Жизнь 04.11.2020

Все помешались на Билли Айлиш и томном рэпе. Но это только видимость?

Как работает цикличность в музыке и почему наш выбор песен зависит от того, в каком обществе мы живем.

Что ожидает музыку в ближайшем будущем и станет ли Билли Айлиш менее популярной
Билли Айлиш. instagram.com/billieeilish

Билли Айлиш со своим магнетически тихим голосом тоннами собирает «Грэмми», ЛСП и MATRANG поют про неудавшуюся любовь и разрушение организма от наркотиков, а Lana Del Rey выпускает новый сингл в стиле Lana Del Rey. Такое чувство, что в мире мало депрессивных настроений, поэтому их понадобилось срочно реанимировать и заново пустить в массы.

Депрессивные треки — это лишь малая часть плейлиста современного слушателя. Сейчас в музыке царит упорядоченный хаос из разнообразных по настроению и стилю жанров. Их столько, что они, будто на боксерском ринге, пытаются как можно быстрее нокаутировать друг друга.

Музыкальный эксперт объяснил, что сейчас происходит в музыкальном мире, а психотерапевт — почему мы всегда выбираем те песни, к которым готовы подсознательно.

Стас Маликов

исполнительный директор музыкального агентства «Много воды»

 — Стас, мы живем в эру депрессивной музыки?

 — Нет. Скорее с точностью до наоборот. Сейчас эра вульгарности, пошлости и вседозволенности под маской “open minded” и свободы выбора. Не считая поп-музыки, которая всегда шла лейтмотивом сквозь поколения, любая массовая субкультура — это протест против устоявшихся норм. Вот так и сейчас. Современные топовые музыкальные жанры в первую очередь ломают стереотипы и избавляются от большинства нравственных ценностей. Хорошо ли это? И да, и нет. Это попросту процесс ожидаемый и логично выходящий из того, что происходит в мире.

 — Связано ли это с подростками, постоянно слушающими музыку?

 — Разумеется. Музыка, как главный ретранслятор культуры и трендов в первую очередь направлена именно на молодую аудиторию. У людей возраста 30+ уже сложен музыкальный вкус, и зацепить их чем-то новым и непривычным куда сложнее, чем подростков. Молодежь же впитывает все куда охотнее и намного быстрее. Мир ускоряется, количество информации в свободном доступе увеличивается. Люди давно узнают новости преимущественно из кликбейт заголовков, не открывая статьи. Netflix выгружает сериалы целиком, рассчитывая на «binge watching». Туда же TikTok, Insta stories, треки длиной в 2 минуты и т.д. Массовый продукт давно целит исключительно в «хайп».

Выбрали тему на злобу дня — шейминг, дискриминация, равноправие, бодипозитив, — создали соответствующую айдентику, запустили продукт через подходящую соцсеть, и все. Один месяц «славы», и на свалку неликвида. Следующий.

 — Почему подростки слушают Билли Айлиш или рэп? Люди все больше становятся интровертами?

 — Диджитализация неумолима. Мы все становимся немного социопатами, комфортно спрятавшись за голубое свечение экранов любимых лэптопов и телефонов. Карантин только усилил наше присутствие онлайн во всех аспектах жизни, включая потребление музыкального контента. Но парадоксально, показатели стриминг-сервисов, эфирного ТВ и YouTube показали спад активности аудитории. Возможно, это связано с количеством генерируемого контента. С Билли Айлиш и томным рэпом это, конечно же, не связано. Подростки слушают Билли, так как она своеобразный срез поколения. Self-made артист (даже при том что семья из «индустрии») с провокационной внешностью, высказываниями и взглядами, отражающими близкие для поколения Z вещи. Самая молодая певица, получившая Грэмми (еще и в таком количестве), и написавшая заглавный трек к новому фильму про Бонда. Тут действительно есть все критерии суперзвезды, на которую хотят равняться и быть похожими. А от рэпа в целом сейчас не спрятаться. Будь он томный, кальянный, мамбл, олдскульный, хардкорный или какой-либо другой. Все еще самый популярный жанр. Что уж.

 — Есть ли разница в предпочтениях со взрослыми? 

Тема музыкальных предпочтений разных поколений довольно широка. В целом выбор зависит не только от возраста, но и от культурного бекграунда человека в целом. Причем независимо от того, потребляешь ты музыку или производишь. Эту тему хорошо разобрал Саша Вареница на своем канале «Саша Вареница: Инсайды» в материале с заголовком «музыка и Музыка». Всем рекомендую прочитать. 

Если же отвечать кратко, то подросток и взрослый легко могут наслаждаться одними треками. Вот только найти те треки, которые бы резонировали и с тем, и с другим, все сложнее. Как я говорил ранее, сейчас акцент на быстрое включение в простую и понятную тему. Треки-однодневки. Фундаментальные работы, апеллирующие к широкой возрастной аудитории, которые можно переслушивать, из раза в раз находя в них что-то новое, попадаются все реже. Это просто коммерчески невыгодно. Так как производство занимает куда больше времени, сил, финансов и таланта. А результат непрогнозируемый с большим шансом потеряться в горах мусорного информационного шума. Билли Айлиш, к слову, еще и из тех артистов, музыку которых могут оценить и взрослые, и молодежь. Если вам интересно углубиться в теорию и практику создания треков, которые покорят вершины мировых чартов, то очень советую прочитать «Машина песен. Внутри фабрики хитов» Джона Сибрука. Ну, и не стоит забывать, что люди постарше, чаще всего, не так охотно добавляют себе новую музыку в плейлист. Как я и говорил ранее, вкус уже сформирован.

 — После эры веселого инди-попа мы медленно скатываемся к грустному и даже суицидальному эмо-кору, только в другой интерпретации. Когда это закончится?

 — Я бы не сказал, что в последние годы была волна веселого инди-попа. Если говорить в разрезе мировых топовых жанров, то, скорее, была эра рафинированного EDM (электронной танцевальной музыки — Авт). Эмо-кор тоже ждать не стоит. Но гитарная музыка однозначно вернется в том или ином виде. Я бы ставил на вылизанный тин-панк. Эдакие «трушные» рокеры, собранные на мощностях корейских лейблов на замену BTS и BLACKPINK. Новые кумиры молодежи с уже чуть более агрессивным посылом. 

Музыка однозначно циклична. И новый топ-жанр, наступающий на пятки всем разновидностям рэпа, должен укрепиться уже в ближайшие несколько лет. Но нельзя забывать, что мы (Украина) всегда немного с опозданием подхватываем мировые тенденции. Поэтому, возможно, ждать придется чуть дольше. На эту тему можно долго дискутировать, и боюсь, нам понадобится отдельная статья для такого анализа.

 — Что ожидает музыкальную индустрию в ближайшем будущем?

 — В ближайшее время, если говорить о конце осени и начале весны 2021, нас ждет бум релизов. И тут уже не важно, будет карантин или нет. Большинство крупных артистов выпустят свои новые хиты. Кому-то нужно выполнять контракт с лейблом. Другим обеспечить продажи условных Олимпийских стадионов, или куда сложнее – мировых туров 2021. Нужны свежие инфоповоды и внимание аудитории. А те «звезды», что поменьше, просто боялись рисковать и выпускать релизы в такой шаткий период как первая половина 2020-го. Но материала у них накопилось, уж поверьте.

Если говорить о среднесрочной перспективе в 2-3 года, то прогноз простой – вернуть рынок. Вот это действительно тот аспект, на который COVID-19 сильно повилял. Прогнозировать сложно. Действуем по ситуации.

Касательно жанров, я сказал выше. Думаю, это будет тин-панк а-ля группа Кис-Кис, только в больших масштабах. Но, возможно, я ошибаюсь, и вот-вот наступит эра новой «Новой романтики». И уже сейчас где-то на студиях записываются современные Duran Duran, Spandau Ballet и Visage. Эх, мечты-мечты…

На украинской сцене я не жду новых, больших имен в 2020 году. Разве что один проект, при условии, что его запуск не перенесут. А так, есть ряд молодых многообещающих артистов, которые уверенно идут к своей цели. Но так, чтобы раз — и хайп, такого пока даже на горизонте нет. В кулуарах подобные вещи известны немного заранее. Признаюсь честно, пока и на 2021-й мне известно всего о двух артистах с таким потенциалом, но еще на стадии сборки. Впрочем, подождем, посмотрим.

Анна Крайлюк

психотерапевт

«Музыка, как и искусство в целом, имеет катарсическую функцию. Катарсис — это очищение, высвобождение эмоций. Он происходит за счет сопереживания. Например, когда мы смотрим спектакль и сопереживаем главному герою — мы частично идентифицируем его с нами. Нас трогают те моменты, которые происходили в нашей жизни. Музыка действует так же. Поэтому мы так любим ее слушать.

Но наши чувства и настроения определяют, что именно мы добавляем в плейлист. Созвучная настроению музыка позволяет осознать, что мы не одни в своей проблеме. Особенно актуален такой подход для подростков, родителям которых нет до них дела. Или им так кажется. Это период перехода из детства во взрослую жизнь, когда разрываются все привычные связи. Подростки чувствуют себя ненужными, и часто музыка становится их «домом». Часто — именно «депрессивным домом».

Всеобщее обожание рэпа тоже связано с подростками. Они задают тренды и являются главными слушателями. Рэп — это бунтарская музыка, воспевающая сложности, несправедливость жизни. Мелодичный мотив рэпа похож на вскрик, тексты часто об отстаивании и воспевании боли. Это все отзывается в жизни подростков, которые живут протестами и защитой своих границ.

Но также на выбор музыкального жанра влияют общественные настроения. Например, в СССР все слушали одну и ту же романтическую лирику. Она отражала инфантилизм людей, их веру в «идеалы». Еще на это влияла идеология — «все одинаковые, различий в обществе не существует». Сейчас популярно все. Это период индивидуации и автономии. Каждый слушает то, что подходит именно его состоянию. И это круто».

Фото: Juja Han/Unsplash


Такий email не зареєстровано у системі
Введите свой электронный адрес, на который мы отправим вам новый пароль.
Поле не должно быть пустым и содержать кириллицу
Спасибо!

Ваше сообщение принято.

Сожалеем :(

Во время обработки что-то пошло не так.

Bы можете отправить сообщение на электронный адрес betatest@nashkiev.com