Такси по-украински: почему у нас не приживаются мировые стандарты
Фото: gorod214.by

Прихода в Украину всемирно известного бренда Uber ждали многие, давно и с нетерпением. Хотя сам принцип заказа такси через мобильное приложение для нашей страны новинкой не был, измученные прокуренными машинами и хамоватыми водителями пассажиры надеялись на революцию. Которая, увы, не состоялась.

Первопроходцы

Немного истории. Одним из "пионеров" в сфере онлайн-заказа такси стал сервис Uklon. Он начал свою работу в Киеве 2013 году. Автопарк у сервиса очень разношерстный: на вызов может приехать как элитный "Мерседес", так и ржавый "Ланос" с треснувшим лобовым стеклом и не слишком гостеприимным водителем. Хотя для большинства пользователей Uklon не имеет значения, какую машину подадут. Их любимая поговорка "Вам ехать или шашечки?"

В последние несколько лет собственное мобильное приложение стало на украинском рынке такси признаком хорошего тона. Для iPhone и Android существует около 30 подобных программ, выпущенных как демократичными службами, например "Студент" и "838", так и перевозчиками премиум-класса вроде "Элит".

Большие надежды и первые сложности

Тем не менее, когда летом прошлого года в Украину пришел Uber, его принимали как новатора и "мессию". Ожидали невиданных в наших широтах чудес:  падения цен на проезд, резкого улучшения сервиса и хороших машин классом выше среднего. Проще говоря, Uber стал частью большой мечты украинцев о европейских стандартах жизни.

Фото: The Tech Bulletin

Вскоре после Uber – осенью 2016 года – в Украину пришел сервис Яндекс.Такси, но этого факта почти никто не заметил. Uber тогда поглотил все внимание общественности. Из нескольких сотен нерекламных постов о такси в Facebook около 90% касались именно Uber.

Первые тексты в соцсетях, посвященные сервису, были полны эмоций. В основном они касались проблем с вызовом автомобилей и использованием обещанных подарочных поездок. Машин подходящего класса у сервиса оказалось явно меньше, чем клиентов. 

Посты киевлян, которые так и не смогли вызвать такси Uber в первые дни работы, можно обобщить двумя самыми популярными в то время анекдотами: "Мужчина вызвал такси и убер". "Кто-то 50 раз вызывал убер и не вызвал. Не то заклинание, может?" 

Впрочем, пассажиры были полны оптимизма. Ведь сервис Uber действительно отличался от привычного в лучшую сторону. 

"Убер – это восторг! Сегодня моя первая поездка, и это самый вежливый, интеллигентный, умный, адекватный и не вонючий водитель за последние лет пять, что я пользовалась такси в Киеве (до этого было не так ужасно). Последний год вообще предпочитала ехать маршрутками – так же ужасно, но в 20-30 раз дешевле... Только машин и правда мало, говорит Иван (водитель, - прим. редакции). Но он верит, что за Убером в Украине будущее", – писала на своей странице журналист Елена Шкарпова.

Понижение стандартов

Летом 2016 года Uber приглашал на работу водителей с собственными автомобилями, выпущенными не ранее 2008 года. С фирменными наклейками тогда ездили четырехдверные авто класса В и выше, в том числе Ford Focus, Skoda Rapid, Volkswagen Polo, Chevrolet Lacetti.

Вскоре, из-за явной нехватки машин, Uber пересмотрел свои требования к автопарку. Ограничения по году выпуска и модели авто были сняты. Теперь, чтобы присоединиться к сервису, стало достаточно иметь чистый салон с аккуратными сидениями, без сильного запаха внутри. В списке допустимых автомобилей – 810 моделей, включая "Дэу Ланос", "ЗАЗ Сенс" и "Лада Калина".

Снижение требований Uber к автопарку киевляне отметили новым шквалом постов. Не обошлось, конечно же, без шуток на злобу дня. 

Вскоре путем Uber последовали конкуренты. В погоне за ростом автопарка Яндекс.Такси также закрыл глаза на год выпуска и марку автомобиля. Главное требование – состояние салона.

Наличные вместо карты

Еще одной "фишкой" Uber изначально была оплата картой – верный признак цивилизации. Введение опции расчета наличными стало еще одним шагом назад, к таким привычным сервисам, как Uklon.  

Тарифные странности

"Удивительное рядом" – так можно назвать ситуацию, в которой оказался киевлянин Михаил Вертер. Вместо выбора кратчайшего маршрута, водитель Uber решил перевезти его дважды через Днепр. С соответствующим тарифом.

Алгоритмы, по котором Uber устанавливает цены, для многих остаются загадкой. Например, Татьяне Силаевой из Днепра предложили проехать 10 километров "всего" за 393 гривны.

О подобных случаях пишут и киевляне. 

Но, пожалуй, самым эксклюзивным маршрутом стал путь стилиста Маргариты Мурадовой из центра Киева в аэропорт "Борисполь". В то время как в демократичной службе стоимость такой поездки составляет около 300 гривен, а в дорогом "Элит" за нее просят около 400 грн, Uber предложил проехаться за 1458 гривен.

Все смешалось

Конкуренты или все-таки партнеры? На вызовы Uber начали приезжать машины с наклейками Яндекс.Такси. С этим явлением столкнулась, например, Оксана Митницкая, начальник отдела по работе с общественностью Национального антикоррупционного бюро Украины.

Ситуация, описанная выше, символична для киевского рынка такси в целом. Все чаще использование интернет-приложений Uber, Яндекс, Uklon и прочих напоминает лотерею. Если повезет, можно уехать на нормальной машине недорого, а если нет – будь готов к поездке за астрономические деньги на прокуренной машине с хамоватым водителем. 

Второе дыхание старожилов

Пока Uber пытается доказать, что украинский сервис где-то отвечает европейскому уровню, на сцену возвращаются старые добрые службы такси - причем с улучшенными ценами и стандартами.

Например, "Окси" сейчас предлагает проехать 7 км за 103 гривны, "Студент" – за 53грн, "Элит" – за 139 грн, Uklon –за 58 гривен. 

Подведем итоги: революция, обещанная Uber, не произошла. Сервис, суливший мировые стандарты перевозок, засосала "опасная трясина" украинского рынка. Но есть и позитив: новый энергичный игрок заставил старожилов встряхнуться и заняться, наконец, повышением качества услуг вкупе с оптимизацией цен.