Еда 22.04.2009

Смотрите, что едите

С 1 мая названия продуктов должны соответствовать составу. Качество не улучшится, зато узнаем, что едим.

Новый ГОСТ, который вот-вот вступит в силу, промышленникам явно будет не по душе. На упаковке «масла», состоящего из растительных жиров, они должны будут писать по-честному – «спрэд». Сгущенку с пальмовым маслом придется обзывать «растительным сиропом», квасом получит право называться лишь продукт, изготовленный в процессе брожения, а не просто «приправленный» красителями и ароматизаторами.

Изменится и сама форма подачи состава продукта – ингредиенты будут писать крупным шрифтом, а способ приготовления продукта – концентрированный, сухой, восстановленный, замороженный и т. п. – укажут отдельной заметной строкой. Все это придумано для того, чтобы согласно Закону о защите прав потребителя доносить до покупателя максимально полную информацию о товаре. Тем не менее, у специалистов уже сейчас есть сомнения насчет действенности новых правил.

– Сегодня ситуацию с маркировкой продуктов можно назвать даже мрачной, – считает президент Научно-исследовательского Центра независимых потребительских экспертиз «Тест» Валентин Безрукий. – Есть, к примеру, ГОСТы для молочных продуктов, по которым сметана – это продукт с конкретными качественными характеристиками. Производители стремятся сделать свой товар более доступным по цене и экономят на себестоимости, заменяя дорогие животные жиры дешевыми растительными. То, что получается, правила маркировки запрещают называть сметаной, но изготовители нашли лазейку – пишут «сметанка», и даже «сметаночка»... И правила соблюдены, и покупатель введен в заблуждение.

Ловить мошенников без предупреждения нельзя

– Существует такая практика: даже если по составу или техусловиям получается, что продукт неправильно назван или не проходит по каким-то нормам, снять всю серию с продажи не могут. Пока этикетки не закончатся. Иначе производитель несет потери, а закон его защищает, – рассказывает Валентин Безрукий.

Как пояснили в пресс-службе Госпотребстандарта, по новым правилам этикетки, закупленные до 1 ноября 2008 года, могут использоваться только до 1 мая 2009. За оставшееся до принятия новой маркировки время производители должны были перейти на новые нормы. Если «неправильные» этикетки изготовлены позже 1 ноября – товар с ними могут снять с продажи.

Но как проверить, соответствует ли указанный состав продукта настоящему? Сейчас официально (то есть государственными контролирующими органами) это можно сделать лишь одним способом: на производстве, предупредив изготовителя за 10 дней.

Супермаркеты Киева

– Недавно у нас был случай: для тестирования мы взяли гранатовые соки из магазинов. В одном соке мы сока не нашли. Никакого! В итоге изготовитель заявил, что мы, мол, не те образцы взяли, надо было на производстве брать. Помилуйте, а при чем тут образцы с производства, если потребитель получает готовый продукт, который мы и проверили? – возмущается Валентин Безрукий.

Самое же плачевное, что в этом году службам надзора за качеством продукции не удастся проверить производителей даже с 10-дневным предупреждением. В бюджете не предусмотрены деньги на лабораторные исследования.

Основной проблемой рынка президент центра экспертиз считает отсутствие системы наказаний.

– Сейчас довольно оперативно работает лишь Антимонопольный комитет, – говорит Валентин Безрукий. – Теперь комитет занимается также и недобросовестной рекламой. Так, мы подготовили им пару примеров, когда производитель раскручивает как сок то, что на самом деле суррогат. Это называется введением покупателя в заблуждение, что нарушает его права.

В Госпотребстандарте рассказывают, как более года назад проверяли сгущенку. У 6 из 10 производителей вместо жиров животного происхождения обнаружили в составе дешевое пальмовое масло. По данным Госпотребстандарта, в этом году в Украину завезли 670 тыс. тонн этого вещества.

«Камедь гуара» в составе ничего не объясняет

Как считает президент группы компаний «Провиант» и руководитель Ичнянского молочно-консервного завода Валентин Запорощук, переименование продуктов нужно сопровождать неким ликбезом.

– Такое вот просвещение через этикетку – очень нужная инициатива, но оно не принесет эффекта, пока покупатель не узнает, что такое «спрэд», – считает Валентин Запорощук. – Кроме того, некоторые попытки сделать все прозрачней, напротив, способны ввести в заблуждение. К примеру, ингредиент «камедь гуара» – из особой древесной коры – способен напугать покупателя шоколадного батончика. А это, на самом-то деле, безобидный загуститель шоколада. В сгущенке придираются к лактозе (молочный сахар из сыворотки). Между прочим, это необходимая составляющая, которая присутствует там со времен СССР. Если бы вместо лактозы был сахар – открыв банку, вы бы обнаружили там сладкие комки, а не сгущенку. Что касается пальмового масла, то оно заменяет у некоторых производителей сгущенки молочные жиры, это 8,5% продукта. В то время как растительный жир в том же «масловом» спрэде занимает до 80%. Согласитесь, разница существенная.

По мнению Валентина Запорощука, некоторые производители изменят технологии, а другие могут искать уловки. Например, уже сейчас вместо «спрэд» на пачках «масла» пишут большими буквами название марки, а маленькими уже то, что скрывается в этой пачке. Так, надпись «суррогат» или «сироп» на банке сгущенки оттолкнет покупателя. А продажи и без того упали на 2000 тонн по сравнению с мартом 2008 (тогда было 10,5 тыс. тонн).

Одно из требований нового ГОСТа – подавать информацию о составе продукта крупным шрифтом.

– В США тоже когда-то было принято такое решение, и тамошние производители действительно стали писать все большим шрифтом. Большим, но узким… Выглядит как набор палочек, прочесть которые практически невозможно, – вспоминает Валентин Безрукий.

«Ненастоящее» масло содержит канцерогены»

Светлана Фус, диетолог оздоровительного центра «Вирия»:

– Сочетание растительного и животного жира вызывает образование так называемых транс-жиров, в которых содержатся вредные канцерогенные вещества. Кроме того, транс-жиры повышают холестерин, могут вызвать атеросклероз.

Такая же вопиющая разница между настоящим квасом и тем, который сделан «под него». В квасе содержатся активные биологические вещества, органические кислоты. А то коричневое вещество, которое пахнет квасом – это ароматизатор и краситель. Та же, по сути, гадость для организма, что и обычная сладкая вода из бутылки. В ней большое количество консервантов, красителей, сахара…

Супермаркеты Киева Что касается синтезированной черной икры – то она не вредная и по составу белков может в определенной степени заменять настоящую черную икру рыбы.

Обратите внимание

Что должно быть указано на этикетке продукта по новым правилам маркировки

В названии

Квас – только для напитков, полученных в результате брожения

Масло – только для продуктов без растительных жиров. Если есть растительные жиры – продукт называется спрэд

Икра черная зернистая (так помечают не икру рыбы, а искусственный имитатор) - Икра белковая

Сгущенное молоко - если в состав входят растительные жиры, то называться продукт будет «растительный сироп»

Про обработку продукта

Отдельной строкой – восстановленный, сухой, сублимированный, пастеризованный, концентрированный и т.п.

О свойствах

«Выращенный без использования пестицидов», «Витаминизированный», «Без консервантов» - все это можно будет указывать, если есть подтверждение этой информации от исполнительной власти.

Об ароматизаторах

«Со вкусом мяса», «со вкусом рыбы» и т. п. - теперь будут писать «с ароматом мяса», «ароматом рыбы» и т.д.

Газета по-киевски

Такий email не зареєстровано у системі
Введите свой электронный адрес, на который мы отправим вам новый пароль.
Поле не должно быть пустым и содержать кириллицу
Спасибо!

Ваше сообщение принято.

Сожалеем :(

Во время обработки что-то пошло не так.

Bы можете отправить сообщение на электронный адрес betatest@nashkiev.com