Наталья Заболотная

Я в Киеве

НК: На какие проекты и на чьи работы в рамках ARSENALE 2012 вы бы посоветовали обратить особое внимание и почему?

Первая киевская биеннале современного искусства ARSENALE 2012 – беспрецедентно масштабное событие в культурной жизни Украины. Инициативу Мыстецького Арсенала поддержал Президент Украины, Министерство культуры Украины, Киевская государственная городская администрация. Куратором Главного проекта стал всемирно известный куратор, искусствовед, писатель Дэвид Эллиотт (Великобритания). Впервые в Украине будет представлено творчество более 120 художников из 30 стран мира.

В рамках биеннале также будет представлен Специальный польско-украинский проект «Двойная игра», в котором участвуют более 40 украинских и польских художников, им руководят главный куратор Мыстецького Арсенала Александр Соловьев и Марек Годжиевский (Центр современного искусства «Zamek Ujazdowski», Варшава).

Титульный проект Арсенале «Архаические формы – актуальный взгляд» представит древнейшую скульптуру из 15 музеев страны – около 100 половецких и скифских каменных баб, расположенных в ландшафте прилегающей территории Мыстецького Арсенала, впервые открытой для посещения.

Особого внимания также заслуживает Параллельная программа, представляющая более 40 проектов украинских художников в 35 художественных локациях Киева, Харькова, Одессы, Херсона, Днепропетровска. Таким образом, ARSENALE 2012 активизирует художественные процессы во всей стране, ведь оно призвано показать панораму новейших достижений мирового и украинского искусства и очень важно, что украинские зрители получат возможность познакомиться с ними у себя на родине.

Мне бы хотелось держать интригу относительно представленных работ художников и не выделять кого-то преждевременно. Уверена, что экспозиция удивит всех зрителей, украинских и иностранных, ведь большинство участников – это звезды мировой арт-сцены, представляющие всего около 250 индивидуальных и коллективных проектов, среди которых 40% созданы специально для ARSENALE 2012.

НК: Пожалуйста, перечислите все локации ARSENALE 2012

Экспозиции Главного, Специального и Титульного проектов будут представлены в Мыстецьком Арсенале, а мероприятия параллельной программы охватывают около 30 художественных локаций по всему городу – музеи, галереи, арт-центры. Подробную информацию о них, адреса, даты открытий можно узнать на сайте ARSENALE 2012.

НК: Одни пророчат упадок украинского арта (кризис, денег нет и т.п.), другие — наоборот, подъем (причем по этим же причинам: мол, в трудные времена «пробивает» на творчество). А по-вашему, как будет в ближайшее время?

Сегодня украинская арт-сцена находится на подъеме, и сейчас самое время, чтобы украинское искусство состоялось в сознании международной общественности, чтобы оно воспринималось как часть общемирового художественного процесса. Ведь Украина известна как родина Казимира Малевича, Владимира Татлина, Александры Экстер, Александра Архипенка и других выдающихся мастеров авангарда и модернизма. Необходимо связать достижения прошлого с настоящим, объединить их в целостную картину. Куратор Девид Эллиотт, разрабатывая концепцию Главного проекта, исследовал местную художественную среду, отметил, что есть много современных украинских художников, творчество которых абсолютно органично вписывается в мировой контекст, но для успеха и признания им не хватает международного провенанса. Биеннале – именно тот формат, который сфокусирует внимание художественной общественности на украинском современном искусстве, широко представленном в рамках проектов ARSENALE 2012.

НК: Несколько лет назад в Праге после завершения одного из подобных мероприятий жителям города настолько понравился один из экспонатов (огромные младенцы, ползущие вверх-вниз по Жижковской телебашне), что было принято решение оставить их там навсегда (пока сами не отпадут). Как вы считаете, какие из экспонатов нынешней Киевской биеннале могут настолько понравиться киевлянам, чтобы сделать их киевской достопримечательностью (и возможно ли такое в принципе)?

Это зависит от общественного мнения. Современное искусство поднимает сложную философскую и социальную проблематику, которая находит отклик в каждом из нас. И если город полюбит какую-то из представленных работ, мы будем только рады.

НК: Когда вы возвращаетесь в Киев после зарубежной поездки, что вы чувствуете — радость или досаду?

У меня «синдром Родины», не могу находиться за рубежом более 2-3 дней. Возвращаясь в Украину, я каждый раз убеждаюсь, сколько еще нужно сделать в нашей стране, это и вдохновляет, и разочаровывает, ведь очень много препятствий надо преодолеть для того, чтобы добиться качественного результата в своей работе. Любая подвижническая инициатива часто встречает либо сопротивление, либо бездействие. Все, что связано с искусством и культурой в нашей стране, делается в основном на энтузиазме и романтическом представлении о некоем прекрасном будущем современного искусства, когда художники будут творить, галеристы - продавать, критики - критиковать, а зрители будут выстраиваться в длинные очереди на экспозиции.

НК: По чем/ком в Киеве вы скучаете, будучи в отъезде?

Я привыкла держать все под контролем, чего бы это ни касалось. Понятие скуки мне не свойственно, потому что меня всегда ждет много дел, и мне неуютно, когда решение каких-то важных вопросов простаивает. Поездки всегда вдохновляют, я привожу с собой новые идеи, знания, помогающие усовершенствовать рабочий процесс, часто более четко сформулировать или модифицировать цели и задачи. Я побывала во многих странах и понимаю, насколько важно «держать руку на пульсе», отслеживать последние достижения в своей сфере, развивать профессиональную коммуникацию. Мир движется все быстрее, и расслабиться – значит оказаться «за бортом».

НК: Чего Вам не хватает в Киеве?

Сейчас наша команда работаем именно над тем, чего Киеву больше всего не хватает – созданием музея нового поколения, оборудованного по последнему слову техники, в котором будет представлено украинское искусство с древнейших времен и до сегодняшнего дня, который будет принимать выставки шедевров мирового искусства из ведущих зарубежных коллекций, музея с современной инфраструктурой, арт-лабораториями, конференц-залами, учебными аудиториями, электронной библиотекой, информационными центрами, книжными магазинами. Словом, после завершения ремонтных работ в 2014 в столице появится настоящий центр культурной жизни Украины. Мыстецький Арсенал уже состоялся в сознании украинцев как лидирующая художественная экспозиционная площадка страны. В данный момент мы создаем международный имидж институции, потому как выход Мыстецького Арсенала как титульного музейного комплекса Украины на глобальную арт-сцену является одним из приоритетных заданий ARSENALE 2012.

НК: Одни говорят, что Киев красивый, теплый, уютный. Другие – что безобразный, грязный, непригодный для жизни. А по-вашему?

Киев – один из самых красивых и уютных городов мира. Люблю этот город и считаю его замечательным. Каждый видит то, что на самом деле хочет видеть. В каждом мегаполисе есть красивые кварталы с чистыми улицами и сверкающими витринами, есть и депрессивные, неблагополучные районы – вопрос в их пропорциональном соотношении. Мы должны понимать, что все зависит от нас самих, и личностный комфорт начинается с маленьких вещей, с нашего отношения к ним. Ждать, что коммунальная или любая другая служба решит бытовые проблемы, по крайней мере, безответственно. И если есть недовольство чем-либо, нужно самому принимать меры, отстаивать свою гражданскую позицию.

НК: Каких лиц на киевских улицах больше – приятных или отталкивающих?

Лица разные, как разные судьбы. Конечно, приятно видеть улыбающихся дружелюбных людей и очень хочется, чтобы их было больше, потому что нас, как и всех на постсоветском пространстве, не учили быть оптимистами. Однако, много путешествуя, с уверенностью могу сказать, что украинцы в сравнении со многими очень мягки и отзывчивы.

НК: Есть ли в Киеве что-то такое, что не перестает вас приятно удивлять?

Приятно удивляет и вдохновляет богатейшее культурное наследие Киева. И очень досадно от того, как небрежно расходуется культурный потенциал, ведь каждый кирпичик, каждый сантиметр старого Киева дышит историей, уходящей вглубь веков. Не стоит забывать, что наша столица – духовный стержень и всей страны. Очень хотелось бы, чтобы понимание, какими культурными сокровищами обладает Киев, было у всех, от кого зависит их сохранение и приумножение.

Считаю первостепенной задачей формирование имиджа Киева как современного центра художественной и культурной жизни, а проведение Первой международной Киевской биеннале сделает столицу центром притяжения для мировой художественной общественности. На церемонии открытия будут около полутора тысяч иностранных гостей – директоров ведущих мировых художественных институций и организаций, кураторов, художников, критиков, журналистов влиятельных СМИ. Несомненно, это уникальный шанс, и не только для Киева, но и для Украины, сделать решающий прорыв в международное информационное поле и прочно закрепиться на мировой художественной карте.

НК: Что думаете по поводу проектов «реконструкции» Десятинной церкви?

Я считаю, что объекты, имеющие важнейшую археологическую ценность, должны исследоваться исключительно специалистами в данной области. Территория, на которой расположен фундамент Десятинной церкви – колыбель истории Киева, Киевской Руси. Но, факт остается фактом – в данном состоянии это место «не работает», оно, к сожалению, не является центром паломничества для верующих, не стало точкой притяжения для туристов. К проектированию и к возможности строительства храма нужно подходить очень выверено, профессионально и не принимать поспешных решений.

НК: А что скажете по поводу скульптур KievFashionPark на Пейзажной аллее и конфликтов, вызванных их появлением?

Сама по себе инициатива по привлечению художников к преобразованию городского пространства – общемировая практика, и арт-объекты знаменитых авторов щедро украшают улицы мегаполисов по всему земному шару. Что касается KievFashionPark, то идея сама по себе хорошая, но не все работы для меня лично приемлемы. Уверена, что если бы в каждом городе Украины существовала долгосрочная стратегия художественной аранжировки урбанистического пространства, подобные конфликтные ситуации не возникли бы ни в художественной, ни в общественной среде.

Самое ужасное, что по сей день на улицах и площадях украинских городов продолжают появляться низкокачественные, постсоветские памятники и монументы, созданные в угоду сиюминутным настроениям и предпочтениям. Ведь моделированием городской среды должны заниматься прогрессивные специалисты, работающие на будущее, и это должны понимать заказчики. В нашу жизнь очень легко входят новейшие достижения техники, но вкусы в искусстве часто остаются ретроградными.

НК: В каком киевском кафе или ресторане вы бываете чаще всего?

В ресторанах бываю редко, разве что в рамках деловых мероприятий, так что даже этот аспект в моей жизни в большинстве случаев связан с работой. Чаще других посещаю ресторан «Царское село», который находится по соседству с Арсеналом — считаю, что здесь готовят лучшие блюда из украинской кухни в городе. К нам часто приезжают иностранные гости, и украинская кухня приходится как нельзя кстати, ведь им интересен именно местный колорит. Также я бы хотела отметить сеть ресторанов «Козырная Карта», вместе с которой мы создали на территории Арсенала кафе и ресторанчик, которые станут приятным дополнением досуга посетителей биеннале.

НК: Место(а) силы в Киеве для вас – это…

Последние два года для меня – это Мыстецький Арсенал, ведь он расположен в исторических помещениях рубежа XVIII-XIX вв. на древних киевских холмах возле Киево-Печерской Лавры. У здания Старого Арсенала, являющегося сегодня памятником архитектуры национального значения – своя богатейшая история, связанная с важными событиями предыдущих веков, со своим шлейфом легенд и преданий.

НК: Каких мест в Киеве вы стараетесь избегать?

Не люблю больших скоплений людей. Мой ежедневный график очень насыщенный – десятки встреч, совещаний, обсуждений. Поэтому вне работы я стараюсь провести время с семьей на природе, или позволить себе еще большую роскошь – побыть наедине с самой собой. Волей-неволей избегаю мест, на которые у меня нет времени.

НК: Вы считаете Киев европейским городом, а киевлян – европейцами?

Я считаю Киев самобытным и уникальным городом. Что касается понимания его как «европейского», то мы прилагаем максимум усилий для того, чтобы он был именно таким. И было бы замечательно, если бы каждый из нас способствовал этому.

НК: Вы коренная киевлянка?

Нет. Я родилась в Черкассах, и очень люблю этот город. Работая журналистом, часто приходилось бывать в Киеве, потом я занялась издательской деятельностью, достаточно быстро укоренилась и последние 15 лет живу тут. Не знаю, могу ли я считать себя киевлянкой, но мои дети родились и растут здесь, и я этому рада. Однако при любой возможности стараюсь побывать в Черкассах, повидаться с родными, именно там я отдыхаю душой. Очень люблю природу тех мест.

НК: Вы хотели бы прожить в Киеве всю жизнь или есть другие планы?

Я патриот Украины, и считаю, что могу быть более полезной на родине. Я люблю свою страну и уверена, что это взаимно, поэтому о возможности перемены места жительства у меня мыслей нет.

Об авторе

Наталья Заболотная, комиссар ARSENALE 2012, генеральный директор «Мыстецького Арсенала»