Город 25.10.2013

Симпатия с эмпатией: киевский фуникулер, помимо ремонта, поменял логотип и «очеловечил» информационную наглядность

Киевский фуникулер после ремонта блеснул новым логотипом и новой окраской вагонов. Интернет-публика разделилась на тех, кто увидел в этом приятное изменение к лучшему, и на тех, кто по фотографии оценил качество краски и диагностировал чудовищно наглый распил.

Но срывать покровы мы сегодня будем совсем с другого. Я расскажу о том, что за этим декором скрыто нечто гораздо более важное, чем чисто внешняя (и пока еще, возможно, отдаленная) схожесть с транспортом в цивилизованных странах. А скрыт за всем этим наглый социальный эксперимент над живыми людьми  – пассажирами.

Как они поведут себя, если об их существовании вообще вспомнить? А вспомнив  –  что, если подумать: зачем они пришли, чего хотят, но боятся спросить? А обдумав это, помочь им, ответить на их вопросы и отнестись по-человечески? Что будет, если еще до вопроса "а можно фотог…" сказать: "фотографируйте на здоровье!"? Велосипедистов встретить картинкой, из которой они поймут, что им тут рады  –  что тогда?

Вообще говоря, что будет с людьми, если сломать их привычную картину мира, в которой всяческие бытовые катаклизмы вроде профилактики или ремонта оповещают о себе в соответствии со строгим ритуалом: лист бумаги, залипший капслок, десяток восклицательных знаков, ссылка на "технические причины" (эти причины такие из ряда вон технические, что способны объяснить вообще любое событие или явление во Вселенной) и, конечно же, подпись "Администрация"?

Сейчас будет несколько занудных нотаций, а потом, как водится, слайды. Все знают, что мы живем в информационную эру, что количество информации, потребляемое человеком, растет в геометрической прогрессии, а мозг нет (последнее  –  особенно грустно). На лайфхакере можно найти штук тридцать статей, как ограничить потребление информации, чтобы не двинуться рассудком. На самом деле, информация   она как воздух, она есть всегда и везде, и заполняет собой все. Мое же мнение таково, что глупо бороться с количеством воздуха, нужно просто не загрязнять его, и, сколько б не вдохнул, все пойдет на пользу. С информацией  –  та же история: именно качество информации кардинально влияет на качество жизни, на ощущение комфорта и безопасности.

Создавать не ядовитую, а полезную и хорошо перевариваемую публичную информацию  –  это, по сути, просто. Нужна просто эмпатия: способность поставить себя на место другого человека.

Какое все это имеет отношение к фуникулеру в частности и транспорту вообще? Вот пример: месяц назад метрополитен опубликовал пресс-релиз, цитирую дословно:

"12 сентября начнется плановый капитальный ремонт эскалатора №3 станции "Крещатик" Святошинско-Броварской линии. Ремонтные работы продлятся до 14 ноября текущего года, их проведение не скажется на режиме работы станции. КП "Киевский метрополитен" извиняется за временные неудобства и напоминает пассажирам о необходимости соблюдать Правила поведения на эскалаторах при пользовании метрополитеном".

Если верить гуглу, эти три предложения были дословно (!) перепечатаны около 3,5 тысяч раз. Т.е., проще говоря, не было практически ни одного киевского новостного онлайн-СМИ, которое не перепечатало бы этот идиотский набор слов. Ни у одного из этих 3 тысяч людей в голове не родился простой и закономерный вопрос: это вообще что за "эскалатор №3"?! Где он?! У станции Крещатик есть три входа с разных улиц и уйма эскалаторов, который из них третий? И что мне теперь с этой информацией делать? Где мне входить, если этот третий не будет работать, и как туда пройти? Почему закрыто на два месяца  –  быстрее нельзя? А нельзя ли его ремонтировать по ночам? Я написал письмо со всеми этими вопросами в метрополитен. Получил ответ через месяц:

"Повідомляємо, що Ваше звернення було направлено для розгляду в прес-службу КП "Київський метрополітен". На жаль, на сьогодні ми не отримали від фахівців служби будь-якої інформації на поставлені запитання".

В метрополитене месяц думали, и не нашли ответ на вопрос, где у них находится эскалатор №3. Ну, понятно, эскалаторов поди много, кто ж их все сочтет?

Проблема не в том, что из приведенных цитат следует, что в метрополитене работают как минимум двое умственно отсталых людей (тот, кто писал пресс-релиз, и тот, кто отвечал на письмо). Проблема в том, что такой маразм  – абсолютно везде и так было всю мою жизнь. Ну то есть вообще везде в государственных и коммунальных заведениях, без единого исключения.

Согласитесь, разорвать этот порочный круг маразма  – очень серьезный вызов и вполне тянет на дело всей жизни. Последние два года я пытался что-то изменить, предлагал бесплатно дизайн схемы метро, адресные таблички, туристическую навигацию, инфопанели на остановках транспорта  – все это тонуло в чиновничьем болоте. И вот вдруг с фуникулером внезапно получилось.

Как и все предыдущие предложения, проект обновления фуникулера был с моей стороны на 100% волонтерским. Ни я, ни все, кто мне помогал с дизайном и текстами, не требовали и не получали от государства ни копейки. И это принципиально.

А теперь  – обещанные слайды.

Каждый год фуникулер закрывается на ремонт, и каждый год об этом сообщали вот так:

А вот плакаты, которые висели на выходах в фуникулер в течение всего ремонта в этом году:

Сеанс магии с последующим разоблачением: прием перевернутой пирамиды. Все самое главное  – сразу и коротко, а вспомогательное потом и подробнее (его не будут читать 90% людей). Кроме перевернутой пирамиды, здесь есть несколько важных принципов. Во-первых, нужно включить эмпатию и понять, как себя чувствует человек, который столкнулся носом с закрытой дверью. Он растерян и пытается найти выход из ситуации.

Решение   –  показать, как взобраться на Владимирскую горку без фуникулера. Во-вторых,такой человек раздражен, он не понимает, чего ради он терпит неудобства. И мы ему объясняем, почему это необходимо и неизбежно, и как будет хорошо и безопасно, когда ремонт закончится. И последний штрих: объявление не должно быть безликим: за ним должен стоять конкретный человек, с именем и фамилией, который отвечает за свои слова.

НАВИГАЦИЯ: БЫЛО И СТАЛО

Так было раньше: Обратите внимание на надпись "Вихід" и стрелку, приглашающую войти. Стрелка вниз над дверьми  – во всех навигационных системах во всем мире означает "Вход".

Так теперь выглядят вход и выход:


Важный принцип: если запрещаешь что-то  –  покажи, где человек может сделать, что хотел. Здесь нет входа? Покажите мне, где вход.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

Правила –  это то, что никто никогда не читает: 10 тысяч знаков мелким шрифтом, хуже кредитных договоров в банке. Я сделал внятные правила: написал коротко  – что платно, что бесплатно, что можно, что нельзя, и все это заняло ⅓ площади плаката. А на остальной площади сделал то же самое, только картинками. Потому что, к сожалению, хорошие тексты не читают так же, как и плохие.

Наша цель   –  донести суть правил до пассажиров. Если для этого нужны комиксы  –  отлично. Главное, чтобы поняли.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Возможно, для кого-то очень важно знать перед поездкой, что тип рельсов   –  не какой-нибудь, а специальный РГ-41. Но теперь этой информации там нет:

Вместо этого есть история фуникулера, на украинском и английском. А вся техническая информация собрана в небольшую инфографику.

ЛОГОТИП И РАСКРАСКА ВАГОНОВ

Это наименее важная часть проекта, но это то, что сразу замечают и больше всего обсуждают. Раскраска и логотип   – это как вишенка на торте: можно и без нее, но скучновато.

Раскраска вагонов   –  слегка в ретро стиле, и без особых выдумок: очень похожая раскраска была в 70–80-х.

Предельная простота и узнаваемость  –  главное в транспортных логотипах. И еще немного динамики :)

ЧТО ЕЩЕ БУДЕТ

Важная особенность: предполагается, что основные надписи на пилоне будут продублированы шрифтом Брайля.



Самое главное в фуникулере  –   не сам фуникулер, а то, ради чего люди на нем ездят. Сама по себе поездка –  развлечение не из самых ярких, и фуникулер все-таки используют в практических целях. Людям нужно знать, что они найдут, поднявшись наверх или спустившись вниз. И логично предположить, что они хотят это знать еще перед поездкой, а не по факту. Для этого придуманы информационные пилоны, по одному вверху и внизу. Они двусторонние: выходящие будут видеть, что важного и интересного в окрестностях этой станции, а входящие  –   что их ждет по прибытии.

"ЭТО МОЖЕТ СТАТЬ НАЧАЛОМ ПРЕКРАСНОЙ ДРУЖБЫ"

Жить в мире, где тебя уважают и относятся с вниманием — очень комфортно, к этому привыкаешь, а отвыкнуть трудно. Чтобы не приходилось отвыкать, нужно сделать так, чтобы вслед за фуникулером советский информационный стиль исчез отовсюду. Что для этого нужно сделать? Много чего, но для начала — дать чиновникам, которые рискнули и согласились на эксперимент, четкий сигнал, что эксперимент удался. Если вы так считаете— скажите чиновникам об этом. Сделать это очень просто: на сайте http://map.1551.gov.ua/ можно не только жаловаться, но и хвалить (кто бы мог подумать?) Почитайте отзывы других, и, если захотите, оставьте свой. Вы не будете в одиночестве: посмотрите на количество позитивных отзывов на карте Киева:

Позитивных отзывов об обновленном фуникулере за один день собрано больше, чем всех остальных позитивных отзывов по всему городу за целый месяц!

Фото: Анна Наконечная

Вы должны это прочесть
Город 23.02.2017
Декомунізація по-київськи: як найчастіше називали вулиці столиці та області

Після вступу в силу Закону про декомунізацію карти українських міст та сіл змінилися до невпізнання.

Фото: kp.ua

Пошуковий сервіс Яндекс вивчив, які нові назви вибрали для вулиць Києва і Київської області, які потрапили під дію закону.

За рік в зв'язку з декомунізацією загалом було перейменовано близько 1000 вулиць Київської області (включно з Києвом). За цим показником вона увійшла в топ-5 регіонів України з найбільшою кількістю змін:

  1. Дніпропетровська область - близько 1400 перейменованих вулиць;
  2. Харківська - 1300;
  3. Київська - 1000;
  4. Донецька - 970;
  5. Черкаська - 800;

В першу чергу на Київщині перейменовували вулиці Леніна та всі види "жовтневих" (Жовтнева, 10, 20, 40, 50 років Жовтня тощо). Ось яких назв зникло з карти регіону найбільше:

  1. Леніна - 55;
  2. Жовтнева/Жовтня - 41;
  3. Чапаєва - 34;
  4. Комсомольська - 27;
  5. Щорса - 26;

Проте, на карті ще й досі можна знайти сотні "радянських" назв, наприклад:

  1. Леніна - 270;
  2. Жовтнева/Жовтня - 160;
  3. Щорса - 122;
  4. Радянська - 119;
  5. Чапаєва - 105;

Замість "радянських" вулиць на карті області з'явилися Центральні та Європейські, Абрикосові та Вишневі, Козацькі та Покровські. Ось яких назв додалося більш за все:

  1. Соборна - 16
  2. Центральна - 15
  3. Ярослава Мудрого - 13
  4. Калинова - 10
  5. Незалежності - 10

Якщо говорити про тематику нових назв, то на першому місці були релігійні та "смачні" теми. В Київській області з'явилося близько 30 вулиць, названих на честь церковних свят або святих, наприклад Святомиколаївська, Троїцька і Преображенська. Стільки ж "смачних": Виноградна, Медова, Цукрова тощо.

Майже так само часто вулицям давали назви, що відображають події новітньої історії країни: вулиці Небесної Сотні, Героїв Майдану, добровольчих Батальйонів та інші. Всього  20 нових назв.

Часом вулицях намагалися підібрати "зручні" назви, схожі за звучанням або змістом на старі. Наприклад, в Любарцев вулицю Червона Зірка перейменували в Зоряну, а в Фастові вулиця Василя Боженка стала вулицею Олександра Боженка.

Нагадаємо, що частину композиції Арки дружби народів хочуть знести.

Вы должны это прочесть
Город 20.02.2017
"Бюджет участия": за какие общественные проекты голосовали киевляне и во сколько это обойдется городу

Недавно завершилось голосование за общественные инициативы, предложенные киевлянами в рамках программы “Бюджет участия”. В итоге определили 62 победителя, которые получили шанс воплотить свои проекты в жизнь. Мы разобрались, во что поверили жители столицы и во сколько это обойдется городу.

На фото проект-победитель — открытая политехническая лаборатория Lampa.

Что такое "Бюджет участия"?

Это часть бюджета города, которую выделяют на реализацию инициатив, разработанных его жителями. До 6 декабря на платформе "Гражданский проект" киевляне регистрировали свои предложения. Проекты, прошедшие этап оценки чиновниками, были выставлены на всеобщее голосование. Финансирование получат те, что набрали больше всего голосов.

Сколько в Киеве небезразличных?

Всего жители города представили 497 инициатив на общую сумму 328,6 млн грн. 320 из них успешно прошли оценку чиновниками и были выставлены на голосование. 31 января огласили победителей — 62 общественных проекта общей стоимостью 49,99 млн грн.

В голосовании приняли участие 50 813 человек, это около 1,7% населения Киева (по данным на начало 2017 года, в столице проживает около 3 миллионов человек). Каждый мог поддержать несколько проектов (до пяти штук), поэтому общее количество отданных голосов составило 112 293. 

Что предлагали и за что голосовали киевляне?

Больше всего предложенных инициатив относились к области спорта (89 проектов). Второе место заняло образование (76 проектов). Третье место за культурой и туризмом (65 проектов).

Голосовали же чаще всего за проекты в сфере образования (18 победителей), спорта (13 победителей) и окружающей среды (8 проектов). 

Нажмите сюда, чтобы увеличить изображение.

Районы-везунчики

Больше всего повезло Днепровскому и Подольскому районам. Там воплотят по 11 общественных инициатив. На втором месте Соломенский район — 10 проектов-победителей. А вот от Печерска в этот раз удача отвернулась — там не реализуют ни одного проекта. 

Нажмите сюда, чтобы увеличить изображение.

Кто в тройке лидеров?

I место: открытая политехническая лаборатория Lampa

Количество голосов: 1946
Бюджет: 740 тыс. грн
Район: Соломенский

Описание: создание открытой высокотехнологичной лаборатории для изучения современной электроники, изготовления прототипов изобретений и т. д.

Страница проекта.  

II место: освещение улицы Центральной

Количество голосов: 1636
Бюджет: 998 016 грн
Район: Дарницкий

Описание: создание сети центрального освещения на отрезке улицы Центральной длиной 1,4 км. Установка 57 светильников и 29 опор. Использование LED-ламп, которые стоят немного дороже, зато служат дольше и при эксплуатации потребляют намного меньше энергии.

Страница проекта.

III место: общественная платформа "Колизей КПИ"

Количество голосов: 1525
Бюджет: 585 тыс. грн
Район: Соломенский

Описание: Открытое для молодежи и студентов бесплатное пространство для творчества, где можно давать концерты, репетировать, проводить лекции и воркшопы, поэтические чтения, кинопоказы и т. д.

Страница проекта

Читайте также о пяти интересных проектах "Бюджета участия", отклоненных чиновниками.

Вы должны это прочесть
Город 19.02.2017
Технологии неподкупности: в Киеве представили программы по борьбе с коррупцией

9 февраля украинские IT-предприниматели показали, как может выглядеть борьба с коррупцией в современном обществе. Разработанные ими программы способны выявлять вагоны, отремонтированные лишь на бумаге, разоблачать чиновников, чьи траты не соответствуют доходам, сообщать руководителям крупных компаний о проблемах на местах и делать другие полезные вещи.

Проекты для Anti-Corruption Demo-Day были созданы в 1991 Open Data Incubator — первом в Украине некоммерческом инкубаторе, который помогает превратить гигабайты открытых данных в реальные стартапы для граждан, предприятий и государственных органов.

Представленные сервисы призваны побороть коррупцию в сфере инфраструктуры. Два месяца команды стартапов работали над своими проектами в рамках инкубационной программы. И вот что из этого получилось.

7 Red Lines

Проблема: коррупция в сфере железнодорожного обслуживания, неоптимизированная работа "Укрзализныци".

Решение: автоматизированный мониторинг перемещения подвижного состава железной дороги через web-камеры. Сервис позволит:
— автоматически посчитать реальное количество вагонов, определить их тип и номера, а также состав/объем/содержимое;
— сравнить полученные данные с официальной отчетностью, выявить несоответствия. 

Перспективы, возможность монетизации: можно будет использовать в портах и на других подобных объектах; экономия средств за счет оптимизации работы.

Главный вызов: "квесты" по бюрократии УЗ, МИУ, сертификации и др.; нужно понять тех, кто не видит вариантов воплощения проекта, и помочь им увидеть их.

Страница проекта

"Еквиток.укр"

Проблема: низкая эффективность пассажирских перевозок на железной дороге, отсутствие системы лояльности и обратной связи с клиентом.

Решение: электронный сервис продажи билетов с дополнительными функциями. Это могут быть:
— сопутствующие услуги (возможность заказать такси, купить билет на автобус, забронировать номер в гостинице, получить скидку в придорожном кафе и т. д.);
— рекламные предложения (увеличит доходность УЗ);
— элементы социализации ("кто твой попутчик", "чат вагон" и т. д.);
— бот для мониторинга сданных билетов с автоматическим выкупом освободившихся мест;
— возможностью купить билет в кредит.

Перспективы, возможность монетизации: до 500 млн грн прибыли для УЗ (увеличение объема продаж билетов + прибыль от рекламы).

Главный вызов: агрессивная конкурентная среда (уже сейчас идеи, анонсированные в ходе антикоррупционного хакатона "Инкубатора 1991" в конце 2016 года, пытаются внедрить другие команды — с нуля или дорабатывая свои продукты).

Страница проекта

"Розумна країна"

Реализованный сервис для "Укрпочты".

Проблема: низкое качество обслуживания и неэффективный менеджмент государственных компаний и учреждений ("Укрпочта", "Укрзализныця", "Укравтодор" и т. д.).

Решение: электронный сервис управления качеством обслуживания, работающий на основании собранных идентичных жалоб о проблемных операциях и участках.

Перспективы, возможность монетизации: введение на других государственных предприятиях, коммерческое использование для частного бизнеса.

Главный вызов: привлечь общественность к сбору жалоб.

Страница реализованного проекта для "Укрпочты", прототипы для "Укрзализныци" и "Укравтодора". 

Bi Bot

Проблема: коррупция в сфере публичных финансов.

Решение: веб-инструмент для поиска связей и визуализации денежных потоков и контрактов в сфере государственных финансов. Находит информацию о злоупотреблениях и коррупции → формирует связи → предоставляет аналитику.

Перспективы, возможность монетизации: рост количества расследований и открытых дел.

Главный вызов: сложность доступа к государственным данным и их низкое качество (отсутствие API (интерфейс программирования приложений), монополия государственных органов на данные, платный доступ, неструктурированность контента и несоответствие форматов стандартам Open Data).

Страница проекта

8 KOLO

Проблема: согласно аналитике Transparency International, Украина — самая коррумпированная страна в Европе.

Решение: BigData-сервис, который выявляет, кто из публичных лиц может быть вовлечен в коррупционную деятельность. Сможет показать:
— несоответствие состояния и трат;
— оффшорные компании;
— недвижимость;
— активы за пределами страны;
— кто связан с потенциальным коррупционером.

Перспективы, возможность монетизации: искусственный интеллект, который сам сможет выявлять коррупционеров; возможность использовать этот сервис как коммерческий.

Главный вызов: нежелание государственных органов открывать реестры, которые по закону относятся к публичным. Иногда это связано со сложностью процесса (высокие временные и ресурсные затраты на сведение и анализ открытых баз данных), а иногда с незаинтересованностью.

Страница проекта.

Читайте также о 10 проектах "Агентів змін", которые сделали город лучше

Вы должны это прочесть
Город 19.02.2017
Киев, которого нет: разрушенные мосты столицы (часть 2)

Киев менялся с годами, властями и войнами. Что-то разрушали, что-то возводили, а что-то навсегда оставляли в руинах. Мы продолжаем рассказывать об уничтоженных мостах столицы. 

Русановский мост


Русановский мост, 1911 г. (Фото: starkiev.com)

Возведение Николаевского цепного моста, который соединял город с островом (сегодня это Гидропарк), не имело бы никакого смысла, если бы противоположная часть острова не соединялась каким-то образом с левым берегом Днепра.

С 1848 по 1853 год город и Никольскую слободку связали четырьмя деревянными мостами. Полностью проблему они не решали в связи с регулярными разрушениями, так что в 1902 году инженер Николай Аполлонович Белелюбский представил проект нового Русановского моста, который утвердили в следующем году.

Сдать конструкцию в эксплуатацию планировали в 1905 году, но из-за революции ее открыли с небольшим опозданием – лишь в конце 1906 года. Опоры, которые держали деревянное полотно, возвели из камня, арки сделали железными.  


Русановский мост. (Фото: gordonua.com) 

Двухпролетный мост длиной около 200 метров сразу стал изюминкой города. В народе его называли «мостом поцелуев и краж». Видимо, мост облюбовали для прогулок парочки и воришки, которые пользовались их романтическим забвением.

В 1908 году деревянная дорога пострадала во время пожара, но благодаря щедрому финансированию в течение нескольких недель была восстановлена. В 1912 году тут был запущен бензотрамвай на Дарницу.

Конец истории Русановского моста тоже связан со Второй мировой войной: во время боев за Киев в 1943 году немцы его подорвали. Война отступила из города, но конструкцию решили не восстанавливать. В 1945 году мост окончательно демонтировали.

Своеобразная реинкарнация Русановского моста – Мост метро, который расположился параллельно бывшему Николаевскому цепному и продолжился приблизительно по линии Русановского моста.

Наводницкий мост

Еще в 1713 году приблизительно на том же месте, где сегодня стоит мост имени Патона, горожане начали возводить Наводницкий мост, который разбирался на время ледохода.

В 1744 году через Днепр протянули деревянное полотно, принадлежавшее Киево-Печерской лавре. Спустя 170 лет, во время Первой мировой войны, тут был сооружен стратегический военный мост, который прожил пять лет: в 1920 году он был разрушен отступающими польскими войсками.

Вскоре стратегическое сооружение восстановили, и только в 1937 году по проекту инженера Вахуркина и архитектора Яковлева его начали заменять путем строительства металлического моста на кессонной основе. На момент начала Второй мировой войны строительство не окончили, а вскоре отступающие советские солдаты подожгли конструкцию.


Мост имени фон Рейхенау. (Фото: gianluka.livejournal.com)

Однако быки моста сохранились, и немецкое командование решило заняться его восстановлением. Уже в 1942 году рейхсминистр Розенберг въезжал в город по мосту имени фон Рейхенау. Но долго просуществовать ему не судилось: в 1943 году во время битвы за Киев он был уничтожен. Остатки опор разобрали после постройки рядом моста имени Патона в 1953 году.


Строительство моста имени фон Рейхенау. (Фото: reibert.livejournal.com)

Несмотря на то, что большинство жителей столицы свыклись с ними, киевские мосты – это визитная карточка города, его история и генетическая память. Если бы не войны, возможно, Киев сегодня имел бы совершенно другой вид, а жители неспешно гуляли бы по старинным уникальным мостам. Но история пошла так, как ей показалось нужным. Нам же остается лишь представлять себе, каким был бы город, если бы судьба сложилась иначе.

Читайте также первую часть материала о разрушенных мостах столицы

Вы должны это прочесть
Город 16.02.2017
Львиная доля: как квартплата поглощала доходы киевлян

За шесть лет коммуналка “откусила” 20% от средней зарплаты киевлянина, а темпы роста тарифов ЖКХ уверенно обогнали темпы общей инфляции. 

Мы проанализировали, как росла квартплата и как менялась ее структура в Киеве с 2010-го по 2016 год, а также сопоставили эти показатели с колебанием суммы средней зарплаты и темпами общей инфляции. Ведь чтобы понять, как тарифы ЖКХ влияют на благосостояние людей, важен не только абсолютный размер платежа за жилищно-коммунальные услуги, но и его соотношение с доходами и расходами.

При расчетах мы ориентировались на некую среднестатистическая двухкомнатную квартиру площадью 50 кв. м, с установленными счетчиками воды и, электричества, без счетчиков тепла и газа, с двумя жильцами. Отопление и подогрев воды – централизованные.

За основу взяли расходы в отопительный сезон, когда они существенно выше. Количество израсходованных кубометров воды и киловатт-часов электричества - предполагаемое.

Наш Киев

Темпы роста тарифов ЖКХ за период с 2010 по 2016 год

Среднестатистическая оплата (в гривнах) за двухкомнатную квартиру площадью 50 кв.м.
95
120
135
150
158
170
190
20.3
22.4
22.4
22.4
52.15
71.4
96.6
20
24
28
28
36
50
71
50.5
76
79
80
125
190
350
10
12
12
12
15.6
43
60
80
145
225
400
460
805
1550
10
11
12
16
16.4
18
24
* За основу взяли расходы в отопительный сезон, когда они существенно выше.
Количество израсходованных кубометров воды и киловатт-часов электричества – предполагаемое.


Рост под давлением

В отличие от большинства рынков товаров и услуг, стоимость жилищно-коммунальных благ в Украине на протяжении многих лет формировалась отнюдь не рыночным способом.

Подорожание, как правило, обуславливалось волевым решением властей, когда бюджетных денег уже совсем не хватало на их субсидирование.

Иногда это происходило под давлением Международного валютного Фонда или других кредиторов Украины в обмен на предоставляемые кредиты. Именно поэтому повышение цен на услуги ЖКХ зачастую имело резкий, скачкообразный характер.

Киевская платежка

Киевляне находились и находятся в более выгодном положении, чем большинство населения Украины. Ведь столичная платежка за услуги ЖКХ в целом мало отличается от всеукраинской, но при этом доходы жителей Киева значительно, иногда в разы выше, чем в других регионах страны.

Интересно, что если в 2010 году расходы на содержание нашей гипотетической квартиры составлял лишь 8,3% от среднего дохода киевлянина, то в 2016 этот показатель вырос почти до 28%.

Наш Киев

В 2010 году квартплата отнимала 8,3% зарплаты киевлянина, а в 2016 — 27,8%

Средняя з/п по Киеву
2010 год
3441 грн
285,8 грн
8,31%
2011 год
4016 грн
410,4 грн
10,22%
2012 год
4611 грн
513,4 грн
11,13%
2013 год
5024 грн
708,4 грн
14,1%
2014 год
5401 грн
863,2 грн
15,98%
2015 год
6707 грн
1347,4 грн
20,09%
2016 год
8412 грн
2341,6 грн
27,84%
Среднестатистическая оплата за двухкомнатную квартиру площадью 50 кв.м.
* За основу взяли расходы в отопительный сезон, когда они существенно выше.
Количество израсходованных кубометров воды и киловатт-часов электричества – предполагаемое.


Стоимость различных услуг, из которых состоит общая коммунальная платежка, за исследуемый период изменилась очень неравномерно. К примеру, если в 2010 году расходы на отопление составляли лишь 27% от общего платежа, то в 2016 – уже 66%.

В целом, больше всего подорожали услуги, связанные с потреблением природного газа – отопление, подогрев воды, а также сам природный газ. Это обусловлено тем, что и цена газа за исследуемый нами период, как для населения, так и для предприятий топливно-энергетического комплекса, выросла почти в 10 раз.

Меньше других выросла оплата за обслуживание дома и придомовой территории, услуги по вывозу мусора. 

Обгоняя инфляцию

Если сопоставить уровень "квартплатной" инфляции с общепотребительской, то мы увидим, что первая почти всегда (кроме 2014 года) опережает вторую, причем иногда довольно значительно. И даже на фоне общей дефляции 2012 года цены за услуги ЖКХ в том же году выросли на 25%.


Прогнозы

Несмотря на то, что прогнозы в нашей стране дело заведомо неблагодарное, предположить можно следующее. Существенный рост цен на газ, отопление и горячую воду маловероятен, возможно даже их незначительное снижение в каком-нибудь правительственном предвыборном угаре.

При этом вполне вероятно подорожание других коммунальных услуг, особенно вывоза мусора и содержания домов и прилегающих к ним территорий.

Вы должны это прочесть
Такий email не зареєстровано у системі
Введите свой электронный адрес, на который мы отправим вам новый пароль.
Поле не должно быть пустым и содержать кириллицу
Спасибо!

Ваше сообщение принято.

Сожалеем :(

Во время обработки что-то пошло не так.

Bы можете отправить сообщение на электронный адрес betatest@nashkiev.com