Вне закона: краткая история киевских сквотов

Сквот — заброшенное здание, которое заняли без разрешения владельца, сделав его приемлемым для жизни. Обычно их населяют свободомыслящие художники, они сознательно ищут себе «свободное» пространство для занятия искусством. А так как самовыражение — дело невыгодное, то сквот для него идеальное место, ведь за аренду тут никто не платит.

Немного истории

Сквоттинг-движение началось в 1970-е. В основном сквоттерами становились студенты, мигранты, малооплачиваемые работники или люди искусства, которым нечем было платить за жилье.

Фото: Современная Кристиания в Копенгагене (incomartour.com.ua)

Сквоттинг тесно связан с движением хиппи, которые отрицали любые имущественные права. В 1971-м группа хиппи самовольно заселилась в заброшенные казармы короля Кристиана в Копенгагене, теперь этот район имеет автономный статус, называется Кристиания и является самым известным в мире.

В 1974-м в Лондоне сообщество SLGLF захватило пустующий магазин — там создали гражданский центр помощи гомосексуалам. Тогда их права серьезно ущемляли — геи считались в Британии гражданами второго сорта.

На фото: сквот в Брикстоне, Лондон, 1980-е годы (huckmag.com) 

Причины для сквоттинга бывают самые разные — бедность, политические взгляды или просто философия жизни. В Украине сквоты появились как явление искусства в начале 1990-х. На выставке «T.A.Z.: Київські сквоти» в сквот-галерее «Речовий доказ» недавно показали историю сообществ киевских художников.

«Сквот — это прежде всего сообщество. Это пример социальной самоорганизации. Иногда, это очень интересное явление, которое через десятки лет изучают во всех учебниках. Например, «Улей» в Париже в начале XX века. Там были Пикассо, Модильяни, Джакометти, Шагал. Это тоже был сквот», — рассказывает Леонид Конский, соучредитель галереи «Дукат».

«Паркомуна»

Первый и самый известный киевский сквот. Он появился в 1990 году, когда соцреализм уже никому не был нужен, общество желало чего-то нового, но пока не было понятно чего именно.

В доме на улице Парижской коммуны, 12А (теперь Михайловская) создавали немыслимое для тогда еще советских мозгов искусство — почти все, кроме соцреализма. Картины Олега Голосия в стиле неоэкспрессинизма сейчас стоят десятки тысяч долларов. Художник Максим Мамсиков рисовал тогда темные и грустные полотна, как и сами 90-е (например, картина «Ку-клукс-клан» 1993 года).

Сквот был местом для общения — там смотрели фильмы, устраивали вечеринки и концерты. 

«Паркомуны» не существует с 1994 года. В 2016-м о ней вышла одноименная книга, а в PinchukArtCentre провели выставку, посвященную сквоту и работавшим там художникам. 

Фото: ул. Михайловская. Раньше на этом месте находился сквот «Паркомуна» (Наталка Сидорук, «Наш Киев»)

Сквот на Олеговской

Старый дом на Олеговской группа художников «Холодный ВЭЛ» облюбовала в 1990 году. Тогда не хватало площадок для выставок или специальных изданий — комуникация творца со зрителем еще не была налажена. Сквот стал местом для создания искусства и для его «потребления».

Фото: сквот-галлерея «Речовий доказ», зал посвященый «Сквоту на Олеговской» (Наталка Сидорук, «Наш Киев») 

Позже художники переименовали себя в FGE (Fiction Gallery Expedition) и снимали на видео своеобразные акции, например «Золотая рыбка» или «Отплытие» (оба в 1996 году). В 2001 году на Замковой горе в Киеве художники-резиденты сквота Игорь Коновалов и Владимир Заиченко установили скульптуру — зеркальный куб.

Сквота на Олеговской нет с 2006 года.

БЖ-АРТ

Художники объединились в 1993-м, а сквоттерами стали с 1994-го. Название «БЖ-АРТ» происходит от адреса сквота — Большая Житомирская, 25. Дом специально переоборудовали под мастерские и галерею. Известный украинский художник Матвей Вайсберг занимал там заметное место — он отошел от постмодернистской деконструкции и приближался к классике, в своем понимании, конечно же.

«Сквоттинг — это параллельная система существования для художников, которые в глубине души понимают — чтобы заниматься тем, что любишь, не обязательно быть лидером общественного мнения», — говорит Антон Ильчук, художник.

Как у всех киевских сквотах, здесь бурлила жизнь — устраивали вечеринки и концерты. За всю историю существования сквота там успели поработать около 150 художников с Грузии, Франции, Германии, Польши и других стран.

На фото: сквот-галерея «Речовий доказ», зал посвященный «БЖ-АРТ» (Наталка Сидорук, «Наш Киев»)

Когда в 1999 году художников «попросили» с Большой Житомирской, объединение осталось жить и до сих пор продвигает искусство в массы.

«Хаятт»

Сквот стал объединяющим фактором группы художников «ЙОД». Анна Щербина, Сергей Западня, Миша Алексеенко и другие создавали политическое искусство с 2013 года. 

Первой акцией стала «Шара», когда зрителям бесплатно раздали 250 работ Миши Алексеенко — она выражала отношение общества к работе людей искусства. На инсталляцию «Грязь» художников вдохновило Межигорье. 

Кроме «Йода» в «Хаятте» работало еще много художников: Петр Гронский, Антигона, Анатолий Трощановский и другие.

Фото: ул. Аллы Тарасовой, 6, дом где располагался сквот «Хаятт» (Наталка Сидорук, «Наш Киев»)

В 2016 из дома возле отеля «Хаятт» всех выселили, потому что находиться в нем стало опасно.

«Садик»

Единственный в Киеве действующий арт-сквот. Художники не афишируют местонахождение своего уютного сада, ведь сквот — он на то и сквот.

Здесь размещены мастерские Данилы Шумихина, Катерины Бучацкой, Алексея Золотарева и других. Некоторые «сбежали» сюда из «Хаятта»: Антон Ильчук, Сергей Западня, Петр Гронский. 

«Садик» — это скорее место для работы и общения художников. Общих проектов «садиковцев» пока не было, разве что выставка вещей из их сквота на «T.A.Z.: Київські сквоти».

«Меня поразил сад, много пространства. Несмотря на весь мусор,который нам пришлось убрать, от такой мастерской не отказываются. Мне очень нравится, что ты можешь работать весь день одна, а вечером вдруг все соберутся, и вот ты уже ешь овощи с мангала или устраиваешь экскурсию для куратора», — делится впечатлениями Катерина Бучацкая, художница.

Arksquat

«Сквот-однодневка» на Васильковской, 1 просуществовал всего два месяца. В 2017 году его выпросили у владельцев организаторы Гогольфеста для проведения фестиваля. Раньше в этом доме работала анимационная студия «Борисфен». После фестиваля дом шел под снос. 

Не обошлось без приключений — когда организаторы пригласили художников в сквот, они начали заниматься не искусством, а обычной пьянкой. Пришлось выгнать всех, провести фейс-контроль и оставить действительно творческие натуры. 

Всего в сквоте за время его существования успели поработать 70 художников и режиссеров. 

Squat 17b

Пожалуй, самый известный киевский сквот, который со временем превратился в кафе. Про него писало множество зарубежных изданий. 

Находится сквот-кафе улице Терещенковской, 17Б. С 2015 года сюда приглашают всех желающих попить кофе и поглазеть на картины, подаренные самыми разными художниками, и настенную живопись. 

В сквоте часто проходят разные ивенты — от распродаж до диджей-сетов. Если вам захотелось почувствовать свободу, непринужденность и вкус хорошего кофе, стоит заглянуть в дворик возле Музея Ханенко. 

Читайте также: «Як і де повертають до життя після травми».