Жизнь 28.04.2020

Новые правила денежных переводов: что можно, а что нельзя

Новые правила денежных переводов в Украине
В Украине заработали новые правила денежных переводов. Фото: ridus.ru

С 28 апреля в Украине вступает в силу новый закон о финансовом мониторинге, который выдвигает ряд новых требований к осуществлению безналичных платежей. Пожалуй, самое нашумевшее нововведение — обязательная идентификация при операциях на сумму свыше 5 тысяч грн.

Это означает, что украинцы не смогут анонимно (например, через платежный терминал) отправлять суммы больше 5 тысяч гривен без подтверждения личности.

В НБУ заверяют, что новые требования никак не повлияют на большинство обычных операций по переводу денег. Проблем с дистанционной оплатой коммуналки, налогов, товаров и услуг или с другими переводами, например, с карты на карту, у украинцев возникнуть не должно. Кроме того, до конца 2020 года будет длиться переходный период. 

Чтобы прояснить ситуацию, Нацбанк подготовил ответы на некоторые вопросы по поводу новых правил денежных переводов.

Если я хочу перевести 10 тысяч грн родственнику или знакомому, как можно это сделать и как идентифицироваться?

Если эти средства лежат на личном счету, то лучше всего просто перевести их на счет знакомого или родственника. Такие платежи осуществляются без ограничений по сумме. Владельцы банковских счетов уже идентифицированы и банками, которые открывали им счета.

Если у вас есть только наличные, то платеж можно сделать в отделении банка с паспортом. Также можно воспользоваться платежным терминалом, который может обеспечить верификацию плательщика. Например, терминал банка, в котором плательщик имеет карточку. Ведь Национальный банк установил длительный переходный период — до конца 2020 года.

Если переводишь деньги родственнику, надо делать перевод меньше 5 тысяч грн? Как часто можно делать переводы по 5 тысяч грн?

Безналичные платежи с карты на карту или со счета на счет, как и раньше, можно осуществлять без каких-либо ограничений. Кроме того, обычные операции на небольшие суммы не являются объектом финансового мониторинга. Новый закон смещает акцент на анализ операций на сумму свыше 400 тысяч грн.

Заблокируют ли платежную карту, если клиент дважды за день получил на нее по 5 тысяч грн от родственника или знакомого?

Нет. Зачисление на карточные счета клиентов не являются объектом проверок для финансового мониторинга. Однако банки должны выполнять некоторые технические требования закона, например, присвоить каждой операции свой уникальный номер.

Если я хочу перевести в отделении банка наличными более 5 тысяч грн, имея при себе паспорт, должен ли я подтвердить их происхождение?

Нет, не должны. Нацбанк не требует, чтобы клиенты банков предоставляли информацию об источниках происхождения средств по операциям на небольшие суммы. Это касается не только перевода денег другим людям или оплаты товаров и услуг, но и перевода средств на свой счет. Подтверждать происхождение средств надо только во время операций свыше 400 тысяч грн.

Нужна ли идентификация при переводе через терминал самообслуживания на карту, например, 10 тысяч грн?

Такой платеж можно сделать в отделении банка с паспортом или через терминал, который может обеспечить верификацию плательщика (считать данные с его карты). Если в терминале нет такой функции, то будет установлен лимит, и клиент не сможет осуществить сделку на сумму более 5 тысяч грн.

Нужна ли идентификация при переводе с карты на другую карту 10 тысяч грн?

Нет, не нужна. Все держатели карт уже идентифицированы банками. Они спокойно могут осуществлять переводы, как и раньше, без всяких ограничений.

А как насчет пополнения кредитки через терминал?

Это возможно. До 5 тысяч грн карту или счет можно пополнить в терминале без идентификации плательщика. От 5 тысяч грн — через банковское отделение или терминал с идентификацией.

Как быть с переводом из-за границы на валютный счет? Есть ли лимиты, ограничения?

Поскольку речь идет о валютном счете имеющегося и уже идентифицированного клиента банка, никаких лимитов на зачисление средств не установлено.

Нужна ли идентификация при покупке товара в интернет-магазине на 40 тысяч грн, если это перевод на карту? Если поставка товара будет через почтового оператора?

Если оплата картой осуществляется в интернет-магазине за товар или услугу, то такой перевод необходимо лишь сопровождать номером карточки плательщика. Это одно из исключений по идентификации, предусмотренное в законе.

Нужна ли идентификация при переводе средств наличными через международную систему перевода средств 10 тысяч грн?

Да, при осуществлении этой операции необходимо идентифицировать и верифицировать плательщика. Клиенту нужно иметь с собой паспорт и объяснить, что это за платеж — например, указать в реквизитах, что это помощь родственникам.

Если речь идет о переводе более 400 тысяч грн, и нет подтверждения об источниках их происхождения, могут ли счет заблокировать, а средства на нем заморозить?

Банк не блокирует счета клиентов, если имеет о них всю необходимую информацию. Открывая счет, клиент предоставляет банку информацию о себе, своих доходах и тому подобное. Только если речь идет о нетипичной операции, на соответствующей финансовым возможностям клиента банк обратится за пояснениями. Если клиент объяснит происхождение средств, то банк осуществит операцию.

Можно ли делать платежи на благотворительные цели 10 тысяч грн на лечение людям? Как теперь с этим будет?

Все будет по-прежнему. Никаких ограничений на безналичные платежи закон не устанавливает.

Как теперь пользоваться электронным кошельком? Нужно ли идентифицироваться?  А пользователям мобильных операторов?

Да, идентификация и верификация владельцев электронных кошельков потребуется. Но не кошельков, используемых абонентами для оплаты мобильных услуг. Закон не устанавливает требований к мобильным операторам.

Речь идет о клиентах, которые открывают электронные кошельки, чтобы осуществлять по ним различные операции — покупать товары, платить за услуги. Таких пользователей должны будут до конца года идентифицировать и верифицировать. Обычно для этого нужен паспорт и идентификационный код. Операции через такие кошельки будут лимитированными, и если клиент будет придерживаться этих лимитов, он сможет пройти упрощенную идентификацию.

Читайте также: «Советы экспертов: что делать, если потеряли работу из-за карантина?»

0%
72%
14%
14%
Такий email не зареєстровано у системі
Введите свой электронный адрес, на который мы отправим вам новый пароль.
Поле не должно быть пустым и содержать кириллицу
Спасибо!

Ваше сообщение принято.

Сожалеем :(

Во время обработки что-то пошло не так.

Bы можете отправить сообщение на электронный адрес betatest@nashkiev.com