«Сегодня» продолжает спецпроект, посвященный стратегии развития столицы до 2025 года. Один из ее важнейших приоритетов — развитие так называемых сервисных отраслей, в первую очередь, туризма. Киев — древнейший город с дивной архитектурой, но об этом мало кто знает. Поэтому в столицу едут, по оценкам компании The Boston Consulting Group, всего около 1 млн туристов в год. Хотя в Варшаву — 1,8 млн, в Москву — 3,5 млн, в Прагу — 4,3 млн. «По нашей оценке, каждый год в Киев могут приезжать на 100—400 тысяч туристов больше. Но для этого надо серьезно заняться созданием привлекательных условий для туристов, а также системно позиционировать основные преимущества города как европейской и культурной столицы за рубежом», — говорит Сергей Перапечка, руководитель проекта компании Tht Boston Consulting Group.

Результат не заставит себя ждать — появятся деньги на реставрацию памятников, расширение и модернизацию музеев. По подсчетам эксперта Александра Будя, на туристах Киев сможет заработать в год до 10 млрд грн.

Чего не хватает столице, чтобы стать туристическим центром, и что для этого нужно сделать? Такой вопрос «Сегодня» задала экспертам и членам общественного совета проекта «Стратегия развития Киева до 2025 года».

ЖИЛЬЕ. В первую очередь Киеву не хватает недорогих гостиниц. «После Евро—2012 недостатков в 4—5-звездочных отелях у нас не будет. А вот хостелов в Киеве в 10—15 раз меньше, чем в Праге и Варшаве, а вместо 2—3-звездочных отелей — частные квартиры. Но иностранцы боятся жить в частных квартирах и апартаментах», — говорит Владимир Царук, руководитель центра туристической информации. Всего в столице примерно 20 хостелов. А необходимо в 10—15 раз больше. Создавать их не так уж и сложно — большинство из них сейчас находятся в бывших общежитиях, где планировка очень подходит — удобства на этаже, общая кухня. Нужно только сделать ремонт.

«ДИСНЕЙЛЕНД». Киеву также нужны некие прорывные проекты, которые сразу выделят нашу столицу среди других восточноевропейских городов. «Одним из таких проектов может стать первый в Восточной Европе «Диснейленд». Уже нужно вести переговоры о строительстве парка развлечений в Киеве и думать, где выделить для него землю. Тогда в Киев поедут туристы из Польши, России, Беларуси», — считает Владимир Царук. Эксперты говорят, что «Диснейленд» можно построить за год-полтора, вложить необходимо будет несколько сот миллионов долларов, но окупиться он сможет довольно быстро.

МУЗЕИ. Эксперты считают, что Киеву нужны мегамузей и мегапроекты в области современного искусства. «Мистецький Арсенал» — это тот мегапроект, который сможет стать брендом Киева, — считает директор «Мистецького Арсенала» Наталья Заболотная. — У нас самый большой музей в Европе после Лувра. Пока никто в странах СНГ не занимался привозом коллекций мировых шедевров, за которыми выстраиваются очереди. А мы это будем делать. Через три года к нам приедет выставка Эдварда Мунка. Кроме того, мы сделаем ретроспективу Казимира Малевича, где соберем шедевры из 12 мировых музеев! На такие выставки точно приедут иностранцы». Заболотная считает, что подобные проекты могли бы делать и другие музеи, тем самым привлекая туристов.

ИНФРАСТРУКТУРА. Также туристам не хватает элементарной информации. «Чтобы иностранцы чувствовали себя комфортно, на улицах должны появиться указатели, информация на самих памятниках на нескольких языках. А также сеть информационных центров в самых популярных туристических местах», — считает Арсений Финберг, руководитель движения «Интересный Киев». Кроме того, необходимо перевести на английский язык все названия улиц в центре и вывески в метро. Сейчас в подземке уже появились такие указатели, но их мало.

БРЕНДИРОВАНИЕ. Эксперты сходятся во мнении, что Киев не умеет себя рекламировать. «Мы серое пятно на карте Европы, нас не видят. Мы единственный город в Европе, который не имеет своего туристического портала», — говорит завкафедрой Киевского университета туризма Александр Будя. «Мы рекламируем Киев в общем, как самый старый город Восточной Европы. А нужно рекламировать по направлениям: кухня, события, музеи. Иначе туристы не понимают, зачем к нам ехать. Молодежь должна знать, что тут ниже цены на питание и проживание, чем в Москве, есть ночные развлечения, есть природа для активного отдыха. Европейцы среднего возраста должны знать, что у нас безопасно, есть памятники, хорошая кухня», — считает Владимир Царук.

БОРЩ И ПИВО. Как показывает пример Таиланда или Италии, национальная кухня может быть также сама по себе важным элементом привлечения внимания туристов. Но для этого из нее нужно сделать общемировой бренд. Например, можно рекламировать столицу как родину украинского борща. «На самом деле наш борщ любят китайцы и японцы, не говорю уж о европейцах. Можно устраивать туры и кормить разными видами борща, а также учить туристов его готовить», — считает Царук. Еще одна идея — рекламировать Киев как родину «котлеты по-киевски», «киевского торта», которые должны быть в каждом кафе и ресторане.

ВЕДЬМЫ КИЕВА. Раскрутить Киев поможет мистика. «На самом деле у Киева есть свой лик — очертания города на карте напоминают женское лицо. А все, что связано с женщинами, несет в себе мистическую тайну. Поэтому надо организовать тур «По ведьминым горам Киева». У нас до сих пор в Киеве сохранились нетронутыми Лысая гора и Щекавица. Именно там, согласно поверью, по ночам летают ведьмы на метлах, а в полнолуния собирается на шабаш нечистая сила. Этим не каждая европейская столица может похвастаться», — уверен Царук.

КОНЦЕРТЫ. Влад Троицкий, организатор «Гогольфест», считает, что в Киеве мало событий, на которые может съехаться молодежь из разных стран. Это крупные музыкальные фестивали, концерты с участием мировых и европейских звезд, этнофестивали под Киевом — их можно, например, проводить в «Пирогово». «Билеты на такие мероприятия раскупают задолго до их начала. За счет этого Киев станет знаменитым», — уверен Троицкий.

СУВЕНИРЫ. Киев мало зарабатывает на сувенирах с собственным изображением. Отыскать на Майдане или на Андреевском магнитик или кружку именно с киевской тематикой — сложно. Да и сами сувениры слишком дорогие, к примеру, самая дешевая деревянная ручка с символикой стоит 40 грн. Кружки от 70 грн. Хотя мелкая сувенирка должна стоить 2—5 евро.

Есть вопрос и к символу столицы. Например, Париж славится сувенирами с изображением Эйфелевой башни. Взглянешь на нее — и сразу понятно, в каком городе побывал человек. У нас же трудно сказать, что именно является символом Киева. «Нужно объявить конкурс на символ города, им может стать и Дом с химерами, и памятник Богдану Хмельницкому, и София Киевская, и Лавра», — говорит Будя.

Еще одна идея — Андрей Шевченко и братья Кличко, которые знамениты на весь мир. Например, город в Австрии, где жил Шварценеггер, умудряется зарабатывать огромные деньги на экскурсиях по местам Терминатора и сувенирке с его именем. В Киеве можно было бы сделать аналогичный тур.

segodnya.ua