Государственное специализированное предприятие «Чернобыльская АЭС» опубликовало на своей странице в Facebook эскизы муралов для ЧАЭС, которые художники присылали на конкурс в течение последнего месяца.
Пользователям соцсети предлагают проголосовать за понравившиеся рисунки. Лайки и комментарии добавят дополнительных баллов конкурсантам и приблизят их к победе. Результаты голосования и конкурса будут объявлены 31 мая.
Мурал-победитель будет нарисован на восточной стене машинного зала, которая выходит на офисные помещения ЧАЭС. Таким образом, мурал размером 18,5 метра на 57,9 метра ежедневно будут видеть тысячи человек — персонал атомной станции и посетители Зоны отчуждения.
Проголосовать за понравившийся рисунок можно по ссылке.
Эскизы муралов, опубликованные в соответствующем альбоме, сопровождают краткие описания.
1. Валерий Коршунов — «Взгляд в будущее».
Передовые технологии развиваются так же бурно, как восстанавливается природа в Зоне. Пришло время принять вызов и создавать свое будущее. Проект призывает посмотреть в возможное будущее ЧАЭС, где новейшие технологии, научные исследования и простая работа людей могут создать будущее, которое изменит отношение к ЧАЭС и весь мир.
2. Валерий Коршунов — «Возрождение».
Чернобыль знают во всем мире, его визуальные образы и символы известны всем и каждому. Пришло время для восприятия нового образа миром. Образа возрождения и большой Надежды, которые возникают в центре композиции, не отрекаясь, но меняя акценты с устаревших символов на новые. Работа несет в себе центральный образ дерева, символ жизни, связи поколений и «Возрождение».
3. Ярослав Шафинский (San M) - Без названия.
Абстрактная каллиграфия в красном цвете, восточном с красным цветом разметки башен. Такая же абстрактная и загадочная, каким становится заброшенный город, в котором ум доходит до границы неизвестной необратимости.
4. Дарина Яцюк, Елена Баненко, Светлана Кошкина — «Возрождение».
Неожиданное возрождение живой природы в этом крае после того, как люди его покинули, удивляет и поражает. Мурал, выполненный в флуоресцентных красках, может работать также и ночью.
5. Ярослав Леонец — «Мир вокруг нас».
Формирование креативной урбанистической среды в Зоне отчуждения и создание положительного имиджа Чернобыльской АЭС — это главная цель муралов «Мир вокруг нас». Ведь мы люди — социальные существа. Вся наша деятельность и все то, что нас окружает в повседневной жизни, каким-то образом связано с социумом. Мы рождаемся в социуме, живем и умираем. И каждый возраст для нас — людей — очень важен. Спросите, чем же? Отвечу! Тем, что никогда больше не повторится и останется в нашей памяти таким, каким состоялся. Мы должны учиться по истории, стараться никогда не повторять ошибки предыдущих поколений. Но одновременно с этим должны смотреть в будущее, чтобы наши мысли не были старомодными и всегда двигались вперед и развивались. Также ценить собственное время и окружающих, ценить свое место в жизни и возможности. Мы — люди, и должны оставаться людьми. Которые способны по-настоящему жить, ценить, любить и принимать правильные решения, которые меняют нашу жизнь и жизнь людей к лучшему.
6. Дарина Яцюк, Елена Баненко, Светлана Кошкина — «Жизнь возвращается».
Писанка — символ жизни, его бессмертия, весеннего возрождения, добра, счастья, радости. Этот мощный символ является олицетворением украинской культуры. Он символически подчеркивает все то, что происходит в Чернобыле сейчас: возрождение. После ужасной трагедии, которая всколыхнула весь мир, жизнь возвращается в эти края. Мы верим, что все будет хорошо. Что, помня историю, мы можем не допустить ее повторения. А символ — писанка — напоминать о прошлом и даст надежду на будущее этого края.
7. Дарья Полева — «Сила человеческой ошибки».
Одна ошибка — целый ряд последствий. Город, который никогда не будет жить прежней жизнью. В верхней части эскиза изображен город Припять в том состоянии, в котором он есть сейчас, а в отражении — каким мы его уже больше никогда не увидим. Разница между тем и настоящим была подчеркнута контрастом цветовой гаммы, изображением разного состояния природы, наличием и отсутствием жизни.
8. Виталий Гидеван (Gide1) — «Прикосновение».
Будет создана анимированная история. AR мурал с дополненной реальностью (при наведении телефона на рисунок картина будет оживать). Посетители смогут не только увидеть красивую картинку, но и окунуться в ее внутренний мир, увидеть и пережить историю самостоятельно. Это станет изюминкой экскурсии.
9. Борис Новицкий — «ЧАЭС вчера, сегодня, завтра».
На арте изображены основные этапы жизни станции: строительство, эксплуатация, авария, сооружение «Укрытия» и НБК. Также это продублировано годами основных событий, которые размещены в соответствующих этим событиям местах.
10-13. Ruas, Diogo [Mots] — «Баланс».
Мурал представляет борьбу за равновесие и пути господства сил природы. С мыслью о структуре машинного зала Чернобыльской АЭС и со стремлением к новому видению привычных вещей проект «Баланс» не только нарушает строгие архитектурные линии АЭС из-за использования трехмерных форм, но и ставит целью представить величину и масштаб, которые являются олицетворением контроля и развития устойчивой ядерной энергии на более глубоком уровне. Баланс достигается только через контроль противоположных сил и из-за противостояния между хаосом, вещами, которые являются важнейшими в сфере энергетики, а также потреблением ресурсов в мире.
14. Сергей Тонканов — «Восстановление».
Концепцией проекта является отражение актуальных процессов, происходящих на ЧАЭС, а именно создание в перспективе на ее территории генерирующих мощностей, работающих на возобновляемой энергии, а именно — солнечной и ветровой электростанции. Создание такой «зеленой» электрогенерации восстановит ЧАЭС как электростанцию после ее остановки в 2000 году.
Графическое изображение эскиза — символическое отображение концепции. В центре композиции находится ветряк ветровой электростанции, которую планируют построить на территории ЧАЭС. Его винт, двигаясь, будто стирает, сметает, символическое изображение радиационной опасности. Это символизирует переход ЧАЭС от атомной энергии к восстановительной. Зеленые стрелки, которые закручены вокруг мельницы, — интерпретация символа восстановительной «зеленой» энергетики. Солнечные панели, которые в большом количестве теряются в перспективе на эскизе, символизируют широкомасштабные планы по их установке на станции в будущем, что соответствует мировым тенденциям. Красная дуга символизирует сооружение нового укрытия над 4-м энергоблоком, которое было недавно построено и будет продолжать защищать от радиационного загрязнения окружающую среду, оно на эскизе изображен в виде голубого неба с белыми облаками.
15. Сергей Дулевич — «Дыхание атома».
Суть мурала в том, что он показывает Зону отчуждения в виде природы. Бабочка олицетворяет атомную энергию, такую невинную на первый взгляд. Руки символизируют как человек теряет контроль над этой энергией. В результате на мурале видны черные тона, а это и есть дыхание атомной энергии, вышедшей из-под контроля.
16. Анна Корнеева — «История длиною в жизнь».
Возрождение ЧЗО после аварии. Главный персонаж мурала — это девушка, изображенная в момент строительства первого защитного сооружения, и та же девушка после строительства Арки НБК. Справа девушка олицетворяет тех людей, которые строили и помогали в строительстве, а также собственно ЧЗО. Девушка слева олицетворяет новую зону отчуждения, которая начинает свое восстановление.
17. Леся Гудзь — «Семейный портрет».
На этом рисунке я хотела совместить в иронической манере две эпохи. Пофантазировать на тему защиты от радиации в контексте средневекового портрета.
18. Stefanie Muschler - Flower Turbines
Моя работа базируется на том факте, что мурал будет находиться на стене машинного зала, поэтому в своем рисунке я хотела использовать мотив турбины. Также я хотела отдать дань памяти жертвам катастрофы 1986 года, которые нашли свое место на рисунке в виде разбитого цветка. Чтобы добавить позитивной атмосферы, я использовала яркие и теплые цвета. В финальной версии я решила совместить индустриальный мотив турбины с приближенным к природе мотивом цветов.
19. Анастасия Худякова — «Жизнь продолжается».
Наша планета умеет сама заживлять свои раны. Земля способна восстанавливаться, главное не мешать ей в этом, а наоборот — помнить о наших с вами ошибках и не повторять их больше никогда.
20. Алеся Хмелик - "О-память".
На эскизе изображен одуванчик, чтобы отметить и акцентировать в первую очередь про Экологическую катастрофу. Одуванчик - традиционный символ грусти, но одновременно считается цветком тепла; является символом хрупкости и быстротечности (перекликается с аварией на станции).
21. Анастасия Шингур — «Лис».
Отказ от традиционно депрессивных мотивов творчества, связанных с чернобыльской тематикой, объясняется тем, что в первую очередь изображения будут видеть люди, которые ежедневно работают в Зоне и требуют более позитивной рабочей атмосферы. Работой хотелось подчеркнуть природу Зоны отчуждения — то, как отсутствие людей повлияло на развитие флоры и фауны. Лис выбран по нескольким причинам: это и «привет» лису Семену — любимцу посетителей Зоны; и [не слишком оригинальный] каламбур Рыжий Лис — Рыжий Лес; и просто хорошее животное, популяция которого в Зоне растет и процветает. Зверь разрывает конверт и «выпускает» из него растения, что символизирует разрушение техногенной среды.
22. Наталья Литовченко — «С верой в возрождение».
В центральной части композиции изображена женская фигура, олицетворяющая образ Берегини. Справа, в нижней части и слева вверху использованы мотивы мозаичных рельефов, созданных моим отцом, Литовченко И.С. в городе Припять 35 лет назад, еще до аварии на АЭС. Центр — это мотивы композиции «Энергия», которую я изобразила со смещением. Она как бы раскололась после взрыва.
Цвета сдержанно глубокие, с активным красным, будто озаряют фигуры и придает композиции драматизма. В стенописи изображены мотивы древних мифологических образов нашего народа и героев из произведений Тараса Шевченко. В композиции также есть и портрет поэта.
Женская фигура с распростертыми руками не должна выглядеть трагической. Она смотрит в будущее. За плечом у нее ангел, оберегает нас. Прочитываются мотивы церковных колоколов. Вверху справа горизонталь создана фигурами, направленными к центру. Она заканчивается молодой парой с ребенком, что придает композиции оптимизма. Несмотря на трагедию, у нас будет будущее.
23. Ярослав Кунцевич — «Тревога».
Мурал воспроизводит историю 1986 года, напоминая о трагических событиях на Чернобыльской АЭС, когда на майские праздники украинцам по телевизору рассказывали, что ничего страшного не случилось. А на самом деле тысячи служащих жертвовали здоровьем и жизнью, чтобы остановить ужасные последствия взрыва.
Этот мурал как окно в прошлое, в те события... Про благодарность этим героям и напоминание о том, насколько опасным может быть стремление человечества покорить мирный атом и, дай бог, такая трагедия не повторится... Про заботу об окружающей среде и экологии и постоянное напоминание, ведь нашим детям еще жить на этой земле.
24. Николай Трипольский — The planet is fine
Работа изображает известного комика Джорджа Карлина, автора знаменитой фразы «Планета в порядке, это людям капец», отображающий события, происходящие после взрыва в зоне ЧАЭС, в частности, многообразие флоры и фауны после того как из Зоны ушли люди. В левом углу расположен QR-код, при считывании которого открывается знаменитое выступление.
Ранее мы рассказывали о местах в Зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, в которые пока не пустят туристов.