Искра Прометея: театр как социальный рупор

Во все времена театр был социальным рупором, озвучивающим неудобные вопросы и дающим неугодные советы. От злободневных Чеховских комедий до политических манифестов М. Горького театральные подмостки всегда несли «искру Прометея», призванную разжечь социальное сознание масс. Сегодня же, когда голливудские блокбастеры с многомиллионными бюджетами и впечатляющими спецэффектами способны удивить даже самое закаленное воображение, театр остается чем-то нишевым, чем-то для самых избранных.

В преддверии Всемирного дня театра мы встретились с одним из самых молодых заслуженных артистов Украины — театральным режиссером Иваном Урывским и узнали, что есть театр для него.

Иван Урыковский
режиссер

О том, как быть заслуженным артистом Украины в 30 лет и секретах профессии

После получения звания заслуженного артиста Украины я стараюсь не думать об этом как о чем-то финальном, о конечной цели, когда можно расслабиться. Мне кажется, нужно все время обновляться. Сейчас я живу новыми работами, в которых все запутано, и где я много чего не понимаю.

За плечами уже есть небольшой опыт, и это иногда помогает, но каждый новый спектакль словно новый этап, новая жизнь, где ты ничего не знаешь и не умеешь, и все что было до этого — стирается.

Потому и секретов, наверное, нет. Иногда просто нужно сделать шаг назад, чтобы потом сразу два вперед.

О работе в Одесском академическом украинском музыкально-драматическом театре имени В. Василько и взаимоотношениях с театральными мэтрами

Всегда перемены воспринимаются настороженно, особенно когда на пост главного режиссера назначают молодого специалиста. Нужно время для осознания и принятия.

Но любой профессиональный актер всегда поймет и пойдет за тобой, не обращая внимания на возраст. Для профессионалов важны лишь твои мысли и действия.

Работа в качестве главного режиссера в театре имени В. Василько была интересным опытом, возможно даже неким вызовом. К тому моменту я уже поработал около 3-х лет как режиссер в этом театре, а потому проблем с коллективом практически не было.

Недопонимание, если оно случается, я воспринимаю позитивно. Это заставляет задуматься, анализировать и искать правильные точки соприкосновения для создания хорошей атмосферы в коллективе, как во время репетиционных процессов, так и самих спектаклей.

Театр — это сложный механизм, который требует постоянного движения и обновления, наверное, как и все в этом мире. Перемены — это естественный процесс, главное, чтобы они проходили с пользой для творческой составляющей театра.

О принципах работы. О Станиславском и Брехте.

Понятие «классическая постановка» — очень спорное. Не ясно, что это сейчас для нас значит, на что равняться и где ставить точку отсчета.

В наше время театр очень разнообразный, на любой вкус, как говорится, и каждый вправе делать то, что он хочет, что ему близко, что приносит удовольствие.

Судья — один лишь зритель, поэтому у каждого есть выбор и возможность найти свой театр. Можно поставить спектакль на улице, в подвале, на крыше и вообще где угодно.

Но меня почему-то всегда тянет в черный кабинет-коробку. В ней есть какая-то извечная магия.

Мне важно рассказать историю, а способы достижения этой цели могут быть абсолютно разные. Не имеет значения, выбираешь ты психологический путь или цирковые приемы; жесткую форму либо сплошной символизм; главное, чтобы история будоражила фантазию и сердца: мои, актеров и, конечно же, зрителя.

О драматургии и заветных сюжетах

Я пытаюсь работать с хорошей литературой, поэтому каждый новый спектакль — это «заветная пьеса».

Когда ты читаешь материал в первый раз, мало что там понимаешь, осознание приходит уже ближе к премьере. Только тогда ты можешь ощутить весь кайф от текста на полную и радоваться, что удалось прикоснуться к чему-то необъятному, почувствовать всю мощь автора. Заранее сложно угадать, насколько удачно вы совпадете с пьесой, это всегда риск, но от этого трепет еще слаще. Хорошая драматургия всегда открывает в тебе нечто новое, показывает иное восприятие мира, а возможно даже делает тебя лучше.

О «Театре 360 градусов» и планах на кино

«Камінний господар» снимался со всеми «киношными» фишками: дробно, каждая сцена отдельно и по несколько дублей, что для меня было чем-то необычным, поэтому впоследствии спектакль сгенерировал совершенно новые эмоции, отличные от тех, что возникают при просмотре на сцене. Во время работы я, наверное, впервые оказался внутри съемочного процесса, и это стало очень заманчиво.

Сейчас часто можно увидеть «киношные» приемы в театре и наоборот, границы все больше и больше размываются.

При создании кино работают совершенно другие механизмы, нежели в театре, и это для меня совершенно неизведанная планета. Конечно, погрузиться в этот мир очень интересно. В последнее время меня часто посещают мысли об этом. Возможно, однажды это и случится. Всегда заманчиво шагнуть в неизвестность, рискнуть и попробовать что-то абсолютно новое, ну а пока я наслаждаюсь кино лишь как зритель.