Эта киноэкскурсия посвящена одному из самых атмосферных киевских фильмов ― его сюжет мог родиться только здесь и экранизироваться исключительно в нашем городе. В этом выпуске ― комедийный фильм режиссера Виктора Иванова «За двумя зайцами».
Большая часть сцен в картине снята на Подоле. Однако есть и те, которые снимались в других местах Киева. Например, по многим деталям можно догадаться, что изящную проходку Голохвастова с компанией снимали на Батыевой горе. Кадры с этим моментом вполне соответствуют видам современной улицы Локомотивной или, скажем, с Кондукторской.
Творцы фильма рассказывали: в разгар съемок на улице Воздвиженской рядом с киноплощадкой проходили работы по перекладыванию брусчатки. Режиссер Виктор Иванов решил этим воспользоваться и увековечил себя в роли работяги. Остальные же попавшие в кадр ― настоящие рабочие службы благоустройства. Место действия ― Воздвиженская на повороте с Андреевского спуска.
Документально не подтверждено, но и свидетели, и знатоки уверяют, что эпизод фильма на базаре был снят на старом Житнем рынке. Крытый появится только в 1980-м году, а до этого здесь бурлили торговые ряды ― такие, какими их запечатлела камера в колоритной панораме.
Адрес магазина корсетов, в окно которого с грохотом шагнул бравый офицер, не установлен. Но известен адрес пансиона благородных манер мадам Нинон ― это особняк на углу Игоревской и Набережно-Крещатицкой. Его выдают полуколонны и крошечный фрагмент лепного декора. После реконструкции решетку балкона заменила балюстрада.
― Тумба! – Сама тумба!
По лестнице пансиона Проня сбегает под не благородную брань мадам. Эта деревянная пристройка больше не встречается ни на одном старом фото, а значит, это декорация. Ее смонтировали только на время съемок.
В этом эпизоде родители Прони проезжали мимо. Забрав дочь из пансиона, Серки поехали вдоль Игоревской. Все эти домики из кадров картины, увы, не сохранились, и сегодня путь экипажа выглядит по-другому. Но последний особнячок на углу Игоревской и Братской в этом квартале все же уцелел.
В фильме встречается Почтовая площадь, где еще доминирует Мельница Бродского, а по Днепру плывут многочисленные баржи. Друзья заходят в Кокоревскую беседку на нижней террасе Владимирской горки.
Подлинная беседка почти не сохранилась: на ее месте ― не отреставрированная, а фактически воссозданная. А вот этот крупный план снят у подножия памятника Владимиру.
В одной из сцен Секлета Филипповна, чья дочь приглянулась Голохвастову, волочет «цилюрника» к Андреевской. Сейчас он поклянется сватать Галю. Этот кадр завораживает гоголевской мистичностью.
― Дай, думаю, зайду к Серкам на чарочку!
«Иллюзион», сцены в доме Серков и некоторые уличные, например, прогулка с Проней после кино, сняты в павильоне киностудии имени Довженко.
Проня Прокоповна тем временем готовится к приему богатого жениха. Инструктажу с родителями помешала тетка со своими «мужицкими» манерами. Разгневанная негостеприимностью родственников Секлета выходит из дома на улицу Гончарную. На переднем плане за деревом прячется Голохвастов. Вся эта сцена сыграна на еще старой Гончарной, на Гончарах-Кожемяках.
В фильме вполне можно идентифицировать Воздвиженку, поскольку она сохранила рисунок и названия улиц. Здесь, на перекрестке Андреевского спуска и улицы Воздвиженской, Свириду Петровичу не удалось увернуться от Секлеты. В кино на втором плане еще просматривается зеленый склон, сейчас его загораживает гостиница «Воздвиженская».
― Бонжур вам в вашей хате!
В картине есть эпизод, где герои садятся к извозчику у дома № 22 на Андреевском спуске. Именно в нем жил прототип киевского мещанина, с которого Нечуй-Левицкий списал в пьесе «На Кожемяках» образ Рябка, а Старицкий, автор пьесы «За двумя зайцами», ― уже в своей комедии по ее мотивам ― образ Серка. Так что запоминайте, где проживал настоящий, а не киношный Серко. Сравниваем отделку над окнами.
В моменте, когда сватанье со Секлетиной дочерью все же состоялось, Галя мчится поделиться горем со своим возлюбленным. Вот она сбегает по лестнице с Боричева тока на улицу Андреевскую. После реконструкции ее ограждения утратили ступенчатость, а сама лестница заметно сузилась. Все заросло деревьями, и увидеть одновременно и лестницу, и Андреевскую церковь теперь не представляется возможным.
А вот Свирид Петрович едет в экипаже на собственную свадьбу. Угловой дом дом № 46/2 и Воздвиженская в перспективе. Жених в это время приближается к дому Серковых.
― И шлейфом шелесть, шелесть!
Секлетины подружки бросились наперегонки сообщить ей новость о свадьбе. Отправимся и мы за ними. Вот в кадре мелькнул дом, который находится напротив того, где живет Серков. Теперь на месте патриархальной одноэтажки ― великан. Кстати, кинематографическая история этого дома куда богаче, чем один кадр в фильме «За двумя зайцами». Этот домик снялся в роли «Обувного» в ленте «Город зажигает огни». Главную роль в этом фильме исполнил Олег Борисов, который в картине «За двумя зайцами» сыграл Голохвастого.
Продолжаем следить за кумушками. По этой же крутой улице Галя ранее бежала к своему Степану. На втором плане виден Покровский монастырь. Ракурс вычисляем по едва угадываемой вышке-глушилке на Щекавице. Выходит, точкой съемки мог быть только просвет между современными домами №6 и №8 на Боричевом спуске. Теперь этот вид перекрывает девятиэтажка.
Приблизительно так выглядит весь путь кумушек по Боричеву спуску. Погоня продолжается на улице Покровской. Это колокольня церкви Николы Доброго и лицей №100 ― между ними тогда стоял двухэтажный домик. И обратная сторона улицы: колокольня Покровской церкви, на горе возвышается Андреевская.
Драматический финал фильма разыгрывается на чугунной лестнице Андреевской церкви. Она совсем не отличается от современной. Свирид Петрович разоблачен и раздосадован. За его спиной ― дом по Андреевскому спуску, 38. Он тоже хорошо сохранился.
Выученная наизусть, родная каждой своей фразой комедия просто пышет местным говором, интонациями, топонимами. Но в первую очередь, человеческой натурой ― не только не устаревающей, но и распространившейся далеко за пределы Подола.
Архитектурные свидетели киносъемок, как видим, тоже в большинстве своем живы до сих пор. А значит, картине Виктора Иванова «За двумя зайцами» суждено быть живой визитной карточкой Киева еще много лет.
Читайте также: «Киев в кино: где в столице снимали «Адъютант его превосходительства»