О герое
Дима родом из Запорожья, успел поработать в крупной компании Wargaming (издатель и разработчик компьютерных игр) в Минске и год назад переехал в Киев.
«В Минске ужасный климат – солнца не было по полгода. Все время серое небо, одноликие здания и хмурые люди. В воздухе витала «агульная млявасць і абыякавасць да жыцця», как говорят белорусы. Мне было неуютно, несмотря на хорошие продукты, чистые улицы и полный порядок во всем. Но за последние два месяца там я объехал всю страну на машине и таки полюбил Беларусь, так что вспоминаю о ней и о местных жителях с теплотой», — рассказывает Дима.
Сейчас Дмитрий работает в киевском офисе той же компании. В украинской столице ему нравится: здесь уютнее и больше культурных событий, чем в Минске. Правда, уровень преступности, культура вождения и качество продуктов, по его словам, оставляют желать лучшего.
Модернизм: начало
В марте 2018-го Дима узнал, что рядом с «Тарелкой» на Лыбидской собираются построить торгово-развлекательный центр, а сам объект — реконструировать.
«В Украине таким способом могут изменить здание до неузнаваемости или вообще уничтожить. И даже признание памятником архитектуры не гарантирует сохранность. Меня сильно зацепила история с «Тарелкой» и вдохновило общественное движение #Savekyivmodernism. Захотелось сберечь ее хотя бы в фотографиях. Этот случай и стал началом моего интереса к украинской архитектуре послевоенного модернизма», — вспоминает Дима.
Советская архитектура ≠ дефицит и сталинские репрессии
Советская архитектура – это одно, а дефицит, сталинские репрессии и уравниловка – другое, уверен Дима. Дестигматизацию таких зданий он считает своей миссией (стигматизация — навешивание социальных ярлыков).
«Потрясения советского периода, очевидно, нанесли много шрамов нашим родителям и старшему поколению. Многие до сих пор испытывают неприязнь ко всему советскому, от предметов быта до искусства», — говорит Дима.
Больше всего от этой стигматизации страдает архитектура, считает Дима. Если дореволюционные «пряничные домики» умиляют и в полуразвалившемся виде, то здания модернизма непросты для восприятия даже в хорошем состоянии. Чистые, функциональные формы архитектуры 60-х кажутся людям слишком простыми и скучными. Смелые, футуристические, абстрактные формы 70-80-х часто вызывают недоумение, а экспериментальный постмодернизм конца 80-х и вовсе вызывает когнитивный диссонанс.
«Самое печальное, что после 28 лет без должного обслуживания (а ведь каждому зданию нужен регулярный ремонт и чистка) эти здания могут выглядеть и вовсе пугающе. Как же тут углядеть эстетику, если это мало того что «совок», так еще и страшный как Хиросима в августе 45-го?», — спрашивает Соловьев.
«Эти визионерские творения — символы эпохи покорения космоса, оптимизма и веры в светлое будущее, — считает Дима. — Безумные космические биоморфные здания уникальны и при должном внимании могут стать очень популярными достопримечательностями».
«Обидно, что труд украинских архитекторов и инженеров — зачастую кропотливый, непосильный и революционный — так быстро обесценился в глазах земляков, и только падкие на экзотику иностранцы восторженно постят в инстаграм «Тарелку», «Салют», Вернадку и Крематорий. Я хочу, чтобы наше наследие начали ценить и украинцы, и надеюсь добиться этого с помощью эффектных фотографий и историй», — делится планами Дима.
Важно не только сохранять здания той эпохи, но и память об их авторах:
«Скоро живых представителей эпохи модернизма совсем не останется, потому я нахожу художников-монументалистов и архитекторов, говорю с ними, фотографирую. Мне посчастливилось пообщаться с Владимиром Владимировичем Мельниченко — художником-монументалистом, соавтором киевского Крематория и Стены Памяти, мозаик во Дворце пионеров и Центральном автовокзале. Маэстро до сих пор работает в своей мастерской, создает новые произведения искусства, и не забывает о старых. В апреле художник открыл фрагмент своего magnum opus — знаменитой Стены памяти, залитой в 1982 году бетоном. Сейчас Мельниченко руководит реставрацией фонтана с мозаиками у Дворца пионеров».
От слов к действиям
В мае Дима увидел в Facebook объявление о продаже паблика Ukrainian Modernism. Парень давно был на него подписан и, недолго думая, решил купить.
«Сейчас социальные сети – один из немногих способов нести искусство в массы. Этот паблик был идеальным вариантом. Там уже была аудитория – чуть меньше пяти тысяч человек», – говорит он.
На момент публикации в паблике уже более 7 тысяч активных подписчиков. А недавно Дима завел проекту и Instagram, который быстро набирает популярность.
Украинский модернизм в фотографиях
Чтобы наполнять паблик контентом, Дима на выходных ездит по Украине в поисках «потенциальных жертв». Он уже был в Одессе, Черкассах, Днепропетровске, Мариуполе, Житомире, Львове, вдоль и поперек обходил родное Запорожье и Киев.
«Каждая экспедиция для меня – приключение. Начиная от составления карты объектов и заканчивая случайными открытиями в городах. Например, как-то в Запорожье охранник после ностальгической беседы открыл мне двери главного холла Дворца культуры. А они были закрыты четыре года! Или забавный случай был в поликлинике одного небольшого городка, куда я зашел поснимать витражи. Дежурная сказала, что территория только для пациентов, но выслушав мой рассказ о том, что такого прекрасного в этих витражах, согласилась меня провести. Для этого она закрыла вход и повела меня по этажам! К счастью, по нашему возвращению у входа томился лишь один посетитель».
Недавно фотографию из одной такой экспедиции – Краеведческий музей в Черкассах – напечатали в британском журнале Condé Nast Traveler и на главном новостном портале Литвы.
Фотографии в паблике сопровождаются краткой исторической справкой. Также там можно найти архивные снимки, фотографии интерьеров, мозаик и скульптур.
Планы на будущее
В будущем Дима хочет создать сайт с картой и гайдом по модернистским зданиям и объектам монументального искусства Украины.
«Поле для работы большое: экспедиции, фотография, работа с архивами, интервью с архитекторами, SMM и разработка сайта – почти каждая задача тянет на фулл-тайм работу. Впрочем, я ищу единомышленников и борцов за идею. Уверен, такие люди есть, но мы еще с ними не встретились».
На паблике Дима не зарабатывает и, в общем-то, не стремится. Для него советская архитектура – это, в первую очередь, искусство. А проект «Украинский модернизм» – и вовсе нечто большее.
«Если благодаря моим стараниям хоть один человек взглянет на советскую архитектуру по-другому, задумается об украинских архитекторах и художниках, которые создавали наши города, – это уже для меня успех».
Читайте также: «Киев, ты просто космос: самые футуристические здания столицы».