Город 25.06.2008

Транспортный мозг Киева: экскурсия в центр управления

«Миссия невозможна» – это название приходит в голову, стоит задуматься о транспортных проблемах столицы. Но, если помните, Том Круз справился – в том числе, благодаря техническим изощрениям. Так и киевские власти, с помощью современных технологий они понемногу начинают выполнять «невозможную» транспортную миссию. «Наш Киев» смотрел, как это происходит.

АСУТ

Новости о введении в эксплуатацию отдельных элементов АСУТ (автоматизированной системы управления транспортом) чередуются с сообщениями о неполадках в ее работе, дороговизне техники и ограниченной географии влияния. АСУТ называют самой современной системой в мире, но эти громкие слова мало греют тех, кто попал в пробку или ждет трамвая. Как официально заявлял недавно первый заместитель мэра Денис Басс: «Будівельники працюють цілодобово, АСУТ впроваджується вп’ятеро швидше, ніж це вдалося іншим іноземним містам». Пока же даже центр управления АСУТ в кучу не собрали – где-то ремонт, кто-то еще не переехал. Но отдельные его части работают, как, например, АСДУ (автоматизированная система диспетчерского управления). АСДУ должна контролировать весь коммунальный транспорт, и хотя работает еще далеко не на полную мощность, «Киевпасстранс» уже ощутил приносимую ей пользу.

В «Киевпасстрансе» нас приняли с распростертыми объятиями – было, чем похвастаться. Моя задача свелась к тому, чтобы смотреть, слушать и время от времени выводить «экскурсоводов» из режима пресс-релиза. Идем в АСДУ.

Камеры слежения по всему городу плюс компьютер – вы могли видеть, как с помощью такой системы злые герои пытаются разрушить мир («Крепкий орешек 4.0») или добрые – спасти («Дежавю»). Нам повезло, диспетчеры «Киевпасстранса» – добрые. К тому же, пока на их мониторах отображаются лишь 6 объектов: начало проспектов Мира и Освободителей, Московский мост, Керченская площадь, дорога у станции метро «Петровка», перекресток Большой Васильковской/Красноармейской и Саксаганского.

высоко сижу, далеко гляжу

До конца года под камеры планируют поставить уже 50 самых проблемных транспортных узлов города. Для наглядности: 1 минута наблюдения через экран главного диспетчера АСДУ. 6 горячих точек – по несколько камер в каждой.

ВИДЕО

Главный диспетчер непосредственно трафик не отслеживает – она, как мистер Вулф из «Криминального чтива», решает вопросы. К примеру, автобусный диспетчер докладывает о поломке одной из машин, и главный принимает решение – выслать на маршрут дополнительную единицу или нет. Главный рабочий инструмент диспетчера относится к старым технологиям – это телефон.

так работает главный диспетчер Киевпасстранса

Диспетчерская троллейбусов. Здесь, кроме большой карты Киева, также есть большой экран, но он бесполезен – диспетчеры троллейбусов и трамваев пока работают по старинке. Подопечные им виды транспорта отстают от автобусного подразделения, модернизировать которое взялись в первую очередь, и спутниковой связью в той же мере не обеспечены.

троллейбусная диспетчерская

Авангард АСДУ и АСУТ в целом – автобусная диспетчерская. Отсюда на данный момент контролируют 550 машин. В каждой из них – «жучок». Как только водитель собьется с графика, это сразу будет замечено. С автобусами есть связь, и нарушителя можно сразу призвать к ответу. Одно дело, если причина уважительная – поломка или пробка, тогда диспетчер принимает меры. В обратном случае предусмотрены штрафы.

автобусная диспетчерская

У каждого диспетчера 2 монитора перед глазами и чуть дальше – 1 общий (красивая и в меру бесполезная трансляция с камер слежения). Все маршруты распределены, за каждым следят в полуавтоматическом режиме: компьютер дает сигналы, оператор принимает меры. Основная функция – контроль графика движения. Его выполняют практически идеально. Никакой пас ходки или слив бензина нереален, как и сговор с маршрутками. То есть, почти все автобусы Киева сейчас ходят строго по расписанию. Другой вопрос, насколько оно удобно.

пасьянс закрыт к приходу журналиста

Когда «Наш Киев» писал об экспресс-автобусах , выпорхнувших на дороги аккурат перед выборами мэра, эта затея вызывала у нас скепсис – ездили на них тогда мало, связь водителя с Центром не работала. Сейчас экспрессы стали ударным инструментом в часы пик – такая машина может даже объехать пробку стороной, если диспетчер вовремя распорядится. Сейчас они покрывают лишь часть маршрутов, но в муниципалитете рассчитывают, что со временем полностью вытеснят частных перевозчиков. В 25 экспрессах даже установлены камеры внутреннего слежения. Как результат всех этих мер, «Киевпасстранс» отмечает заметной рост прибыли, планируя очередные нововведения. О них пока не будем – появятся, проверим, тогда и напишем.

Такий email не зареєстровано у системі
Введите свой электронный адрес, на который мы отправим вам новый пароль.
Поле не должно быть пустым и содержать кириллицу
Спасибо!

Ваше сообщение принято.

Сожалеем :(

Во время обработки что-то пошло не так.

Bы можете отправить сообщение на электронный адрес betatest@nashkiev.com