В субботу, 16 января, в Украине вступает в силу ст. 30 закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». Эта статья предусматривает обязательный переход сферы обслуживания на украинский язык. Штрафы за нарушения закона составляют более пяти тысяч гривен.
Так, начиная с 16 января представители сферы услуг, независимо от формы собственности, должны по умолчанию обслуживать потребителей на государственном языке. Это правило касается супермаркетов, магазинов, интернет-магазинов, кафе, ресторанов, банков, аптек, АЗС, вокзалов, спортзалов, кружков и секций, библиотек и т.д. Перейти на другой язык заведение может только при персональном обслуживании клиента по его личной просьбе.
Вся информация о ценах, инструкции, технические характеристики, маркировка, билеты, меню и т.д. должна также подаваться на украинском языке. Не запрещено дублировать эти данные на других языках.
Что делать, если вам отказывают в обслуживании на украинском языке?
На своей странице в Facebook Уполномоченный по защите государственного языка Тарас Креминь рассказал, что делать, если вас не хотят обслуживать на украинском языке.
Прежде всего стоит попытаться уладить ситуацию «на месте», попросив сотрудника обслуживать вас на государственном языке. В случае отказа, необходимо обратиться к руководству заведения или на «горячую линию» предприятия. Если же и там вам не помогли решить проблему, нужно зафиксировать факт отказа с помощью аудио-, видеотехники или в письменном подтверждении свидетелей.
Вместе с информацией о названии, адресе и контактах заведения подтверждение и жалобу необходимо отправить уполномоченному на электронную почту skarha@mova-ombudsman.gov.ua или на сайте https://mova-ombudsman.gov.ua/. Также можно отправить письменную жалобу по адресу: 01001, г. Киев, переулок Музейный, 12.
В тексте жалобы необходимо указать:
- ФИО, адрес проживания и суть жалобы;
- Кто и как именно потенциально нарушил новые нормы закона, по какому адресу расположено предприятие;
- Дата составления жалобы;
- E-mail или другую информацию для обратной связи.
Отмечается, что к жалобе необходимо прикрепить доказательства, подтверждающие факт нарушения. Подать такое письмо можно в течение шести месяцев с момента фиксации отказа обслуживать вас на украинском языке.
Как и когда будут штрафовать за нарушение?
После получения жалобы Уполномоченный по защите государственного языка должен составить акт и предупредить субъект хозяйствования об устранении возможного нарушения закона. Если в течение 30 дней такое нарушение не будет составлено, Уполномоченный должен составить протокол и объявить постановление о взыскании штрафа с предприятия.
Штраф за отказ обслуживать на государственном языке составляет от 300 до 400 необлагаемых минимумов доходов граждан (5100-6800 грн) — эту сумму будут взымать не с отдельного работника, а с предприятия.
Напомним, что с 14 января украинский бизнес будут штрафовать за отсутствие защитных масок у посетителей.