Почти 60 тысяч киевлян живут в общежитиях. Все они надеются с принятием госпрограммы, позволяющей приватизировать свои комнаты, стать хозяевами хотя бы крохотного, но своего жилья. Тогда уже никто не сможет их выкинуть на улицу. Правда, некоторые общежития перед таким революционным решением неожиданно пропали из списков общежитий.
9 МЕТРОВ НА СЕМЬЮ. Среди элитных домов Конча-Заспы, по соседству с мэром Леонидом Черновецким, министрами и депутатами, затерялось двухэтажное общежитие завода им. Антонова. Тут живут 70 бывших и нынешних сотрудников завода, их дети и даже внуки.
Комната Натальи Мелединой — всего 9 «квадратов», она обитает в ней с мужем и двумя маленькими дочками. Тут с трудом умещается двухэтажная кровать-трансформер, диван и шкаф. «Второй шкаф стоит в коридоре. А кровать делали под заказ — в ней есть шкафчики для хранения вещей и игрушек», — смеется Наталья. На 4 комнаты, где проживает 11 человек, всего один туалет и ванная. «Мы все по очереди туда ходим, каждый знает свое время», — говорит Наталья. Кухня тоже крохотная, на ней две плиты, и каждой комнате отведена одна конфорка. Поэтому жильцы готовят тоже по очереди. Горячую воду зимой подают по расписанию — по два часа утром и вечером. А летом постоянно. За такое удовольствие каждый жилец вынужден платить по 600—700 грн с человека в месяц.
Расположено общежитие на территории базы «Сокол», часть которой уже давно отдана под частную застройку. Поэтому из-за забора на панельную старенькую двухэтажку смотрят окна дорогих коттеджей, которые продаются как минимум по $500 тыс. Жильцы дома говорят, что владелец общежития, завод им. Антонова, хочет их выселить.
«Для этого они перевели общежитие в статус «корпус №20». И говорят, что им тут принадлежат только койко-места. А в Голосеевском районе общежитие было зарегистрировано, а теперь пропало. Хотя люди тут живут с 1972 года, у каждого есть прописка в паспорте, но руководство завода этого не замечает», — говорит член «Объединения жильцов общежитий Украины» Алена Гетьман, которая сама тут живет уже 22 года.
НЕ ЗАМЕЧАЮТ. На самом заводе считают, что это уже не общежитие. «Никто никого выселять не собирается. Но тут только треть жильцов работает на заводе. Дети и внуки пенсионеров завода не имеют право тут жить», — уверен замдиректора завода Владимир Асташкин. Жильцы подозревают, что причина в том, что земля в Конча-Заспе кому-то приглянулась. «Может быть, кто-то и хочет захватить эту дорогую землю, откуда я знаю», — говорит Асташкин. А высокую оплату он называет вынужденной: «Воду берем из скважины, коллектора нет, работают насосы, а котельная газовая — поэтому так дорого».
Жильцы говорят, что единственный выход для них — это приватизация комнат. «Для этого нужно, чтобы город взял нас в свою собственность. Тогда мы хоть будем знать, что это наше, сможем в складчину отремонтировать здание», — считает Алена Гетьман. В Объединении жильцов общежитий Украины говорят, что в новую программу передачи общежитий не вошло 5—6 столичных общежитий, а по Украине «потерялось» 98. «Хозяева просто не хотят отдавать людям жилье. Поэтому нужно решение городской власти о передачи таких общежитий в городскую собственность», — считает лидер объединения Николай Палаш.