В Киеве меняют систему оплаты проезда в транспорте. Как она работает в других столицах

В конце января КГГА презентовала новую систему проездных билетов в столичном общественном транспорте, ее планируют ввести с 1 апреля 2020 года. Главные нововведения — отмена отдельных проездных на разные виды транспорта и суточные проездные. Как и сколько теперь в Киеве будут платить за проезд и как это делают в столицах других стран — в нашем материале. 

Что хотят сделать в Киеве

Стоимость разового проезда в столичном транспорте останется неизменной — 8 грн. При пополнении бесконтактной карты Kyiv Smart Card цена, как и раньше, будет зависеть от количества купленных поездок: 6,5 грн при разовой покупке 50 поездок и 8 грн при разовой покупке от одной до девяти поездок.

Месячные проездные разделят на два типа: с ограниченным количеством поездок и без него. Полная стоимость проездного на 46 поездок составит 290 грн, на 62 поездки — 390 грн, на 92 поездки — 575 грн, а на 124 поездки — 770 грн. Полный проездной без ограничения количества поездок будет стоить 1300 грн.

Помимо этого появятся безлимитные проездные на короткий период: проездной на сутки будет строить 100 грн, на двое суток — 150 грн, на трое — 200 грн.

Когда КГГА обнародовала тарифные планы, на администрацию посыпалась критика от блогеров и урбанистов. Многих удивила такая тарифная сетка и сомнительная выгода от долгосрочных проездных, которые, по идее, должны экономить деньги киевлян.

Например, чтобы «отбить» суточный проездной, за день пассажиру придется проехать на общественном транспорте минимум 13 раз. Лишь тогда поездка обойдется в 8 грн. Если захотите сэкономить, заплатив только 6,5 грн, проехать в общественном транспорте Киева придется 15 раз.

Безлимитный месячный проездной за 1300 грн — это 162,5 поездок за 8 грн или 200 поездок за 6,5 грн. Даже если вы живете на Борщаговке и каждый день добираетесь до работы и обратно двумя видами транспорта, покупать такой проездной вам невыгодно. А ведь есть еще и маршрутки, в которых никакие проездные вообще не действуют — только живые деньги.

Как в Минске

Электробус в Минске. Фото: sb.by

Начнем с близких соседей. Минску в наследство досталась примерно та же советская инфраструктура, что и Киеву, да и в целом система общественного транспорта в столице Беларуси чем-то похожа на нашу. Даже маршрутки есть. В городе курсируют автобусы (в том числе в режиме «экспресс»), троллейбусы, трамваи, электробусы, есть две ветки метро и городская электричка.

Разовые билеты в виде бумажных талончиков для коммунального наземного транспорта можно купить в торговых киосках или у водителя. Также в терминалах самообслуживания или в кассах метро, городской транспортной службы и ж/д-кассах можно пополнить смарт-карту. Жетоны для метрополитена можно купить в кассах подземки. 

Право на бесплатный проезд есть у школьников, студентов, ветеранов, людей с инвалидностью и еще и у ряда льготных категорий. 

Цены на основные виды билетов и проездных:

  • Разовый жетон на метро — 70 копеек (8 грн).
  • Разовый билет на автобус, троллейбус, трамвай — 65 копеек (7,5 грн). У водителя — 70 копеек (8 грн).
  • Разовый билет на автобус «экспресс» — 80 копеек (9,2 грн), у водителя — 85 копеек (9,7 грн).
  • Безлимитный проездной на 1 сутки на три вида транспорта (автобус, троллейбус, трамвай) — 3,21 рубля (36,8 грн), на 2 суток — 5,68 рублей (65,1 грн), на 3 суток — 7,82 рублей (89,6 грн).
  • Безлимитный проездной на 10 суток в автобусе, троллейбусе или трамвае — 10,29 рублей (117,9 грн), в метро — 11,08 рублей (127 грн), в автобусе «экспресс» — 12,67 рублей (145,2 грн).
  • Безлимитный месячный проездной в автобусе, троллейбусе или трамвае — 29,25 рублей (335,2 грн), в метро — 31,5 рублей (361 грн), в автобусе «экспресс» — 36 рублей (412,5 грн).
  • Безлимитный месячный проездной на четыре вида транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метро) — 53,66 рублей (614,9 грн).


Как в Варшаве

Автобус в Варшаве. Фото: wikimedia.org

Общественный транспорт Варшавы представлен автобусами, трамваями, двумя ветками метро, городской электричкой и пригородными поездами. Город разделен на две тарифные зоны. В зону №1 входит сама Варшава, в зону №2 — ее пригороды.

Разовые и суточные билеты можно купить в специализированных автоматах, которые расположены на станциях метро/трамвая или в салонах общественного транспорта, хотя там они встречаются не всегда. Также билеты продают в киосках, почтовых отделениях и других авторизованных торговых точках.

Для покупки проездного на 30 или 90 дней нужна Варшавская транспортная карта, которая оформляется в офисах обслуживающей компании. Те, кто живет в городе и платит налоги, могут также оформить карту Варшавяка или карту Молодого Варшавяка — она дает скидку на проездные и другие городские сервисы.

Дети до 7 лет, ученики начальных школ, люди с тяжелыми формами инвалидности, пенсионеры старше 70 лет, почетные доноры крови, официально безработные и сотрудники ряда городских служб могут ездить в варшавском транспорте бесплатно.

Подростки до 16 лет, студенты, пожилые люди до 70 лет, люди с некоторыми формами инвалидности, ветераны получают скидку на проезд в городском транспорте в размере 50%.

Цены на основные виды билетов и проездных:

  • 20-минутный билет — 3,40 злотых (21,8 грн). Действует в пределах зон 1 и 2 и дает право на неограниченное число поездок в течение 20 минут с момента валидации;
  • 75-минутный билет — 4,40 злотых (28,2 грн). Действует в пределах зоны 1 и дает право на неограниченное число поездок в течение 75 минут с момента валидации или на один рейс до конечной остановки;
  • 90-минутный билет — 7 злотых (44,9 грн). Действует в пределах зон 1 и 2 и дает право на неограниченное число поездок в течение 90 минут с момента валидации или на один рейс до конечной остановки;
  • Суточный билет. Для зоны 1 — 15 злотых (96,1 грн), для зон 1 и 2 — 26 злотых (166,6 грн). Действует в пределах зоны 1 и дает право на неограниченное число поездок в течение 24 часов с момента валидации;
  • Трехсуточный билет. Для зоны 1 — 36 злотых (230,7 грн), для зон 1 и 2 — 57 злотых (365,3 грн). Действует в пределах зоны 1 и дает право на неограниченное число поездок в течение 72 часов с момента валидации;
  • Билет на выходные — 24 злотых (153,8 грн). Действует в пределах зон 1 и 2 и дает право на неограниченное число поездок с 19:00 в пятницу до 8:00 в понедельник;
  • 30-дневный безлимитный именной проездной: для зоны 1 — 110 злотых (705 грн), для зоны 2 — 112 злотых (717,8 грн), для зон 1 и 2 — 180 злотых (1153,7 грн). По карте Варшавяка проездной для зон 1 и 2 стоит 98 злотых (628,1 грн), по карте Юного Варшавяка — 49 злотых (314,1 грн). Проездной на предъявителя для зон 1 и 2 стоит 230 злотых (1474 грн);
  • 90-дневный безлимитный именной проездной: для зоны 1 — 280 злотых (1794,6 грн), для зоны 2 — 282 злотых (1807,4 грн), для зон 1 и 2 — 460 злотых (2948,3 грн). По карте Варшавяка проездной для зон 1 и 2 стоит 250 злотых (1602,3 грн), по карте Юного Варшавяка — 125 злотых (801,2). Проездной на предъявителя для зон 1 и 2 стоит 600 злотых (3845,5 грн).

Как в Берлине

S-Bahn в Берлине. Фото: holidaygid.ru

Берлин может похвастаться одной из лучших транспортных систем в мире. Она представлена автобусами, трамваями, метро (U-Bahn) и скоростной железной дорогой (S-Bahn). Последнее — это городская электричка, которая пронизывает город и уходит в пригороды, объединяя Берлинскую агломерацию единой железнодорожной сетью.

Город разделен на три тарифные зоны. Зона А включает центральную часть города до кольцевой ветки S-Bahn. Зона B охватывает территорию от кольцевой ветки S-Bahn до городской черты, включая аэропорт «Тегель». Зона C — это окрестности Берлина, в которые входят аэропорт «Шенефельд», города Потсдам и Ораниенбург. В зависимости от потребностей можно приобрести комбинированный билет для зон AB, BC или ABC. Билеты и проездные действуют на все виды муниципального транспорта.

Дети в возрасте до 6 лет ездят в берлинском муниципальном транспорте бесплатно, от 6 до 14 лет — по льготному тарифу. При этом берлинские школьники могут ездить бесплатно, если оформят через интернет специальный проездной. 

Цены на основные виды билетов и проездных:

  • «Короткий» билет по городу в пределах шести остановок на автобусе и трамвае или трех станции на U-Bahn и S-Bahn — 1,9 евро (52,6 грн).
  • Двухчасовой билеты с неограниченным числом пересадок: для зоны АВ — 2,9 евро (78,9 грн), для зоны ВС — 3,3 евро (89,8 грн), для зоны АВС — 3,6 евро (97,9 грн).
  • Суточный билет с неограниченным количеством поездок: для зоны АВ — 8,6 евро (233,9 грн), для зоны ВС — 9 евро (244,8 грн), для зоны АВС — 9,6 евро (261,1 грн).
  • Проездной на неделю с неограниченным количеством поездок: для зоны АВ — 34 евро (924,7 грн), для зоны ВС — 35,5 евро (965,5 грн), для зоны АВС — 41 евро (1115 грн).
  • Проездной на месяц с неограниченным количеством поездок: для зоны АВ — 84 евро (2284,4 грн), для зоны ВС — 86 евро (2338,8 грн), для зоны АВС — 104 евро (2828,4 грн).
  • Проездной на год с неограниченным количеством поездок: для зоны АВ — 728 евро (19 798 грн), для зоны ВС — 807 евро (21 947 грн), для зоны АВС — 978 евро (26 597 грн).

Кстати, в июле 2019 года бургомистр Берлина Михаэль Мюллер по примеру Вены предложил снизить стоимость годового проездного билета для взрослых жителей города до 365 евро. В Вене так сделали несколько лет назад, но в Берлине планы пока что не воплотили в жизнь.

Как в Мадриде

Метро в Мадриде. Фото: railwaypro.com

Общественный транспорт Мадрида представлен метро, трамваями (включая «легкое метро» с обозначением ML), автобусами, городскими и пригородными электричками, а также фуникулером. Местная сеть метро — одна из самых разветвленных в мире и насчитывает около 240 станций как в пределах города, так и в его пригородах.

Мадрид и его пригороды разделены на шесть тарифных зон — от А в самом центре до С2 на окраинах. Две зоны — Е1 и Е2 — относятся к автономному сообществу Кастилья-Ла-Манча.

Каждая следующая тарифная зона включает в себя предыдущие, то есть проездной билет для зоны B2 можно использоваться в зонах A, B1 и B2. Также есть проездные, которые действуют только в пределах зон B1-B2, B2-B3, B3-C1 или C1-C2.

Для оплаты проезда используются бесконтактные карты, на баланс которых и зачисляются билеты. Их два типа: неименная карта Tarjeta Multi и именная карта Tarjeta Personal. На первую можно зачислять разовые поездки, а на вторую — поездки, годовые и месячные абонементы. В автобусе у водителя можно купить бумажный разовый билет.

Система тарифов на проезд в транспорте весьма запутанная. Есть разовые билеты на рельсовый транспорт и автобусы, билеты на 10 поездок, комбинированные билеты. Для детей, молодежи, пожилых людей, больших семей и людей с инвалидностью действуют специальные льготные тарифы.

Цены на основные виды билетов и проездных:

  • Разовый билет в пределах 5 станций на линиях метро и ML1 в зоне А — 1,5 евро (40,8 грн). За проезд от 6 до 9 станций к этой сумме прибавляется по 10 центов (2,7 грн) за станцию. Проезд от 10 и более станций — 2 евро (54,4 грн). Билет на линии ML2 и ML3 — 2 евро (54,4 грн). Комбинированный разовый билет на весь рельсовый транспорт — 3 евро (81,6 грн).
  • Билеты на 10 поездок: в пределах зоны А на линиях метро и ML1, ML2 и ML3 — 12,20 евро (331,9 евро). Комбинированный билет на 10 поездок в рельсовом транспорте — 18,30 евро (497,9 грн).
  • Разовый билет на автобус без права пересадки — 1,50 евро (40,8 грн).
  • Проездной на 10 поездок в автобусе с правом на одну пересадку — 18,30 евро (497,9 грн).
  • Безлимитный проездной на 30 дней: от 54,6 евро (1485,4 грн) для зоны А до 131,8 евро (3585,7 грн) для зоны E2. Проездной для молодежи на все зоны стоит 20 евро (544 грн), для пожилых людей — 9,3 евро (253 грн).
  • Безлимитный проездной на год: от 546 евро (14 854 грн) для зоны А до 1318 евро (35 857 грн) для зоны E2. Проездной для молодежи на все зоны стоит 200 евро (5440 грн), для пожилых людей — 93 евро (2530 грн).

Как в Стамбуле

Стамбульский трамвай. Фото: cdn-hotels.com

Стамбул — огромный многомиллионный город со сложной и развитой транспортной сетью. Здесь есть практически все существующие виды городского транспорта: метро, автобусы, метробусы, трамваи, электрички, долмуши (местные маршрутки), паромы. Транспортная система очень запутанная и постоянно расширяется. Одного только метро насчитывается целых три вида: обычное, легкое и линия Мармарай.

Основной и самый выгодный способ оплаты проезда в Стамбуле — это пополняемая Istanbulkart стоимостью 6 лир (24,8 грн). Пользоваться ей гораздо выгоднее, чем покупать разовые жетоны или билеты. Существует несколько разновидностей карты: неименная, ежемесячная именная, а также различные социальные карты, дающие право на льготный или бесплатный проезд. Например, для учащихся, учителей пенсионеров и других социальных групп.

Istanbulkart действует в метро, на линии Мармарай, в автобусах, метробусах, фуникулерах, канатных дорогах и паромах, но не действительна в частном транспорте. Также существуют карты на определенное число поездок.

Цены на основные виды билетов и проездных:

  • Разовая поездка на метро, автобусе, трамвае без Istanbulkart — 5 лир (20,6 грн).
  • Разовая поездка с Istanbulkart — 2,6 лир (10,7 грн). 1 пересадка — 1,85 лиры (7,6 грн), 2 пересадки — 1,4 лиры (5,8 грн), 3-5 пересадок — 0,9 лир (3,7 грн).
  • Электронный билет с ограниченным числом поездок: на 1 поездку — 5 лир (20,6 грн), на 2 поездки — 8 лир (33 грн), на 3 поездки — 11 лир (45,4 грн), на 5 поездок — 17 лир (70,2 грн);
  • Проезд в метробусе: от 1 до 3 остановок — 1,95 лиры (8,1 грн), от 4 до 9 остановок — 3 лиры (12,4 грн), от 10 до 15 остановок — 3,25 лиры (13,4 грн), от 16 до 21 остановки— 3,40 лиры (14 грн) и т. д.
  • Проезд по ветке метро Мармарай: 1-7 остановок — 2,6 лиры (10,7 грн), 8-14 остановок — 3,35 лиры (13,8 грн), 15-21 остановок — 3,8 лиры (15,7 грн) и т. д.
  • 30-дневная Istanbul Blue card на 180 поездок — 205 лир (846,6 грн), для учащихся — 85 лир (351 грн), социальная — 125 лир (516,2 грн).

Что в итоге 

Разовые тарифы в киевском общественном транспорте действительно можно назвать смехотворными по европейским меркам. А вот с проездными, особенно долгосрочными, дела обстоят интереснее. В той же Варшаве или Минске месячный проездной покупать значительно выгоднее, чем в Киеве. Вопрос качества транспорта «тут» и «там» оставим в стороне.

В большинстве европейских городов муниципальный транспорт «зарабатывает» на приезжих, которые покупают разовые по самой высокой цене. При этом местные жители обычно пользуются различными льготами, которые позволяют значительно сэкономить на проезде.

В Киеве же тарифная сетка проездных, как существующая, так и предложенная КГГА, не предлагает горожанам практически никакой экономии. Ситуацию немного спасает система пополнения Kyiv Smart Card, которая действует по принципу «чем больше поездок, тем дешевле», но и она далека от совершенства.

Читайте также: «ДТП в Киеве: сколько, где и как уменьшить количество».