Киев, ты просто космос: самые футуристические здания столицы

Футуристические здания столицы со временем очутились на задворках памяти и потихоньку рассыпаются. Однако чем хуже состояние шедевров киевского модернизма, тем больше людей начинают о них говорить. Создаются движения в защиту уникального архитектурного наследия, звучат призывы о придании этим зданиям статуса памятников. Впрочем, для многих горожан и туристов эта архитектура уже давно стала визитной карточкой Киева. 

Тем не менее, будущее «монстров модернизма» под вопросом. Представители власти регулярно накаляют обстановку заявлениями о планах радикально декоммунизировать (снести) очередной культурный объект (арка Дружбы народов), а застройщики с согласия властей без лишнего шума оттяпывают от всемирно признанных шедевров куски (Дворец детей и юношества) или «улучшают» их до неузнаваемости (гостиница «Спорт», ныне Park Inn by Radisson). Пока эти шедевры еще украшают киевские пейзажи, предлагаем  прогуляться по самым «космическим» зданиям Киева.

Здание Института научной-технической экспертизы и информации, или «Тарелка» на Лыбедской

Год постройки: 1971
Архитекторы: Флориан Юрьев, Лев Новиков

«Тарелка», наверное, самый знаменитый и узнаваемый объект киевского модернизма. Проект разработал украинский человек-оркестр  архитектор, ученый, художник, поэт, музыкант и композитор Флориан Юрьев. Овладев почти всеми видами искусств, маэстро решил выйти за привычные рамки и разработал свою версию музыкально-цветовой синестезии — систему, в которой каждому звуку, тональности соответствует определённый оттенок. 

Соединить музыку с цветом Флориан Юрьев хотел в особом театре — цветомузыкальном. Именно для этой цели был спроектирован уникальный сферический зал. В нем все продумано до мельчайших деталей: форма, материалы, даже нанесенная тончайшим слоем штукатурка создают совершенную акустику, которая позволяет слушателям уловить весь диапазон музыкальных инструментов в любой точке зала.

Однако идея цветомузыкального театра не нашла поддержки, и зал был оборудован для кинопоказов и лекций. С тех пор эти и подобные мероприятия регулярно проводились в «Тарелке» вплоть до прошлого месяца. Несколько недель назад в зале демонтировали стулья, параллельно идет процесс демонтажа оригинального остекления высотной части.

Будущее здания УкрИНТЭИ пока неизвестно. Власти передали его в аренду частной компании на 20 лет с правом автоматической пролонгации и реконструкции. Сейчас арендатор строит вторую очередь Ocean Mall позади «Тарелки». В прошлом году был опубликован проект, где здание становится частью нового торгового центра. Также озвучивались планы о создании в высотном здании Музея науки, а в «Тарелке» — публичного пространства для культурных мероприятий. Что же будет в итоге?

Отец «Тарелки» Флориан Юрьев, которому сейчас 89 лет, следит за развитием событий вокруг своего детища. Познакомиться с архитектором и узнать последние новости вы можете в его блоге (нажмите на картинку для просмотра видео):

 

Отель «Салют»

Год постройки: 1984
Архитектор: Авраам Милецкий

«Салют», бесспорно, самый знаменитый «космический корабль» Киева. Архитекторы изначально собирались строить башню в 18 этажей, но были вынуждены понизить этажность. Чтобы уравновесить непропорционально большой объем стилобата, архитекторы создали совершенно невообразимые формы.

«Салют» будоражит воображение, вызывая у прохожих ассоциации не только с космическим кораблем. Кто-то увидел в нем ежа, кто-то — подводную лодку, кто-то — бомбу в первые секунды взрыва, а кто-то даже грузина в кепке.

Основание здания — несущая бетонная труба, внутри которой находятся лифты, стояки всех коммуникаций и спиральный пандус. На трубу навешены шесть жилых этажей в форме эллипса. У здания крупный стилобат, на втором этаже которого разместился ресторан. Сверху, под крышей, планировали открыть второй, летний ресторан, однако сейчас помещение используется как конференц-зал.

Пикантная деталь: чтобы гости не лазили через балконы друг к другу в гости, между номерами установлены специальные перегородки. Хотя есть мнение, что это просто солнцерезы.

В 2016 году Нацбанк выставил «Салют» на продажу как залоговое имущество банка «Финансы и кредит», который проходит процедуру ликвидации. Покупатель пока не нашелся.

Чтобы лучше понять эту архитектуру, а также узнать, как к ней относятся на Западе, мы обратились к Оуэну Хэзерли, известному архитектурному критику.

«После помпезной сталинской архитектуры 1950-х годов наступил футуристический модернизм 1960-х и 1970-х. Я думаю, это был своего рода технократический оптимизм: мы строим социализм, мы летим в космос, мы создаем изобилие и так далее. Своеобразное обещание лучшего будущего. Мне кажется, легкость и современность модернистской архитектуры символизировала повсеместное облегчение, наступившее после тяжести и консерватизма сталинской эпохи»,  говорит Оуэн.

Краткая справка: Оуэн Хэзерли — британский писатель и журналист. Пишет об архитектуре, политике и культуре, публикуется в таких журналах, как Architectural Review, Dezeen и Guardian. Автор книг «Воинственный модернизм» (Zero Books, 2009), «Путеводитель по новым руинам Великобритании» (Verso, 2010), «Ландшафты коммунизма: история через здания» (Penguin, 2015).

Здание «Укравтодора»

Год постройки: 1976
Архитектор: Авраам Милецкий

Здание «Укравтодора» отличается не только от общественных и административных зданий своего времени, но и от своих коллег по этой статье. В нем нет сплошного остекления и мощных стилобатов, зато есть три секции, множество причудливых форм и объемов. Благодаря отделке штукатуркой, имитирующей необработанный бетон, здание напоминает лондонский брутализм.

Одну из секций здания раньше почти полностью оплетал виноград, который делал космическое строение ещё более необычным. Прошлым летом его срезали для подготовки к обновлению фасада.

Осенью после ремонта часть здания лишилась шероховатой коричневой штукатурки и стала гладко-серой с синими полосами. «Как будто изолентой обмотали», — горько шутили тогда горожане.

«Известен ли киевский модернизм где-то за пределами Украины? Безусловно. Есть бесчисленное количество альбомов с фотографиями "Тарелки", Дворца детей и юношества, корпусов КНУ в Голосеево, отеля "Салют", крематория и других шедевров соцмодернизма. Это самая известная архитектура Украины за рубежом, наряду с Софийским собором, Киево-Печерской лаврой и конструктивизмом 1920-х годов. Но я не уверен, что ее ценят в самой Украине»,  комментирует Хэзерли.

Учебный корпус Института кибернетики

Год постройки: 1977
Архитектор: Сергей Миргородский

Этот экземпляр менее известен, в гуляющих по сети обзорах киевского модернизма он почти не встречается. 

Внушительное здание доминирует над комплексом Института кибернетики, но над самим учебным корпусом доминирует царь-теплица. Наверняка эта дань трендам современной украинской архитектуры была спроектирована лучшими «балконоведами» Киева.

Район института заслуживает отдельного внимания: боковая стена корпуса института № 6 украшена роскошным мозаичным панно «Триумф кибернетиков» авторства Галины Зубченко и Григория Пришедько. Неподалеку, через проспект Глушкова, находятся два самых длинных дома Киева и еще один «монстр модернизма», родной брат «Укравтодора» — здание «Укрдорсвязи», построенное уже знакомым нам Авраамом Мелецким (ныне заброшено).

«Мне кажется, проблема в том, что прошлое сейчас активно политизируется. Официальное осуждение каждого аспекта советского прошлого ультраправыми и оппортунистическими олигархическими политиками не добавило привлекательности культурному наследию того периода. Официальная история Украины сейчас ставит открытость 1920-х годов, оптимизм 1060-х и перестройку 1980-х годов на уровне кровопролития 1930-х и 1940-х годов. Когда такое радикальное отношение поменяется, возможно, искусство и архитектура тех времен тоже будут восприниматься по-другому»,  считает Оуэн.

Арка Дружбы народов 

Год постройки: 1982
Авторы проекта — скульптор Александр Скобликов, архитекторы Игорь Иванов, Сергей Миргородский и Константин Сидоров

Грандиозный монумент из титановых листов в виде огромной радуги — полноправный житель уникальной панорамы правого берега Киева, наряду с такими символами города, как Родина-Мать, Киево-Печерская лавра, ЖК Diamond Hill и ЖК «Кловская башня» (лишнее зачеркнуть).

Форма монумента была навеяна строками украинского поэта Павла Тычины:

«Глибинним будучи і пружним,
чужим і чуждим рідних бродів,
я володію арко-дужним
перевисанням до народів»

По Киеву ходят байки, что исполинская арка радиусом свыше 30 метров на самом деле не арка, а космический корабль в форме кольца. Наверное, авторы этих баек пересмотрели «Космическую одиссею 2001» или переиграли в Halo. Но как знать?

Другая городская легенда тоже уверяет, что арка — это кольцо, только вполне земного происхождения, и внутри него оборудован гоночный картинг-трек для особо важных персон. Что ж, после такой теории первая байка кажется весьма правдоподобной.

Сейчас Арка активно политизируется. То министр культуры решит, что в Киеве все еще слишком много культурных объектов, и арку надо снести, то министр иностранных дел дипломатично предложит совершить акт вандализма и разобрать арку на металлолом (как будто без того мало у нас любителей свистнуть лифтовые катушки или бронзовые плиты на Почтовой площади). Впрочем, по последней информации, власти решили оставить арку в покое и хотят декоммунизировать лишь скульптуру у ее подножия.

Украинские архитекторы вкладывали душу в свои проекты, придавая городу уникальный облик. Творцы при этом старалась гармонично вписать их в окружающую среду, стремились не задавить, не нависнуть, а подчеркнуть, украсить, вдохновить. При этом им еще приходилось бороться с чиновниками, которые не всегда одобряли полет фантазии архитекторов.

Сложно представить, что испытывают зодчие, которым посчастливилось дожить до наших дней, при виде своих заброшенных или осыпающихся детищ. Еще сложнее представить, каково им осознавать, что некоторые соотечественники не особо-то и признают культурную ценность их творений и предпочли бы видеть Киев без них.

Да, все эти объекты — не просто прилетевшие из космоса серые коробки. Их создали наши с вами соотечественники, с любовью и трепетом продумывая каждый сантиметр пространства, каждую деталь. Возможно, когда мы в следующий раз будем проходить мимо очередного обшарпанного «монстра», нам удастся взглянуть на него другими глазами.

Текст и часть фото: Дмитрий СоловьевПри подготовке материала использованы работы Алексея Быкова, Льва Шевченко, Darriuss, Галины Ковальчук. 

Читайте также наше интервью с первым космонавтом независимой Украины Леонидом Каденюком.