На днях мы опубликовали на своей странице в Facebook любопытную фотографию, снятую на стоянке одного из столичных супермаркетов сети Billa.
Желая отбить у киевских водителей привычку занимать места для людей с инвалидностью, администрация супермаркета решила прибегнуть к провокации. На табличке, обозначающей место для людей с инвалидностью, появилась надпись: "Неужели ты действительно хочешь быть на его месте?"
Реакция киевлян
Такой креативный подход администрации супермаркета к проблеме вызвал резонанс как среди наших читателей, так и среди столичного сообщества в целом.
Например, сами люди с инвалидностью попытку Billa вразумить автохамов жестко раскритиковали. По их мнению, благие намерения компании обернулись, мягко говоря, не самой удачной их реализацией.
"На мою думку ідея з такими закликами потрібно робити обов’язково, але не варто брати тези, які когось ображають. Це аналогічно з сексистською рекламою на бордах, але на то рагують зараз вже на рівні Уповноважених з прав людини. В даному випадку з Біллою конкретно йде негативний меседж в бік людей з інвалідністю, наче як це було в середньовіччі - чи дійсно ти хочеш бути прокаженим", - считает Виталий Пчолкин, исполнительный директор ВООИ "Група активної реабілітації".
Такого же мнения придерживаются и многие другие киевляне, с точки зрения которых подобная социальная коммуникация не решает проблему, а только принижает людей с инвалидностью и давит на их "болевые точки".
По другую сторону виртуальных баррикад оказались сторонники провокативного подхода Billa. По их мнению, только "острая" и вызывающая неподдельные (пусть и негативные) эмоции реклама способна достучаться до зачерствевших сердец любителей альтернативной парковки.
Впрочем, были и те, кто изменил свое позитивное мнение на негативное.
Реакция экспертов
Мы попросили экспертов по коммуникациям прокомментировать резонансную "социальную рекламу" с профессиональной точки зрения.
"Успешная социальная реклама — это всегда очень тонкая грань между провалом и успехом. Эту кампанию супермаркета Billa можно назвать успешной уже потому, что она практически никого не оставила равнодушным и вызвала обсуждения в обществе вокруг выделения людей с инвалидностью в "отдельную касту". Но практически каждый из участников дискуссии запомнит, для кого предназначено это парковочное место и почему оно шире, чем обычное, и находится ближе ко входу в магазин", — говорит Дмитрий Федоренко, IT и медиа-эксперт, директор Studio7.UA.
"Суб'єктивізм при оцінюванні реклами – непрофесійний підхід. Аналіз комунікації, треба оцінювати всі складові в комплексі, а саме: стратегія, креативна ідея та виконання. Комунікаційна задача - привнести емоційну складову в сприйняття ПДР щодо паркування на місцях, які призначені для людей з особливими потребами. Повідомлення: зручне місце для паркування не привілей інваліда, а повага до його особливих потреб. Ідея: чи впевнений ти, що хочеш отримати такий «привілей» у комплекті з інвалідністю? Виходячи з цього можна чітко зазначити, що присутня чітка стратегія, чітко сфокусована ЦА та є зрозумілий креативний твіст. Тобто по цим аспектам даний зразок реклами перевищує більшість актуальної української реклами.", — добавляет Дмитрий Логгинов, директор агентства "Мичурин".
Также мы запросили комментарий у администрации супермаркетов Billa, но пока официального ответа не получили. Надеемся, что в ближайшее время сможем обновить данный материал новой информацией.
Другой опыт
Отметим, что Billa далеко не первая организация, решившая использовать провокацию в качестве метода воздействия на несознательных граждан в этом вопросе. Вот еще несколько примеров из Украины и других стран:
А вот интересный проект российской благотворительной организации:
С точки зрения закона
Добавим, что с 26 октября в Украине вступил в силу закон №2109-VIII, который предусматривает увеличение штрафов за незаконную парковку или остановку на местах для людей с инвалидностью. Нарушителям теперь придется заплатить от 1020 до 1700 грн.
Такой же штраф грозит и должностным лицам, которые не обустроили на парковке места для людей с инвалидностью или же сделали это с нарушениями.