Прошлая неделя стала рекордной по количеству сообщений о «бомбах» на разных объектах: в течение семи дней Киев «минировали» 32 раза! Целью «телефонных минеров» стали несколько ТРЦ, Генпрокуратура, станция метро, ж/д вокзал и ТВ-каналы. «Такого не было за все 23 года независимости!» — говорят в пресс-службе ГСЧС Киева. Предыдущий сомнительный рекорд — 10 сообщений за 3 дня — тоже поставлен в этом году, в феврале. Вообще же с начала года о минировании разных объектов столицы в милицию сообщали 80 раз. Ни в одном случае информация не подтвердилась, но правоохранители подчеркивают: к каждому такому случаю нужно относиться очень внимательно. Об этом пишет Сегодня.
ТРЦ ПОД ПРИЦЕЛОМ. Самыми лакомыми кусочками оказались торговые центры — туда на прошлой неделе «бомбы» подкладывали 18 раз. А в воскресенье объектами минирования стали сразу три отеля — «Крещатик», «Экспресс» и «Братислава». «По каждому такому факту возбуждено уголовное производство, хотя в 99% случаев подобные звонки — намеренное хулиганство. Личность одного из шутников уже установлена. Им оказался 31-летний душевнобольной мужчина, он неоднократно сообщал о минировании «5 канала». Из-за болезни его не привлекут к уголовной ответственности, а отправят на лечение», — рассказывает пресс-офицер милиции Киева Ольга Билык. В милиции не исключают, что все ложные сообщения на прошлой неделе могли поступать от одного человека
МЕСТЬ ЗА АТО. «Тот, кто минировал объекты в столице, вряд ли относится к людям с сильным психическим заболеванием. Предполагаю, что псевдоминирование связано с событиями на Востоке. Делают это сознательно, чтоб посеять панику и заставить людей нервничать», — считает президент Ассоциации психиатров Украины Семен Глузман. О том, что минирования могут быть и своебразной местью за АТО, говорит и экс-руководитель пресс-службы МВД Украины, полковник милиции Владимир Полищук: «Это могут быть те, кто поддерживает террористов на Донбассе и хочет дестабилизировать ситуацию в столице»
УСИЛИВАЮТ ОХРАНУ. В милиции говорят, что в связи с сообщениями о минировании ввели ряд специальных мер по обеспечению безопасности. «Раскрыть все карты мы не можем, но, к примеру, на въезде в город усилены все посты ГАИ. Патрули тоже сориентированы на выявление подозрительных предметов. Обсуждаем сейчас возможность оснастить места массового скопления людей видеокамерами», — говорят в главке киевской милиции. Правоохранители уверяют, что у них есть все ресурсы для своевременной реакции на каждое ЧП, однако поиск «бомбы» на крупном объекте вроде ТРЦ или вокзала обходится в 15—20 тыс. грн.
В милиции говорят, что раскрываемость дел по лжеминированию очень низкая. «Личности, которые «минировали» метро в феврале этого года, до сих не установлены. Из 80 случаев лжеминирования с начала года пока есть всего 5 подозреваемых, чьи дела готовятся к суду», — отмечают в столичной милиции. Между тем за заведомо ложное сообщение об угрозе безопасности граждан, уничтожения или повреждения объектов собственности предусмотрено наказание до 8 лет тюрьмы плюс компенсация всех расходов по выездам на места ЧП.
Портрет хулигана: мужчина-неряха
Эксперты отмечают, что обычно лжеминеры — социально отрешенные люди, которые пытаются доказать собственную значимость. «Они хотят посмотреть, как паникуют люди и суетятся представители милиции», — считает нардеп, экс-замминистра МВД Геннадий Москаль. «Телефонные минеры — мужчины (они обычно интересуются военной тематикой), возраст — от 20 до 70 лет. У них постоянное чувство тревоги. Во внешности тоже крайности: либо до безобразия неряшлив, либо же крайне накрахмален», — отмечает психолог Лариса Шкловцова. Ольга Билык говорит, что количество звонков обычно увеличивается весной и осенью, когда у людей с нездоровой психикой начинаются обострения: «Есть у нас один дедушка с психическим заболеванием. Он регулярно сообщает о бомбах — мы его по голосу узнаем. Отрабатываем сообщения, а потом едем к старичку и проводим беседы».