, с 0,15 – 0,20 грн до 0,3-0,4 грн с квадратного метра, вырастет платеж за освещение мест общего пользования. Интересно, что цена электроэнергии за последние два года выросла почти в пять раз. Хочется надеяться, что данная экономия достигнута именно за счет внедрения в наших домах энергосберегающих технологий, а не из-за повсеместного отсутствия лампочек.
Инженерные коммуникации
В меньшей степени, в 1,2-1,6 раза, дорожают услуги по техническому обслуживанию внутридомовых инженерных коммуникаций: электросетей, труб водоснабжения и канализации, вентиляционных каналов, а также по уборке и вывозу снега и мусора.
Все равно в убытке
Планируется небольшое увеличение прибыли предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Если в прошлом ее размер колебался в пределах 7-8 % от суммы предоставляемых услуг, то теперь он составит 8-9%. При этом, как и раньше, совершенно непонятно, что станет с этой прибылью при предоставления гражданам скидки в размере 10% в случае оплаты квитанции до 20 числа месяца, следующего за отчетным.
Очевидно, что превратится эта прибыли в убыток. Вопрос в том, каким образом этот убыток покроют: из бюджета или за счет снижения качества услуг? Пока неясно.
При этом невольно возникает сомнение в целесообразности предоставления скидки именно в таком, довольно значительном размере. Не проще ли было ввести пеню за просрочку оплаты услуг ЖКХ? Видимо, для многих своевременно платящих за квартиру киевлян фактор скидки очень важен и, учитывая сложность судебного взыскания задолженности по квартплате, власть предпочла именно это, не совсем экономически целесообразное решение, – стимулировать не кнутом, а пряником.
Субсидии
Немного раньше, в мае, киевлян, как и всех жителей страны, настиг еще один малоприятный сюрприз: изменился порядок начисления субсидий за жилищно-коммунальные услуги. Изменился, в основном, в худшую сторону для лиц, имеющих на них право.
Во-первых, по состоянию на 1 мая все излишки в начислениях субсидий были списаны с лицевых счетов граждан. И хотя общую сумму списанных средств никто не озвучил, возьмемся предположить, что это были десятки миллионов гривен. Ранее этот остаток переходил на следующий месяц.
Во-вторых, изменился отопительный период, который брался в расчет при начислении субсидий. Если ранее субсидия на отопительный период назначалась в период с 1 октября по 30 апреля, то теперь начисления будут осуществляться лишь с 15 октября по 15 апреля.
Лучше не станет
Главный вопрос – ожидать ли киевлянам ощутимого улучшения качества предоставляемых услуг? Рискнем предположить, что нет, и вот почему.
Во-первых, данное повышение цен является вынужденным, давно назревшим, позволяющим предприятиям ЖКХ лишь уменьшить убытки и сократить дотации из бюджета на свою деятельность.
Во-вторых, вместе с количественными преобразованиями, к сожалению, не приходится наблюдать качественных: усовершенствования механизма управления сектором, борьбы с коррупцией и показухой (когда тщательно "вылизываются" какие-то избранные участки территорий в ущерб другим).
В-третьих, не решается проблема формирования резервного фонда на капитальный ремонт зданий. По всей видимости, он также будет происходить выборочно, за счет городского бюджета. Но тогда в неравные условия с коммунальными домами ставятся объединения совладельцев многоквартирных домов, которые формируют этот фонд самостоятельно. Видимо, именно поэтому вопрос их создания в домах практически заморожен.
В целом, складывается впечатление, что власть, как и раньше, решает лишь текущие проблемы. Отличие только в том, что теперь все больше за счет потребителей. Структурные реформы в столь важной, касающейся каждого из нас отрасли пока не происходят.
Читайте также: "Земельное лобби: кто отстаивает интересы застройщиков в Киевсовете".