Kiev Fashion Park обратился к своим противникам

«Дорогие 88 пользователей сети Facebook, которым понравилась статья «Активисты требуют убрать арт-скамейки с Пейзажки» (а также остальные неравнодушные и уже оттого прекрасные люди, у кого есть сомнения в)!

Среди вас есть мастера разных видов деятельности, многих из вас мы знаем лично – и именно поэтому надеемся, что вы прочтете это письмо. Мы прекрасно понимаем, что это никак не повлияет на тех пятерых человек, для которых протест против проекта Kiev Fashion Park давно стал чем-то вроде хобби, но нам очень хотелось бы, чтобы все остальные люди, не поддерживающие проект, узнали, как развивались события, связанные с этим протестом.

В 2006 году инициатор KFP Александр Соколовский начал переговоры с городскими властями о том, чтобы создать в Киеве несколько парков современной скульптуры - на деньги меценатов, а не государства. Выяснилось, что в стране не существует процедуры передачи художественных объектов городу в подарок, поэтому процесс сильно затянулся – Kiev Fashion Park фактически создал эту процедуру с нуля. Параллельно шло изучение подобных парков в мире и сбор информации о работах потенциальных авторов проекта.

В декабре 2010 года Kiev Fashion Park получил все необходимые разрешения для того, чтобы начать сбор денег на парк современной скульптуры в Киеве и переговоры с потенциальными авторами работ. В заявке проекта KFP просил разрешения на работу с тремя киевскими парками – имени Тараса Шевченко, Владимирской горкой и Пейзажной аллеей. В процессе утверждения заявки главным архитектором Киева Сергеем Целовальником и главным художником Киева Олегом Балабановым было рекомендовано начать с Пейзажной аллеи.

В январе 2011 года начались переговоры с участниками оргкомитета, детализация проекта парка, подготовка аукциона и предварительный PR для привлечения потенциальных меценатов.

В феврале 2011 оргкомитет, в который вошли представители городских властей и авторитетные, по мнению организаторов проекта, эксперты, утвердил план парка и арт-объекты, которые планируется продавать. Аукцион был назначен на 12 марта, на него было приглашено внушительное количество потенциальных меценатов.

С 17 февраля по 12 марта план парка и сами арт-обьекты (или их изображения) были выставлены на «Большом скульптурном салоне» в Мистецьком Арсенале. Все желающие имели возможность пообщаться с организаторами, которые практически постоянно находились возле экспозиции и сами были крайне заинтересованы в получении отклика художественной общественности. За все это время негативные оценки проекта организаторы получили всего лишь от двух человек, чье мнение просто потерялось на фоне большого количества позитивных откликов.

9 марта 2011 года организаторам стало известно о том, что архитектурное решение парка, количество объектов и сама идея, как таковая, мягко говоря, не находят поддержки у части художественной общественности, в том числе и у звезды аукциона – Жанны Кадыровой. До аукциона оставалось три дня, приглашения были уже разосланы и отменять аукцион или кардинально менять список лотов было уже просто поздно.

12 марта 2011 года протестующие, в том числе скульптор Жанна Кадырова, художники Никита Кадан, Ксения Гнилицкая и архитектор Александр Федоренко вышли с плакатами на импровизированный митинг у входа в Мистецький Арсенал – за 15 минут до начала аукциона. Несмотря на очевидно конфликтную ситуацию, организаторы согласились с требованием пересмотреть план размещения лавочек и скульптур на аллее и предложили протестующим выдвинуть своего архитектора для осуществления этой задачи. Протестующие предложили кандидатуру Александра Федоренко, также присутствующего на акции протеста, организаторы согласились принять помощь протестующих вообще и помощь лично Александра в доработке плана расстановки скульптур. Непосредственно после аукциона был проведен ряд встреч с протестующими для доработки плана парка.

25 марта 2011 года протестующие провели митинг на Пейзажной аллее. На митинге присутствовала художественная группа Р.Э.П., которая выдвинула ряд требований к организаторам проекта, а именно:

  • проведение публичных слушаний при участии местных жителей и прессы;
  • объявление открытого конкурса;
  • создание компетентной независимой комиссии;
  • публичное оглашение результатов конкурса и работы комиссии.

Эти требования касались как дальнейшей работы проекта Kiev Fashion Park в других парках, так и парка на Пейзажной аллее. Александр Соколовский публично согласился выполнить требования художников.

Нам бы очень хотелось, чтобы вы поняли – организаторам уже на тот момент было понятно, что проект находит поддержку у подавляющего большинства людей нехудожественных профессий, никаких проблем с документами у организаторов тоже не было – просто среди протестующих были люди очень высокого уровня мастерства и организаторы совершенно добровольно сочли, что игнорировать их мнение не стоит.

В марте-апреле 2011 года протестное движение делится на два лагеря – часть людей занимает радикальную позицию, не предполагающую цивилизованного выяснения отношений (все нужно убрать с аллеи, иных вариантов быть не может, организаторы - сволочи), а часть людей – позицию относительно умеренную, которая предполагает диалог с организаторами. Проводится серия встреч с протестующими второй группы: обсуждаются варианты расстановки арт-объектов на аллее и способы реализации вполне конструктивных требований художников группы Р.Э.П., часть объектов переносится с верхней площадки аллеи на нижнюю.

Тот факт, что протест начался тогда, когда остановить процесс было уже практически невозможно, приводит организаторов к решению установить арт-объекты на Пейзажной аллее в планируемые сроки, но предоставить независимой комиссии, которая будет собрана к осени 2011 года, право решить, какие объекты следует передать городу на баланс с тем, чтобы они остались на аллее, а какие – убрать.

Закрытая группа «Пейзажная аллея» на Facebook, в которой находится множество протестующих, открывается модераторами для того, чтобы протестующие имели возможность вести с организаторами проекта публичный диалог. Публичный диалог идет до сих пор – все желающие и сейчас могут задать свои вопросы и получить на них ответы.

В апреле 2011, с целью объединения протестующих автор данной статьи (на тот момент – сам еще протестующий) проводит «перепись мнений», которая выявляет именно то, что подозревал автор – единого мнения у протестующих нет, группе людей не нравится одно, второй группе – другое, третьей – третье. Попытки объединить все виды протеста успехом не увенчиваются. Таким образом, единственным сформулированным списком требований протестующих остается список, написанный художниками группы Р.Э.П.

27 мая 2011 года на Пейзажной аллее открывается первый Kiev Fashion Park. Количество посетителей аллеи достаточно быстро растет.

В июне 2011 года проводится открытый (как и было обещано) конкурс эскизного проекта объектов парковой архитектуры и дизайна для размещения в парке «Владимирская горка» и на Русановской набережной (подробнее). В конкурсе принимает участие более 40 авторов. В жюри конкурса приглашается 8 независимых экспертов, всего в жюри 15 человек. Протокол заседания жюри публикуется как на сайте проекта, так и в группе «Пейзажная аллея» на FB – для того, чтобы все желающие могли ознакомиться с результатами конкурса. Как и было обещано, на продажу выставляются только те скульптуры, которые были одобрены экспертным советом.

Для того, чтобы выбрать независимых экспертов, мы опрашивали представителей профессиональной общественности – и в первую очередь мы спрашивали именно критиков проекта, для того, чтобы получить объективную картину.

В начале сентября 2011 проводится опрос общественного мнения на Пейзажной аллее –силами организаторов, ибо стоимость подобной услуги у авторитетных исследовательских организаций была слишком высока для некоммерческого проекта, в итоге нам пришлось бы включить эту стоимость в цену скульптур, а этого не хотелось бы ни нам, ни авторам. Двое интервьюеров, журналист и искусствовед (помимо автора данной статьи), были выбраны из числа друзей протестующих, постоянно бывающих на Пейзажной аллее. Мы приглашали всех желающих прийти и проконтролировать процесс, но, к сожалению, никто не пришел. Результаты были предсказуемы – подавляющее большинство гуляющих по аллее горожан не посчитали нужным что-либо менять.

Фактически, это заменило нам обещанные публичные слушания – мы не стали их проводить просто потому, что реакция публики была очевидна – из 1200 опрошенных (среди которых было много жителей Пейзажной аллеи) у 1009 не было желания что-либо убрать с аллеи, несмотря на наводящие вопросы по поводу скульптур, вызывавших наибольшее количество нареканий.

Работа экспертного совета, собранного к началу октября 2011 года, началась с круглого стола, на котором часть независимых экспертов (Петр Маркман, Людмила Лысенко, Юлий Синькевич, Александр Дьяченко, Вадим Заплатников, Александр Федоренко) рассмотрели результаты опроса общественного мнения на Пейзажной аллее, а также обсудили оптимальную схему работы экспертного совета и варианты дальнейших действий KFP на этой площадке. 

В целом, в голосовании по Пейзажной аллее приняло участие 17 независимых экспертов, среди которых примерно половина была критиками проекта. Результаты голосования были опубликованы на сайте Kiev Fashion Park.

В заключение хотелось бы кое-что сказать.

Мы уверены, что выполнили все обещания, которые дали. Нам смешно слышать обвинения в заангажированности членов независимой комиссии, которую мы собрали для голосования по Пейзажной аллее и для дальнейшего сотрудничества – любой желающий с помощью Google легко может найти достаточно информации о каждом из этих экспертов, чтобы сомнения в честности этой комиссии отпали. Все эти люди – слишком серьезные и состоявшиеся мастера, чтобы транслировать чье-либо мнение, кроме своего собственного.
Мы специально звали в совет самых профессиональных из критиков проекта – чтобы вместе делать проекты качественно. И, разумеется, мы по-прежнему открыты к диалогу, новым предложениям и идеям.

И еще - спасибо вам за то, что вам не все равно!

С уважением,
Координатор проекта Kiev Fashion Park
Юлия Филоненко».