Однако, за два с лишним десятилетия независимости не было ни одного списка этой премии, где среди лауреатов или хотя бы выдвиженцев не фигурировала бы кинокартина, которую создали или в которой снялись заокеанские кинематографисты с украинскими корнями.
Вашему вниманию предлагаются 7 выходцев из Украины, которые создали американское кино:
Луис Барт Майер, киноимператор
В 1884 году Лазарь Майер родился в пгт. Дымер Киевской области. Вскоре с семьей эмигрировал в Америку, где проявил незаурядный предпринимательский талант. Начав с одного кинотеатра в 1907-м, уже через несколько лет был владельцем целой кинотеатральной сети, а в 1924 возглавил крупнейшую кинокорпорацию страны, Metro-Goldwyn-Mayer (MGM), фильмы которой всем известны по львиному рыку в самом начале.
За 27 лет управляемая Майером студия сняла большое количество успешных лент. Среди сотни лучших кинокартин США, по мнению Американского киноинститута (AFI), в первой десятке - три работы студии MGM. Лучший мюзикл всех времен и народов «Поющие под дождем», сказочная фантазия «Волшебник страны Оз» и признанный во всем мире шедевр «Унесённые ветром». Продюсером последнего, кстати, был Майер зять - Дэвид Селзник, сын рожденного в Киеве Льюиса Селзника. Такими семейными связями «киноимператор» создал, по словам The Guardian, величественную династию в мире. Другим его достижением было собрание выдающейся плеяды актеров: говорили, что «на MGM звезд больше, чем на небе».
Неудивительно, что именно Майера американские актеры, как и кинематографисты в целом, должны благодарить наибольшей радостью их тщеславия - кинопремией «Оскар». В 1927 году он основал Американскую киноакадемию, которая от 1929-го и до сегодняшнего дня вручает самую престижную награду в мире кино.
Майя Дерен, мать американского авангарда
Редко разговор об американском авангардном кино обходится без имени Майи Дерен. Киноведы называют её то «матерью экспериментального кино», то его «жрицей». Влияние этой кинематографистки прослеживается в творчестве сотен режиссёров. Некоторые утверждают, что ключ к расшифровке фильмов Дэвида Линча - именно в её работах.
Родилась Элеонора Деренковская (настоящее имя Майи Дерен) в 1917 году в Киеве. В 1922 эмигрировала с родителями в Штаты, где, став взрослой, раскритиковала голливудскую модель кино за зависимость от публики и денег. Утверждала, что со зрителем можно говорить совсем другими средствами. А в 1943-м вместе со своим вторым мужем, эмигрантом из Чехии, Александером Гаммидом сняла свой первый и главный шедевр «Полуденные сети» - фильм-сон, фантасмагорию наполненную внутренней силой поэзии балета.
На протяжении следующих 15 лет Майя снимает еще семь картин (некоторые из них остаются незавершёнными), увлекается культурой вуду, пишет стихи, художественные разведки и этнографические исследования. Всячески поддерживает и развивает независимый кинематограф Америки, для чего создаетФундацию творческого кино, а в 1986 году Американский киноинститут основывает Премию имени Майи Дерен для независимых режиссеров.
Ли Страсберг, отец актёрского метода в Америке
В 50-е годы двадцатого века в кинематографе США произошла революция, начатая несколько раньше в театре. Режиссер Элиа Казан впоследствии описал это так: «Впервые на сцене были ощущения, эмоции и переживания простого человека. Актёрская игра стала натуралистической, нарциссизм старой школы ушёл в прошлое».
Ключевой фигурой этих экранных преобразований был Ли Страсберг, выходец из села Буданов (ныне Тернопольская область). Родился в 1901 году, через шесть лет семья эмигрировала. Уже в Соединенных Штатах наш земляк стал сначала соучредителем театральной группы и показал несколько спектаклей, а затем начал работать в Актерской студии и вскоре возглавил ее. В 1969-м создал театральный институт собственного имени.
Из выпускников школы Ли Страсберга - Марлон Брандо, Мэрилин Монро, Джеймс Дин и Сидни Пуатье - культовые звезды Голливуда, символы своей эпохи и «лучшие американские актеры всех времен», как назвал их Американский киноинститут. А также Джек Николсон, Пол Ньюман, Джейн Фонда, Дастин Хоффман, Харви Кейтель и др., большинство из которых успешно снимаются до сих пор. Сам Страсберг редко появлялся на экране, но его появления не оставались незамеченными. Так за второстепенную роль в «Крестном отце. Часть 2» он был номинирован на премию «Оскар», однако уступил награду своему ученику Роберту Де Ниро.
Пол Муни, гений перевоплощения
Пол Муни, уроженец Львова, стал одним из ключевых американских актеров начала XX века (родился 1895-го, эмигрировал в пятилетнем возрасте). Начав свою карьеру в театре, только в возрасте 34 лет впервые снялся в кино. И уже дебютная роль приносит ему номинацию на «Оскар».
В 1932 году он появляется на экранах в гангстерской драме «Лицо со шрамом» Говарда Гоукса, которую до сих пор считают одной из лучших лент об организованной преступности. Прототипом главного героя стал Аль Капоне, а события в фильме изображены с беспрецедентными для того времени натурализмом и правдивостью. Даже после всех внесенных поправок, дважды измененного финала и вырезанных сцен о коррупции во власти картина имела серьезные проблемы с выходом на экраны. Пол Муни продолжает воплощать разноплановые символы эпохи и четыре раза номинируется на «Оскар». Наконец, эту золотую статуэтку, как и награду на Венецианском кинофестивале, получает за роль выдающегося химика и микробиолога в драме «Повесть о Луи Пастере».
В скором времени Муни сыграет еще в двух биографических фильмах: воплотит на экране французского писателя Эмиля Золя и мексиканского политика Бенито Хуареса. Именно эти ленты окончательно сформируют жанр биографической драмы в американском кино.
Отто Людвиг Премингер, первопроходец запретных тем
Скандал вокруг «Лица со шрамом» и нескольких других фильмов подтолкнул цензуру усилить своё давление. Диктат «кодекса Гейса» проходил в Голливуде с 1930-х до 1950-х годов (и был официально отменён только в 1967-м). Сексуальность и жестокость сводили к минимуму.
На Отто Премингера, который 1905 родился в городе Вижнице (ныне Черновицкая область) и в 1935-м эмигрировал в Соединенные Штаты, эти табу не действовали. Начав карьеру с фильмов «нуара» (пессимистические криминальные драмы, где преобладают темные краски, а виновата всегда сексуальная женщина), Премингер снял несколько ключевых лент жанра. В частности, его «Лаура» получила большое признание, а AFI называет эту картину в пятерке лучших американских детектививов. В начале 1950-х Отто всерьез берётся за расшатывание кодекса Гейса. Сексуальное легкомыслие в фильме «Луна голубая» было поводом для запрета, однако Премингер все равно выпустил его в прокат. Зрители вместо бойкота, к которому призвали цензурные и религиозные комитеты, толпами шли в кинотеатры.
В других фильмах Премингер затрагивает темы изнасилований, матерей-одиночек и сексуальных отклонений, регулярно вызывает проблемы с цензурным комитетом, который должен затем постепенно «ослабить хватку». А «Человек с золотой рукой» (1955), наркоманская драма с Фрэнком Синатрой, заставил отменить запрет темы наркозависимости в кино.
Дмитрий Тёмкин, украинское звучание Голливуда
Количество выходцев из Украины, которые связали себя с написанием музыки, впечатляет. Пожалуй, наилучшее объяснение такого успеха - в словах Квитки Цисык, песню в исполнении которой в 1978 году было отмечено «Оскаром»: «Пою я на английском, а душу вкладываю украинскую». С генами музыкальный талант передался и Дмитрию Тёмкину, который в 1894 родился в Кременчуге (ныне Полтавская область).
В 1921 он эмигрировал в Германию, впоследствии во Францию и США, где довольно быстро стал одним из самых известных композиторов Голливуда. В 1937 году впервые номинирован на «Оскар». После были еще 23 выдвижения, четыре из которых успешны. За всю карьеру Тёмкин написал музыку более чем к сотне фильмов, среди которых изрядное количество признанной американской классики. 14 фильмов вошли в Национальный реестр при Библиотеке Конгресса США на вечное хранение - как имеющие «культурное, историческое или эстетическое значение».
Популярной оказалась его музыка к таким сугубо американским жанрам, как вестерн и нуар. На вопрос, как иммигрант может так точно чувствовать дух прерий, Дмитрий отвечал: «Степь - она и есть степь». Произведения этого композитора используют до сих пор, в частности, они звучат в таких популярных мультиках, как «Шрек-2», «Делай ноги-2» и в фильме «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино. Вэл Льютон, крестный отец ужасов
Вэл Льютон, крестный отец ужасов
Хоррор в американском кинематографе занимает особое место. Уже в 1930-х годах страшилки о вампирах, оборотнях, зомби заполонили местные экраны. Однако в 1940-е публику пугали фильмы совсем другого ужаса, объединенные именем Вела Льютона в титрах. В 1904 году Владимир Левентон родился в Ялте, откуда в 1909-м эмигрировал в Соединенные Штаты. Там избрал путь репортера и литератора. Однако из-за необузданности фантазии, в частности в журналистских материалах, был вынужден покинуть редакцию. Неудивительно, что Льютон оказался в Голливуде, успешно там обосновался и впоследствии прославился как редактор и мастер на все руки. А в 1942 возглавил отдел фильмов ужасов студии RKO, где продюсировал 11 фильмов, девять из которых навсегда вошли в историю жанра.
Его «Люди-кошки» заставили зрителей и кинематографистов по-новому взглянуть на хоррор. Финансовую ограниченность преобразовали в художественный стиль, фильм насытился символами и поэтикой, что делает его интересным даже для нашего современника. Авторы придумали ряд приёмов, которые продолжают активно использовать нынешние режиссёры. Следующие спродюсированные Льютоном ленты не только предложили свежий перечень тем для ужастиков, а едва ли не впервые продемонстрировали возможность двойных интерпретаций и социально актуальных срезов в развлекательном кино США.
Источник: портал Эксперимент