Места 26.04.2019

Неизведанная зона отчуждения: места, куда не ступала нога туриста

Локации, доступные для экскурсии только онлайн.

Чернобыльская зона отчуждения
Места на ЧАЭС, куда не ступает нога туриста. Фото: Wendelin Jacober (Flickr.com)

Чернобыльская АЭС и город-призрак Припять давно уже стали одной из визитных карточек Украины. Казалось бы, за 33 года территория Зоны исхожена вдоль и поперек. Однако там все еще есть места, куда пока сложно или практически невозможно попасть обычному человеку. Ну и, зачастую, очень опасно. Рассказываем об интересных локациях, куда еще не ступала нога чернобыльского туриста.

Но предупреждаем: на некоторые из них лучше смотреть на экранах своих компьютеров, так как в жизни они пока закрыты или же опасны для вашего здоровья.

Чернобыльский затон. Кладбище кораблей и барж

До аварии на ЧАЭС в затоке реки Припять проводили ремонт или утилизацию старых судов. Это место привлекало местных ребятишек, которые любили полазить по заброшенным кораблям. После взрыва в четвертом энергоблоке в гавань отбуксировали судна и баржи, которые участвовали в ликвидации последствий аварии, перевозя радиоактивные грузы.

В ржавых кораблях, оставленных на «кладбище», до сих пор находятся горюче-смазочные материалы. В настоящее время их потихоньку утилизируют, чтобы предотвратить разлив топлива и тем самым не допустить локальную экологическую катастрофу.

Подвал медсанчасти-126 в Припяти

В ночь на 26 апреля 1986 года припятская медсанчасть приняла первых пострадавших в чернобыльской катастрофе. Туда привозили работников ЧАЭС и пожарных, которые тушили четвертый энергоблок станции — из пожарных расчетов лейтенантов Виктора Кибенка и Владимира Правика. Переодевать пожарных должны были на санпропуске АЭС, но в ту ночь он оказался закрыт, поэтому все пришлось делать уже в больнице. Всю одежду и обувь пострадавших, а также больничное постельное белье, на котором они лежали, санитары сложили в подвал медсанчасти. Вещи пожарных и сотрудников станции до сих пор лежат в одной из комнат подвала и изрядно «фонят». В других комнатах сложены шкафы, стеллажи и различное медицинское оборудование.

 

Посещение подвала крайне не рекомендовано. Радиационный фон там до сих пор остается высоким. Кроме того, в подвале всегда повышенная влажность и туман, который поднимает радиоактивные частицы. При попадании внутрь организма они могут нанести вред.

Это жуткое место представляет историческую ценность и интерес для туристов. Директор компании Chernobyl Tour Ярослав Емельяненко считает, что в подвале МСЧ-126 можно установить движущиеся камеры с выводом на интерактивную панель. Благодаря ей любой желающий смог бы «побывать» в легендарном подвале и своими глазами без риска для здоровья увидеть вещи ликвидаторов.

Пункт захоронения радиоактивных отходов «Буряковка»

Могильник радиоактивной техники «Буряковка» расположен в 50 км от Чернобыля. Его создали в первые месяцы после аварии. Это один из немногих отстойников в чернобыльской зоне, где все еще можно увидеть уникальную технику, которая участвовала в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, — пожарные машины, корпуса самолетов Ми-8, БТР, БРДМ, автоцистерны и прочая.

На каждой машине есть пометки, которые делали ликвидаторы. Кроме того, встречаются и интересные технические решения. Например, в машинах, которые работали в грязных зонах, кабины зашиты свинцом. Таким образом ликвидаторы пытались предотвратить попадание большого количества гамма-лучей внутрь кабины и сохранить здоровье экипажа.

Здесь же находится и немецкий робот «Джокер», очищавший крышу третьего энергоблока ЧАЭС от графита. В 1986 году «немцу» не удалось в полной мере выполнить возложенные на него задачи, так как его начинка попросту сгорела. А все от того, что Советский Союз занизил уровни радиации, которые оглашали миру.

Робот «Джокер». Фото: Depositphotos

«При соблюдении правил радиационной безопасности на «Буряковке» можно провести около двух-трех часов. На расстоянии двух метров от техники уровень фона будет не выше, чем в самолете, — говорит Ярослав Емельяненко. — Чтобы предоставить туристическим группам доступ к ПЗРО, могильник нужно подготовить, оградить технику. Тогда гиды смогут проводить там экскурсии и при помощи лазерной указки показывать какие-то интересные детали».

Станция «Янов»

Железнодорожную станцию «Янов» рядом с одноименным поселком ввели в эксплуатацию в 1925 году. Наличие этого транспортного узла послужило причиной выбора места для строительства Припяти и ЧАЭС, ведь по железнодорожным путям было легко доставлять материалы на стройплощадку.

До аварии в 1986 году на станции «Янов» осуществлялись пассажироперевозки и грузовые работы. Тянущиеся от нее железнодорожные ветки примыкали к самой ЧАЭС, нефтебазам и прочим предприятиям Припяти. Во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС через станцию перевозили грузы для строительства саркофага над четвертым энергоблоком. В последние годы один из путей, проходящих через станцию, реконструировали. Его использовали для доставки грузов на строительство «Укрытия-2». На других путях станции еще можно увидеть заброшенные локомотивы и вагоны. Но, к сожалению, их уже облюбовали «металлисты» — люди, которые распиливают технику на металл. Поэтому туристов на «Янов» пускают крайне редко и очень неохотно.

Сам поселок Янов был эвакуирован 27 апреля 1986 года. Все дома были захоронены, так как дезактивировать их было невозможно.

Уцелевшие части ЧАЭС

Реакторы Чернобыльской АЭС продолжали работать и спустя годы после аварии. Третий, последний работающий энергоблок был выведен из эксплуатации в декабре 2000 года. Мечта любого, кто «болен» темой Чернобыля, — побывать в святая святых. А именно — в уцелевших частях ЧАЭС. Однако уровни радиации на станции до сих пор очень высокие и попасть туда могут только профильные посетители.

Администрация станции сопротивляется доступу туристов. Но, кто знает, возможно, через несколько лет можно будет собственными глазами увидеть пульт управления четвертым блоком, реакторный зал первого блока и турбинный зал четвертого реактора.

Зенитно-ракетный комплекс «Волхов»

До аварии в Зоне размещался зенитно-ракетный комплекс, который защищал небо над большими стратегическими объектами — ЧАЭС, «Дугой-2» и секретным военным городком «Чернобыль-2». Объект находится в отдалении от других локаций Зоны, добираться до него довольно трудно, поэтому туристы здесь появляются редко. Самое знаменитое место «Волхова» — подземный бункер с огромными металлическими воротами. В округе можно увидеть остатки техники.

Также в «Волхове» располагались гаражи, площадки для ракетных комплексов и казармы, в которых до сих пор сохранились военные плакаты.

Село Новошепеличи

До аварии на Чернобыльской АЭС в селе проживало 1683 человека, работал деревообрабатывающий комбинат, больница, пожарное депо, средняя школа, дом культуры, библиотека, интернат, детский сад и швейное ателье. Также в Новошепеличах располагалось несколько общежитий, в которых проживали строители Припяти.

Село эвакуировали 3 мая 1986 года. После аварии на ЧАЭС здесь на месте бывшего колхоза открыли научно-экспериментальную ферму. На ферме содержали коров, овец и даже калифорнийского червя, проводя опыты по очистке почвы от радионуклидов.

В 1987 году в Новошепеличи нелегально, лесными тропами вернулись два жителя села — Савва Гаврилович и Елена Дорофеевна Ображеи. Это были единственные самоселы, проживавшие в 10-километровой зоне. До 2000 года дед Савва работал пастухом на экспериментальной ферме, Елена Дорофеевна трудилась там же дояркой. В 2006 году самоселов посетил тогдашний президент Украины Виктор Ющенко, который приказал провести к дому самоселов электричество и пригнать машину дров. Дед Савва скончался осенью 2014 года. После этого его жена перебралась в Чернобыль.

В последние годы туризм в чернобыльскую зону отчуждения стал массовым и приносит в бюджет страны существенные средства. За один день зону могут посетить до двух тысяч человек. Некоторые туристы приезжают сюда не в первый, не во второй и даже не в третий раз. Возникает необходимость предлагать им новые локации.

«Сейчас совместно с администрацией Чернобыльской Зоной отчуждения мы разрабатываем новые объекты для посещения туристами. Это необходимо, чтобы, во-первых, туристы помещались на маршрутах, во-вторых, чтобы к нам приезжали еще. Потому что каждый объект важен и стоит денег. Даже ржавые машины, которые участвовали в ликвидации последствий аварии, являются исторической и культурной ценностью», — рассказывает директор компании Chernobyl Tour Ярослав Емельяненко.

В списке объектов, которые прорабатываются с администрацией зоны отчуждения, много локаций левого берега Припяти, на которые уже есть спрос. В настоящее время массового доступа туда для туристов нет, однако Chernobyl Tour время от времени организовывает профильные туры для специализированных групп. Для того, чтобы любой желающий смог посетить эти места, необходимо всего лишь разработать порядок их посещения и порядок соблюдения безопасности. Тогда туристы будут возвращаться в чернобыльскую зону не раз.

За помощь в подготовке материала благодарим компанию Chernobyl Tour

Читайте также: «День ликвидаторов: три истории очевидцев».

4%
96%
0%
0%
Такий email не зареєстровано у системі
Введите свой электронный адрес, на который мы отправим вам новый пароль.
Поле не должно быть пустым и содержать кириллицу
Спасибо!

Ваше сообщение принято.

Сожалеем :(

Во время обработки что-то пошло не так.

Bы можете отправить сообщение на электронный адрес betatest@nashkiev.com