Амбротипичный Киев: как нас щелкали по технологии 1851-го года

Кто такой

Его зовут Сергей Прохоров. Вообще-то у него есть обычное («цифровое») фотоателье, а амбротипия — это как бы хобби. Которое, впрочем, удается время от времени успешно монетизировать: цена амбротипа для заказчика стартует от 500 грн «за одно стекло» (т.е., за 1 снимок).

Почему так дорого? Во-первых, потому что это эксклюзивная для Киева услуга: в Украине всего два человека занимаются амбротипией, один из них живет в Черновцах, а второй — он, Сергей Прохоров. Во-вторых (и это главное), технология амбротипии сама по себе весьма трудоемкая и дорогостоящая (отчасти из-за использования реактивов на основе серебра). И не безвредная для фотографа: во время приготовления реактивов есть, хоть и кратковременный, контакт с токсичными веществами. Здесь все приходится делать собственными руками, в процессе не используется ничего такого, что можно было бы купить в готовом виде в магазине. А то, что покупается, приходится «модифицировать» в домашних условиях. В общем, даже один-единственный снимок — это приличный кусок работы. Вон в Москве, говорит Сергей, цена за один амбротип стартует с 200 долларов.

Технологией амбротипии Сергей овладел самостоятельно: изучал ее по по зарубежным тематическим форумам, учебникам и старинным инструкциям — в интернете есть сканы. А также, конечно, на практике, методом мучительных проб и ошибок. Пока не освоил в совершенстве.

Что такое

Амбротипия — изобретенный в 1851-м году коллоидный процесс, в результате которого получается позитивное изображение на стеклянной пластине, закрашенной с одной стороны черной краской или черной в массе. Это технология «2-го поколения». «1-е поколение» — предшествовавшая амбротипии дагеротипия, т.е. съемка на серебряную пластинку. «Дагеротипией я не занимаюсь, - говорит Сергей. - Во-первых, это очень дорого: каждое «фото» - серебрянная пластинка. Во-вторых, токсично (пары йода, ртути...). В Украине этого никто не делает. В мире — можно пересчитать на пальцах».

Процесс

  • Стекла для снимков Сергей заказывает, чтобы их прирезали под нужный размер (в зависимости от камеры — 13х18 или 18х24 см).
  • Светочувствительную эмульсию изготовляет сам, на основе медицинского коллодия (в его составе — нитроцеллюлоза, спирт и эфир; Сергей добавляет в него йодистую и бромистую соли).
  • Перед съемкой нужно обезжирить стекло моющими средствами. После промывки оно сушится и дополнительно обрабатывается спиртом. Если недостаточно хорошо обезжирить, коллодий плохо прилипает к стеклу, и изображение выйдет с дефектами (вообще ответственность за брак фотограф берет на себя и сразу же делает «еще одно стекло» - новый снимок). «90% успеха в съемочном процессе — это чистое стекло и качественный коллодий», - говорит Сергей.
  • Ворсинки (пыль) с высохшего стекла нужно сдуть грушей.
  • Прямо перед съемкой Сергей поливает стекло коллодием. «Скорость полития и покрытия всего стекла коллодием, скорость, с которой со стекла сольются его излишки, равномерность покрытия — это уже навыки, которые оттачиваются в процессе тренировки, приходят с опытом, - говорит Сергей. - От этих навыков зависит качество снимка». Излишки жидкости сливаются в сосуд — их можно будет использовать повторно, в дальнейших фотосессиях.
  • Затем коллодий, нанесенный на стекло, сохнет (20-30 сек.). Он должен подсохнуть до такой степени, чтобы не «плыть» по поверхности, но и оставаться все еще влажным, чтобы не потерять способность к реакции с серебром. Правильное состояние - «застуденился, но уже не течет». Последующие манипуляции выполняются при красном свете. «В старину использовали огонь свечей, - говорит Сергей. - Он тоже в значительной мере имеет красный спектр и потому безопасен для светочувствительных материалов».
  • Итак, в маленькой комнатке при свете красной лампы Сергей помещает стекло, покрытое застуденившимся коллодием, в ванночку с раствором нитрата серебра («серебряную ванну») - примерно на три с половиной минуты (вообще время зависит от плотности раствора, которая измеряется ареометром; плотность Сергей регулирует, либо подсыпая серебро, либо доливая дистиллированную воду).
  • Бромистая и йодистая соли, содержащиеся в коллодии, вступают в реакцию с серебром, образуя мельчайшие кристаллики - светочувствительные галогениды (бромистое и йодистое серебро). Когда на эти кристаллики воздействует свет, они в той или иной степени (зависит от того, сколько света на них попало) в процессе проявки восстанавливаются до металла — именно так возникает изображение.
  • Приготовленное к съемке стекло помещается в специальную кассету, которая затем вставляется в камеру. Дальше нужно действовать быстро — коллодий должен оставаться мокрым, иначе он потеряет светочувствительность.
  • СЪЕМКА (при выдержке в среднем 10-20 сек). Фотографируемым рекомендуют замереть на легком вдохе и смотреть в одну точку. Моргать в принципе можно, но «злоупотреблять» этим не стоит.
  • Сергей вынимает кассету из камеры, а затем, снова запершись в комнатке с красной лампой, достает из кассеты стекло. Стеклянное «фото» проявляет в ванночке с самодельным проявителем — раствором железного купороса с добавлением уксусной кислоты, спирта, сахара, воды. Проявка — ответственный и стремительный процесс, требующий большой ловкости: в считанные секунды нужно равномерно полить стекло проявителем (польешь неравномерно — изображение будет пятнистым). Затем раствор проявителя сливается, стекло промывается под краном.
  • Далее стекло помещается в фиксаж. После примерно 10 секунд в фиксаже уже можно включать свет.
  • Стекло высушивается, после чего одна его сторона окрашивается черной краской. По классической технологии, окрашивалась та сторона стекла, которая противоположна изображению, а та сторона, на которой изображение — покрывалась лаком. Пока лак не застыл, к нему прижимали второе стекло. Изображение оказывалось «замурованным» между двух стекол. Сергей отказался от этой технологии: «Во-первых, лак иногда... смывает изображение! Во-вторых, при такой классической технологии получалось зеркальное «перевернутое» изображение. Поэтому красим ту сторону, на которой изображение, переворачиваем — и видим правильную картинку».

Вот так выглядит процесс создания амбротипа, который остался практически неизменным с момента своего изобретения в 1851-м году.

В кадре

В целом, для «модели» процесс съемки на амбротип почти не отличается от обычной съемки. Разница лишь в до-о-о-олгой выдержке. Выдержать 10-20 секунд в лучах мощных студийных ламп, не двигаясь и «заморозив» мимические мышцы, довольно непросто. Впрочем, это ерунда по сравнению с первыми опытами на заре дагеро- и амбротипии: всё когда-то начиналось с 10 часов (!) выдержки, так что снимать тогда можно было только натюрморты, статуи и прочие неподвижные вещи. А, ну и еще трупов, наверное. «Хочешь амбротип со своим портретом? Застрелись!».

В любом случае, у «Нашего Киева» с выдержкой оказалось все путём: первый же снимок получился чётким, без «мазни».

Что получилось + наши эмоции по этому поводу


Лена, Алик, Тоня

Лена: Ой, мы такие все красунчики! Тоня, мы красотки! Правда, у меня такие глаза, будто передо мной — расчлененка...

Тоня: Алик, а у тебя глаза белые!

Сергей: Объясняю: амбротип более чувствителен к синей части спектра, чем к красной, поэтому голубые глаза получаются светлее, чем в жизни, а коричневые — темнее.

Лена: В общем, это фото «Мы и зомби».

Алик: Нет, у меня другая версия: американская деревня 19-го века, семья мормонов. Ну, у них же там многоженство...

Сергей: И еще обратите внимание на разницу в цвете кожи. Она у всех разного оттенка, но в жизни это не особенно бросается в глаза, а на амбротипе эта разница усиливается. У всех вас почти одинаковый цвет кожи, а на снимке получился «Артек».

Лена: Мне ужасно нравится! Я поняла: если хочешь хорошо получиться, фотографироваться можно только так, на амбротип.

Алик: Лица действительно выходят какие-то... монументальные, что ли. Наверное, это оттого, что человек, надолго застывая для снимка, напрягает мышцы лица. И получается так, будто бы это не ты, а какой-то твой давний предок, смотрит на тебя сквозь толщу времени.

Для тех, кто заинтересовался

Фотоателье Сергея Прохорова

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Боязнь птички: как готовиться к профессиональной фотосессии

Гипсовые части тела, «ню»-фотосессия в стиле ретро, ломо-техника: запоминающиеся подарки любимым

Я б в модели пошла, пусть меня научат: обучение моделей в Киеве

Лови «птичку»: как попасть на бесплатную фотосессию

Большое видится издалека: 111 взглядов на Киев с высоты его крыш

Киев вечерний: город-конфета

Ваш поезд не ушел: киевский ретро-паровоз еще ходит