Автодача: выбрать — непростая задача
Плюсы и минусы
Перед владельцем кемпера или автодачи открывается чудная возможность колесить по континенту, так сказать, с квартирой за спиной. Понравилось живописное местечко, захотелось на денек-другой остановиться в красивом городе — и ты не должен искать и оплачивать пристанище. А бесквартирные, если они не очень привередливы в быту, могут и постоянно жить в такой «движимой недвижимости», особенно если ее площадь — под 20 «квадратов». К слову, в таких вагончиках обитают сотни тысяч небогатых американцев. В США этим обиталищам присваивают почтовый адрес, а у нас — увы: в автокемпере прописку не получишь, почту и пенсию в него не доставят.
Далее, если водителю кемпера достаточно иметь права категории В, то владельцу автодачи придется обзаводиться и профессиональными правами, категории Е, позволяющими буксировать прицеп массой свыше 750 кг. Коль нет своего обширного гаража, могут возникнуть трудности с местом на автостоянке: далеко не каждая приютит мобильный дом, особенно если он — размером со средний автобус. А попробуй-ка приткнуть его во дворе жилого дома, да и проблема безопасности тут возникает: угнать вряд ли кто решится, а вот исцарапать это чудо техники или из баллончиков размалевать у хулиганов будет большой соблазн. Еще важный недостаток — кемперы «прожорливы», расход горючего — в среднем 12 л/10 км на трассе. А для буксировки автодачи нужна довольно мощная машина, с объемом двигателя от 1,6 л.
Начинка и цена
Разумеется, уровень комфортабельности мобильного дома зависит от его оснащения. Бывают кемперы и прицепы с 2-мя, 4-мя и 5-тью спальными местами. В самых простецких моделях есть газовая плита, шкафчик, умывальник, мини-холодильник. Большинство оснащены туалетами: в старых домиках — не очень удобные в эксплуатации переносные биотуалеты, в современных — встроенные, с электросмывом. А убранство наиболее дорогих и габаритных кемперов и караванов не уступает «начинке» современной квартиры: душ, диваны, столики, встроенные шкафы и антресоли, телевизор и DVD-установка, система газового отопления и кондиционер.
Ясно, что чем больше «фарша», тем дороже «пирожок». Самый доступный из представленных на нашем рынке — польский прицеп Newiadow: около $17 тыс. С $25 тыс. стартуют цены на немецкие и французские кемперы Tabbert, Нуmer, Burstner, а наиболее шикарные модели этих фирм стоят сотни тысяч евро. Конечно, большинству украинцев и самый дешевый автодомик не по карману, но вместо нового можно купить подержанный — через интернет или в автожурналах несложно сыскать кемпер за $7—10 тыс., а караван — за $4—5 тыс.
На что обращать внимание при выборе бэушной техники, нам рассказали эксперты: руководитель проекта компании «Автогранд-групп» Георгий Кемпа, представитель компании «Альянс Спорт Украина» Владимир Бойко и профессиональный перегонщик авто Александр Башир. Итак, движок и ходовую кемпера могут протестировать только мастера на СТО. А вот кузов и убранство оного, равно как и автодачи, вы и сами можете оценить. Включив плиту, убедитесь, что она не «травит», иначе газ может рвануть. Проверьте исправность всех электроприборов и системы отопления, плотность прилегания дверей и отсутствие трещин в резиновых уплотнителях стекол. Малейший запах сырости, покоробившаяся внешняя или внутренняя обшивка кузова означают, что он протекает и, стало быть, скоро может рассыпаться, как карточный домик.
Когда он сможет окупиться
Новый жилой автоприцеп, тем более кемпер, окупится, когда рак свистнет. Иное дело, если обзаведетесь подержанной автодачей, скажем, за $5 тысяч (по курсу $/7,6 грн. это — 38 тыс. гривен). Такие расходы себя оправдают, причем тем быстрее, чем интенсивнее эксплуатировать сие приобретение.
Скажем, семья из 3 человек едет в Крым на 3 недели. Увы, на билетах она ничего не сэкономит. Подгруженный прицепом автомобиль по пути туда-назад сожжет около 200 литров бензина, что при цене А-95 в 6,2 грн./л выльется в 1240 грн. — по 412 грн. на ездока: считай, стоимость купейных билетов. Но! Если вместо того, чтобы снимать на Южнобережье 1-комнатную квартиру за 250—300 грн. в сутки, наши курортники «пришвартуются» в кемпинге, будут платить за стоянку лишь 10 грн./сут. и жить в автодаче, оная сохранит их бюджету 5—6 тысяч гривен. Зимой ту же семейку отправляем на неделю покататься на лыжах в Карпаты. Будучи избавленной от надобности снимать жилье за 200—300 грн. в день и, скажем, добираться до подъемника на «извозчике» (30—50 грн./день), наша троица сэкономит 1600—2450 грн. За вычетом 10 грн./сутки за стоянку в Киеве, автодача сбережет за год 3—5 тыс. грн. и, соответственно, окупится за 8—12 лет. И меньше чем за 3 года оправдает себя в качестве постоянного жилища. Ведь снять гостинку в столице стоит от 1500 грн./мес., а если жить в автодоме, то расходы на газ для его обогрева и приготовления пищи, плюс электричество, обойдутся всего в 3600 грн. за год.
Личный опыт: торговый киоск, квартира в лесу и дача
Мы нашли людей, которые использовали автодачи не совсем или совсем не по прямому назначению, для которого предназначено временное обиталище.
Крымчанин Виктор Шмыгленко обзавелся старым автофургоном в 2003-м. «И сразу стал работником общепита, — улыбается он. — За $1,5 тыс. взял эту «будку», еще $400 ушло на покупку гриля для кур и кулера для охлаждения напитков. Друг-художник бесплатно размалевал домик персонажами из «Бременских музыкантов», а я сам привинтил к нему консоли и поставил на них музыкальные колонки и видик, на котором запускал тех самых «музыкантов» и другие любимые советские мультики. Еще около $150 потратил на покупку 3 пластиковых столов и 10 стульев. Так у меня получился торговый киоск в сочетании с мини-кафе. Приткнул его на ЮБК: договорился с замдиректора парка, но разрешений от санстанции, пожарных и налоговиков не было. И когда кто-то из них появлялся на горизонте, «радио» — такие же, как я, «бизнесмены» — тут же по цепочке предупреждало об опасности. Гриль и кулер — внутрь фургона, и всех делов. А «навар» был хороший, по $100—120 в день, так что за 4 месяца курортного сезона я заработал и на годовую аренду квартиры, и на пропитание».
Киевлянка Светлана Щеглова вспоминает: «В прошлом году мужу пришлось работать за городом. Мы однажды выехали туда на своей автодаче, да так и остались в ней зимовать всей семьей. А что, по площади она — как 1-комнатная квартира, больше 20 кв. м, есть холодильник, плита, душ и газовый обогреватель. Мы и не мерзли, и не голодали, а дети (3 и 7 лет) вообще в восторге были: лес, свобода — гуляй не хочу».
«Сделал передвижную дачу стационарной, — делится опытом Ярослав Проценко. — Пока денег на постройку домика нет, на участке я только забор поставил. Привез туда древний автотрейлер, снял колеса, чтобы не угнали и в выходные в нем живу. Есть двуспальная кровать, телик, холодильник, газовая плита и рукомойник — а что еще для комфорта надо?»