Их мастерская — морское дно, герои их работ — рыбы, кораллы, гроты и затонувшие корабли. Надев акваланг и взяв холст, они пишут картины прямо в воде. Один из подводных живописцев — Андре Лобан, оператор Жака Ива Кусто, второй — киевлянин Александр Белозор. Что же заставляет их устраивать «планер в гидрокостюме»?
Даже самый современный фотоаппарат не в состоянии передать красоту подводного мира. Человеческий глаз более совершенен. Он видит и то, что лежит в тени, и на ярком солнце (на пленке получаются лишь белые или черные пятна). Мы замечает все оттенки, все многообразие невероятных цветов, в которые окрашены рыбы, водоросли и т.п.
УТРОБА МАТЕРИ. В поисках сюжетов Александр опускался на 16-метровую глубину Черного моря (глубже пейзаж становится более темным, и не таким живописным). В красном море подставкой для холста было дно моря у коралловых рифов, чей возраст — два с половиной миллиона лет. В планах — погружения в Индонезии, подводный мир которой славится затонувшими кораблями и причудливыми пещерами. Началось же увлечение искусством на дне случайно. «Я участвовал в создании фильма «Портрет, написанный глубиной», и по задумке автора писал полотно под водой, — вспоминает Александр. — Подводный мир очаровал меня. Там не бывает плохого настроения. Ты чувствуешь себя словно в утробе матери. Мои друзья-дайверы плавали в акваториях с акулами, и рассказывали, что даже хищники не вызывают ужаса. Только сердцебиение учащается». И не удивительно, что и после последнего кинодня киевлянин продолжил и дайвинг, и подводную живопись.
РАБОТА БЕЗ ПЕРЕКУРОВ. Конечно, писать на земле и на дне морском не одно и то же. Александр использует не кисть, а специальную лопаточку — мастихин. Холст обрабатывает специальным раствором, чтобы не намокал, и не терял формы. Краски — обыкновенные масляные. Одна из трудностей — под водой цвета красок видятся не такими как на суше. Тюбик с желтой — видится зеленоватым, с красной — коричневым. Поэтому выбирать цвета красок приходится по памяти. Но это не главная сложность… «Перекур не сделаешь, — смеется Александр, а затем уже серьезно продолжает, — под водой время течет по-другому. Кажется прошло 15 минут. Смотришь на часы — уже час. Бывало маякую товарищам: «Сейчас всплываем, вот только за полминуты закончу работу». А реально проходит куда больше времени и баллон с воздухом, конечно же, опустошается». Именно поэтому Александр стал брать запасной, и для подстраховки теперь погружается в сопровождении одного-двух человек.
ЗРИТЕЛИ. Для того чтобы не повредить свежие мазки, приходится всплывать очень медленно, и при этом выбираться не на лодку, а выходить прямо на пляже. И удивлению отдыхающих, как вы понимаете, нет предела. Аквалангист, с картиной и тюбиками краски в руках, несет из воды картину! Но зевак хватает и под водой. «Однажды поворачиваюсь, а на расстоянии вытянутой руки — рыба-наполеон, — говорит Александр. — Длина ее метр, глаз диаметром сантиметров десять. Как собака «сидела» рядом, наблюдала за работой, но близко к себе не подпускала. А наши черноморские рыбки хватают кусочки краски, которые случайно падают с мастихина. Но потом их выплевывают. Морские чертики, как котята, играют с рукой. Я подношу ее к холсту, они подплывают ближе, убираю — удаляются и рыбы».
ЭКСКЛЮЗИВ. О стоимости своих работ художник говорить не стал. Отшутился, что незачем об этом знать налоговой: «Но недавно мои работы проходили экспертную оценку в одной их московских галерей. Стоят они как половина автомобиля, — рассмеялся художник. Помимо художественных достоинств, каждая работа уникальна и неповторима благодаря морю. Стихия выступает как соавтор. Движения художника более плавные чем на суше, краски ложатся немного по-другому — холст становится более объемным. И сделать точную копию картины на земле — невозможно».
ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЯПОНСКИЙ ЧЕМПИОН И УКРАИНСКИЙ САД СВЕКЛЫ И СОЛИ
Художника Александра Белозора вдохновляют не только красоты подводного мира. Одна из серий его работ называется «Сумом». Появилась она когда художник узнал, что национальный герой Японии, непревзойденный чемпион сумо Тайко Хокки (его рекорд в 32 победы до сих пор не удалось побить никому), — украинец, и его настоящее имя Иван Борышко. Для открытия выставки был создан японско-украинский сад камней — из соли и свеклы.