Город 16.03.2016

Плохой Минск

Роман Судольский, украинский журналист и редактор, переехал в Минск в июне 2015 года после 13 лет жизни в Киеве.

Буквально после того, как я расхвалил “Хороший Минск”, исследовательская компания Mercer признала его самым некомфортным для жизни городом Европы. Есть вопросы к методике, но я и сам признаю — существует много причин не любить Минск. У меня их нашлось ровно столько же, сколько и оснований для теплых чувств.

Но сначала придется сделать несколько важных оговорок. Во-первых, я базируюсь сугубо на личных впечатлениях. Многое из того, за что Беларусь принято критиковать, меня никак не коснулось. Например, я пока не страдал от проблем со свободой слова (по крайней мере, до этой публикации). Фактическая несменяемость власти тоже никак меня не затронула. Был бы гражданином Беларуси — напрягался бы сильнее.

Вторая важная оговорка. Больше всего времени в Минске я провожу на работе, а работаю я в Wargaming. Это один из лучших работодателей Восточной Европы. Уровень жизни и уровень культуры сотрудника WG сильно отличается от “средней температуры по больнице”, потому со многими из минских неприятностей я сталкиваюсь лишь изредка, попадая во внешнюю среду.

В-третьих, в новом городе все гораздо сильнее бросается в глаза. Возможно, в Киеве просто замылился взгляд, и какие-то общие для двух городов проблемы кажутся меньшими.
А теперь — к делу. Заставим Минск плакать.

Погода

Минск — холодный, мокрый и хмурый. Город-слякоть, город-туман, попадая в его сети ты бредешь как наркоман. В первый день весны я шел домой в скафандре из двух капюшонов — но снег все равно снайперски выцеливал неприкрытые части тела. В этом ему очень сильно помогал ветер. Возможно, именно в тот момент я решил, каким будет первый пункт “Плохого Минска”.
А может, я решил это раньше, когда зимой неделями ждал появления солнца из-за туч. А может, я решил это осенью, когда неделями ждал появления солнца из-за туч.


Почти гимн нашего пребывания в Минске

А может, эта мысль пришла ко мне еще летом, когда вот буквально только что изнемогал от жары, но маленькая тучка, помноженная на внезапный порыв ветра, вдруг заставляла искать свитер.

Казалось бы, между Киевом и Минском всего лишь ночь в поезде. Но север здесь уже вовсю дает о себе знать. А еще, похоже, карпатский щит неплохо защищает от некоторых передряг. Киев теплее, солнечнее, безветреннее.

Высокие цены

Кэш гугла помнит времена, когда Киев был более дорогим городом, чем Минск. Ситуация постепенно выравнивалась, а в последние пару лет все перевернулось — теперь Киев ощутимо дешевле.

Это касается практически всех аспектов жизни (за редкими исключениями в виде, например, автомобилей). Аренда нормальной однокомнатной квартиры здесь — от $300. Коммунальные услуги зимой — порядка 1500 грн в месяц за двухкомнатную. Постричься в барбершопе — 450–600 грн (против 300–400 грн в Киеве).

Большинство продуктов дороже на 20–30%. Разве что российские товары дешевле, но кому они надо.


Картинка, которая многое объясняет. Белорусский рубль пострадал от девальвации гораздо меньше, чем гривна

Я хвалил минский транспорт — он и правда хороший. Но дорогой. Автобус, троллейбус, метро — 6–7 грн за поездку. Проезд в маршрутке может достигать 14–15 грн. Минимальный тариф такси по городу — около 70 грн.

Получили представление? А что касается шмоточного шопинга, домашнего интернета и заведений— так это я еще отдельно скажу. В этот пункт весь праведный гнев в адрес минских цен не уместился.

Плохой сервис (а иногда — его отсутствие)

В Минске надо быть готовым к тому, что вас обслужат в сравнении с Киевом хуже, а денег возьмут — больше. В первую очередь, это касается заведений общепита, баров, клубов и т.д. Их намного меньше и они дороже раза в полтора. Со всем остальным из сферы услуг ситуация аналогичная.

Но высокая цена сервиса — полбеды. Тут как раз и понимаешь, почему Минск считается более “совковым”. Продавцы и официанты улыбнутся вам только если сильно повезет, но скорее все же нахамят, дыхнут сигаретным дымом в лицо и одарят уничижительным взглядом. То, о чем Киев начал забывать — когда платная услуга подается как одолжение (МАУ не в счет). И эти вечные протяжные “женщинаааа”, “мужчинаааа”… Сначала сильно все это бросалось в глаза. Сейчас то ли привык, то ли действительно есть изменения в лучшую сторону. Думаю, в кризис люди лучше понимают, что хороше обслуживание оборачивается более солидным чеком.

Плохой шоппинг

В Минске есть торговые центры, но купить в них практически нечего. И это в любом случае будет дорого. Об ассортименте киевских Dream Town или Sky Mall можно только мечтать. Особенно не хватает магазинов Zara, Bershka и Pull & Bear, которые часто выручали в Киеве. Я не шмоточник, ходить и долго выбирать одежду не люблю, потому вдвойне важно иметь несколько точек, где точно найдется что-нибудь подходящее. Здесь с этим плохо.

Белорусы, которые при деньгах, выходят из ситуации поездками “на закупы” — в Вильнюс или, еще чаще, в польский Белосток. Там H&M, Reserved, Zara, бытовая техника, запчасти и все, чего душа желает.

Невкусная “южная” еда

Я нахваливал и продолжаю нахваливать белорусскую мясную и молочную продукцию. Картошка тут тоже ок. А вот овощи и фрукты хуже и дороже украинских — даже когда речь идет о продуктах, которые обе страны импортируют.

Более-менее нормальный арбуз в прошлом году я купил только с пятого раза. До того попадались не слишком съедобные. То же самое с дынями, виноградом, помидорами.

Вина, коньяки — тоже хуже и дороже, независимо от того, местное либо импортное.

Скука

Чисто на глаз культурная жизнь белорусской столицы на несколько лет отстает от киевской. Сейчас здесь появляется больше интересных мероприятий, вечеринок, городских фестивалей и других интересных событий, но их плотность очень невысокая. Когда их столько, сколько в современном Киеве — волей-неволей или сам куда-то сходишь, или тебя вытащат друзья. Здесь пока что нужной плотности нет, хотя пару раз мне повезло попасть на интересные мероприятия благодаря коллегам либо классному сайту citydog.by.

Зато, как мне показалось, в Минске куда больше людей ходят в кино.

Пьянство

Вероятно, это как раз порождение скуки и отсутствия разнообразия в развлечениях, но количество сильно пьющих людей резко бросается в глаза. Пройти вечером квартал и не встретить “шатуна” — большая редкость. По утрам часто попадаются запойные.

При этом буйных и агрессивных среди них минимум, что есть плюс.

Дорогой и небыстрый интернет

Киевляне уже забыли, как это — качать фильм или игру несколько часов. Благодаря тому, что у меня передовой по местным меркам провайдер, мне тоже не пришлось вспоминать. Но вдумайтесь — за 11 Мбит/сек я плачу около 8 грн в день, то есть 240 грн в месяц! А многие платят сравнимые деньги за совсем убогую скорость.

Зато мобильная связь по примерно украинским ценам, а то и дешевле. Плюс здесь уже запустили 4G.

Неудобные деньги

В ходу белорусские рубли номиналом от 100 до 200 000 (0,125–250 грн). Ощущать себя миллионером приятно только первые пару дней. А когда все шутки по этому поводу уже отшучены — остаются одни минусы. Неудобно считать, неудобно переводить в уме в другие валюты, неудобно носить в кошельке, когда сдачу дают пачкой по 100 и 500 рублей.

Правда, всему этому скоро придет конец — летом начнется третья в истории Беларуси деноминация. С банкнот уберут сразу четыре нуля, и вместо 100 рублей самой мелкой единицей станет 1 копейка.


Этим летом в Беларуси появятся монеты

 Сквернословие

Я нормально отношусь к мату, и сам тоже владею. Но в Минске создается ощущение, что говорят на нем все поголовно, причем говорят очень громко. И как-то меньше этого стесняются — даже школьники в присутствии взрослых. Также здесь больше матерятся пожилые люди и девушки, что лично мне ощутимо бросается в уши.

Нет нормальных пляжей

Пара по-настоящему жарких выходных летом все же была — несмотря на то, что холодный ветер здесь может прилететь в любой момент. В те самые выходные очень хотелось искупаться и позагорать, но в черте города сделать это почти нереально. Здесь нет ничего похожего на киевские Гидропарк или Труханов остров. Худо-бедно мы позагорали в траве у Чижовского водохранилища. А вот купаться там нельзя, водоем технический. За городом какие-то подходящие пруды-озера-водохранилища есть (в том числе Птичь, название которого стало нашим внутрисемейным мемом), но добираться туда без машины неудобно.

Отсутствие местного колорита

Или, если добавить пафоса — отсутствие души. В моем представлении душу города формируют историческая застройка с памятниками архитектуры, места неформального скопления молодежи, а также голос улиц — речь местных жителей.

Душа Минска, к сожалению, не очень глубокая, хотя обвинять в этом кого-то тоже язык не поворачивается. Историческая застройка была почти полностью уничтожена войнами (особенно Второй мировой). Кое-что воссоздали, но души в этом особо не чувствуется. В центре есть скверы, где тусуется молодежь, но с тусовками на Пейзажной аллее в Киеве в один ряд это не поставить. Со Львовом или Вильнюсом сравнение будет еще более контрастным.

Ну, и язык — по-белорусски не говорит практически никто. Да, на белорусском объявляют остановки в транспорте, на нем же — наружная социальная реклама по городу. И все. Только однажды, когда я пошел на спектакль в местный центр современного искусства, какой-то хипстер пропустил меня в дверь со словами “Калi ласка”. Было прикольно, но мало. Слышал, что сейчас в белорусских школах добавляют уроков белорусского. Думаю, это правильно. Язык красивый, а почти никто на нем не говорит — в Минске так точно.

В заключение — еще пара пунктов о “Хорошем Минске”, которые я забыл упомянуть в прошлой публикации.

Да, здесь неудобные деньги. Но почти везде (даже в пивном ларьке) можно рассчитаться банковской картой — в том числе бесконтактной.

Да, здесь дорогое мясо и другие продукты. Но есть приятные исключения — например, фасованая красная рыба. Продукция ТМ “Санта-Бремор” почти на 50% дешевле, чем в Киеве.

Да, здесь плохо с кэжуал-шмотками, но всякие трусы-носки-колготы местного производства — отличные.

Да, здесь дорогая сфера услуг, но, например, медицина — очень качественная. Лечиться и обследоваться сюда массово ездят из-за границы — как западной, так и восточной.

В общем, Минск мне представляется именно таким — взвешенным, обладающим своими неоспоримыми достоинствами и недостатками. В моем случае чашу весов однозначно склоняет в позитивную сторону работа в Wargaming.

Источник: Роман Судольский

Вы должны это прочесть
Город 23.02.2017
Декомунізація по-київськи: як найчастіше називали вулиці столиці та області

Після вступу в силу Закону про декомунізацію карти українських міст та сіл змінилися до невпізнання.

Фото: kp.ua

Пошуковий сервіс Яндекс вивчив, які нові назви вибрали для вулиць Києва і Київської області, які потрапили під дію закону.

За рік в зв'язку з декомунізацією загалом було перейменовано близько 1000 вулиць Київської області (включно з Києвом). За цим показником вона увійшла в топ-5 регіонів України з найбільшою кількістю змін:

  1. Дніпропетровська область - близько 1400 перейменованих вулиць;
  2. Харківська - 1300;
  3. Київська - 1000;
  4. Донецька - 970;
  5. Черкаська - 800;

В першу чергу на Київщині перейменовували вулиці Леніна та всі види "жовтневих" (Жовтнева, 10, 20, 40, 50 років Жовтня тощо). Ось яких назв зникло з карти регіону найбільше:

  1. Леніна - 55;
  2. Жовтнева/Жовтня - 41;
  3. Чапаєва - 34;
  4. Комсомольська - 27;
  5. Щорса - 26;

Проте, на карті ще й досі можна знайти сотні "радянських" назв, наприклад:

  1. Леніна - 270;
  2. Жовтнева/Жовтня - 160;
  3. Щорса - 122;
  4. Радянська - 119;
  5. Чапаєва - 105;

Замість "радянських" вулиць на карті області з'явилися Центральні та Європейські, Абрикосові та Вишневі, Козацькі та Покровські. Ось яких назв додалося більш за все:

  1. Соборна - 16
  2. Центральна - 15
  3. Ярослава Мудрого - 13
  4. Калинова - 10
  5. Незалежності - 10

Якщо говорити про тематику нових назв, то на першому місці були релігійні та "смачні" теми. В Київській області з'явилося близько 30 вулиць, названих на честь церковних свят або святих, наприклад Святомиколаївська, Троїцька і Преображенська. Стільки ж "смачних": Виноградна, Медова, Цукрова тощо.

Майже так само часто вулицям давали назви, що відображають події новітньої історії країни: вулиці Небесної Сотні, Героїв Майдану, добровольчих Батальйонів та інші. Всього  20 нових назв.

Часом вулицях намагалися підібрати "зручні" назви, схожі за звучанням або змістом на старі. Наприклад, в Любарцев вулицю Червона Зірка перейменували в Зоряну, а в Фастові вулиця Василя Боженка стала вулицею Олександра Боженка.

Нагадаємо, що частину композиції Арки дружби народів хочуть знести.

Вы должны это прочесть
Город 20.02.2017
"Бюджет участия": за какие общественные проекты голосовали киевляне и во сколько это обойдется городу

Недавно завершилось голосование за общественные инициативы, предложенные киевлянами в рамках программы “Бюджет участия”. В итоге определили 62 победителя, которые получили шанс воплотить свои проекты в жизнь. Мы разобрались, во что поверили жители столицы и во сколько это обойдется городу.

На фото проект-победитель — открытая политехническая лаборатория Lampa.

Что такое "Бюджет участия"?

Это часть бюджета города, которую выделяют на реализацию инициатив, разработанных его жителями. До 6 декабря на платформе "Гражданский проект" киевляне регистрировали свои предложения. Проекты, прошедшие этап оценки чиновниками, были выставлены на всеобщее голосование. Финансирование получат те, что набрали больше всего голосов.

Сколько в Киеве небезразличных?

Всего жители города представили 497 инициатив на общую сумму 328,6 млн грн. 320 из них успешно прошли оценку чиновниками и были выставлены на голосование. 31 января огласили победителей — 62 общественных проекта общей стоимостью 49,99 млн грн.

В голосовании приняли участие 50 813 человек, это около 1,7% населения Киева (по данным на начало 2017 года, в столице проживает около 3 миллионов человек). Каждый мог поддержать несколько проектов (до пяти штук), поэтому общее количество отданных голосов составило 112 293. 

Что предлагали и за что голосовали киевляне?

Больше всего предложенных инициатив относились к области спорта (89 проектов). Второе место заняло образование (76 проектов). Третье место за культурой и туризмом (65 проектов).

Голосовали же чаще всего за проекты в сфере образования (18 победителей), спорта (13 победителей) и окружающей среды (8 проектов). 

Нажмите сюда, чтобы увеличить изображение.

Районы-везунчики

Больше всего повезло Днепровскому и Подольскому районам. Там воплотят по 11 общественных инициатив. На втором месте Соломенский район — 10 проектов-победителей. А вот от Печерска в этот раз удача отвернулась — там не реализуют ни одного проекта. 

Нажмите сюда, чтобы увеличить изображение.

Кто в тройке лидеров?

I место: открытая политехническая лаборатория Lampa

Количество голосов: 1946
Бюджет: 740 тыс. грн
Район: Соломенский

Описание: создание открытой высокотехнологичной лаборатории для изучения современной электроники, изготовления прототипов изобретений и т. д.

Страница проекта.  

II место: освещение улицы Центральной

Количество голосов: 1636
Бюджет: 998 016 грн
Район: Дарницкий

Описание: создание сети центрального освещения на отрезке улицы Центральной длиной 1,4 км. Установка 57 светильников и 29 опор. Использование LED-ламп, которые стоят немного дороже, зато служат дольше и при эксплуатации потребляют намного меньше энергии.

Страница проекта.

III место: общественная платформа "Колизей КПИ"

Количество голосов: 1525
Бюджет: 585 тыс. грн
Район: Соломенский

Описание: Открытое для молодежи и студентов бесплатное пространство для творчества, где можно давать концерты, репетировать, проводить лекции и воркшопы, поэтические чтения, кинопоказы и т. д.

Страница проекта

Читайте также о пяти интересных проектах "Бюджета участия", отклоненных чиновниками.

Вы должны это прочесть
Город 19.02.2017
Технологии неподкупности: в Киеве представили программы по борьбе с коррупцией

9 февраля украинские IT-предприниматели показали, как может выглядеть борьба с коррупцией в современном обществе. Разработанные ими программы способны выявлять вагоны, отремонтированные лишь на бумаге, разоблачать чиновников, чьи траты не соответствуют доходам, сообщать руководителям крупных компаний о проблемах на местах и делать другие полезные вещи.

Проекты для Anti-Corruption Demo-Day были созданы в 1991 Open Data Incubator — первом в Украине некоммерческом инкубаторе, который помогает превратить гигабайты открытых данных в реальные стартапы для граждан, предприятий и государственных органов.

Представленные сервисы призваны побороть коррупцию в сфере инфраструктуры. Два месяца команды стартапов работали над своими проектами в рамках инкубационной программы. И вот что из этого получилось.

7 Red Lines

Проблема: коррупция в сфере железнодорожного обслуживания, неоптимизированная работа "Укрзализныци".

Решение: автоматизированный мониторинг перемещения подвижного состава железной дороги через web-камеры. Сервис позволит:
— автоматически посчитать реальное количество вагонов, определить их тип и номера, а также состав/объем/содержимое;
— сравнить полученные данные с официальной отчетностью, выявить несоответствия. 

Перспективы, возможность монетизации: можно будет использовать в портах и на других подобных объектах; экономия средств за счет оптимизации работы.

Главный вызов: "квесты" по бюрократии УЗ, МИУ, сертификации и др.; нужно понять тех, кто не видит вариантов воплощения проекта, и помочь им увидеть их.

Страница проекта

"Еквиток.укр"

Проблема: низкая эффективность пассажирских перевозок на железной дороге, отсутствие системы лояльности и обратной связи с клиентом.

Решение: электронный сервис продажи билетов с дополнительными функциями. Это могут быть:
— сопутствующие услуги (возможность заказать такси, купить билет на автобус, забронировать номер в гостинице, получить скидку в придорожном кафе и т. д.);
— рекламные предложения (увеличит доходность УЗ);
— элементы социализации ("кто твой попутчик", "чат вагон" и т. д.);
— бот для мониторинга сданных билетов с автоматическим выкупом освободившихся мест;
— возможностью купить билет в кредит.

Перспективы, возможность монетизации: до 500 млн грн прибыли для УЗ (увеличение объема продаж билетов + прибыль от рекламы).

Главный вызов: агрессивная конкурентная среда (уже сейчас идеи, анонсированные в ходе антикоррупционного хакатона "Инкубатора 1991" в конце 2016 года, пытаются внедрить другие команды — с нуля или дорабатывая свои продукты).

Страница проекта

"Розумна країна"

Реализованный сервис для "Укрпочты".

Проблема: низкое качество обслуживания и неэффективный менеджмент государственных компаний и учреждений ("Укрпочта", "Укрзализныця", "Укравтодор" и т. д.).

Решение: электронный сервис управления качеством обслуживания, работающий на основании собранных идентичных жалоб о проблемных операциях и участках.

Перспективы, возможность монетизации: введение на других государственных предприятиях, коммерческое использование для частного бизнеса.

Главный вызов: привлечь общественность к сбору жалоб.

Страница реализованного проекта для "Укрпочты", прототипы для "Укрзализныци" и "Укравтодора". 

Bi Bot

Проблема: коррупция в сфере публичных финансов.

Решение: веб-инструмент для поиска связей и визуализации денежных потоков и контрактов в сфере государственных финансов. Находит информацию о злоупотреблениях и коррупции → формирует связи → предоставляет аналитику.

Перспективы, возможность монетизации: рост количества расследований и открытых дел.

Главный вызов: сложность доступа к государственным данным и их низкое качество (отсутствие API (интерфейс программирования приложений), монополия государственных органов на данные, платный доступ, неструктурированность контента и несоответствие форматов стандартам Open Data).

Страница проекта

8 KOLO

Проблема: согласно аналитике Transparency International, Украина — самая коррумпированная страна в Европе.

Решение: BigData-сервис, который выявляет, кто из публичных лиц может быть вовлечен в коррупционную деятельность. Сможет показать:
— несоответствие состояния и трат;
— оффшорные компании;
— недвижимость;
— активы за пределами страны;
— кто связан с потенциальным коррупционером.

Перспективы, возможность монетизации: искусственный интеллект, который сам сможет выявлять коррупционеров; возможность использовать этот сервис как коммерческий.

Главный вызов: нежелание государственных органов открывать реестры, которые по закону относятся к публичным. Иногда это связано со сложностью процесса (высокие временные и ресурсные затраты на сведение и анализ открытых баз данных), а иногда с незаинтересованностью.

Страница проекта.

Читайте также о 10 проектах "Агентів змін", которые сделали город лучше

Вы должны это прочесть
Город 19.02.2017
Киев, которого нет: разрушенные мосты столицы (часть 2)

Киев менялся с годами, властями и войнами. Что-то разрушали, что-то возводили, а что-то навсегда оставляли в руинах. Мы продолжаем рассказывать об уничтоженных мостах столицы. 

Русановский мост


Русановский мост, 1911 г. (Фото: starkiev.com)

Возведение Николаевского цепного моста, который соединял город с островом (сегодня это Гидропарк), не имело бы никакого смысла, если бы противоположная часть острова не соединялась каким-то образом с левым берегом Днепра.

С 1848 по 1853 год город и Никольскую слободку связали четырьмя деревянными мостами. Полностью проблему они не решали в связи с регулярными разрушениями, так что в 1902 году инженер Николай Аполлонович Белелюбский представил проект нового Русановского моста, который утвердили в следующем году.

Сдать конструкцию в эксплуатацию планировали в 1905 году, но из-за революции ее открыли с небольшим опозданием – лишь в конце 1906 года. Опоры, которые держали деревянное полотно, возвели из камня, арки сделали железными.  


Русановский мост. (Фото: gordonua.com) 

Двухпролетный мост длиной около 200 метров сразу стал изюминкой города. В народе его называли «мостом поцелуев и краж». Видимо, мост облюбовали для прогулок парочки и воришки, которые пользовались их романтическим забвением.

В 1908 году деревянная дорога пострадала во время пожара, но благодаря щедрому финансированию в течение нескольких недель была восстановлена. В 1912 году тут был запущен бензотрамвай на Дарницу.

Конец истории Русановского моста тоже связан со Второй мировой войной: во время боев за Киев в 1943 году немцы его подорвали. Война отступила из города, но конструкцию решили не восстанавливать. В 1945 году мост окончательно демонтировали.

Своеобразная реинкарнация Русановского моста – Мост метро, который расположился параллельно бывшему Николаевскому цепному и продолжился приблизительно по линии Русановского моста.

Наводницкий мост

Еще в 1713 году приблизительно на том же месте, где сегодня стоит мост имени Патона, горожане начали возводить Наводницкий мост, который разбирался на время ледохода.

В 1744 году через Днепр протянули деревянное полотно, принадлежавшее Киево-Печерской лавре. Спустя 170 лет, во время Первой мировой войны, тут был сооружен стратегический военный мост, который прожил пять лет: в 1920 году он был разрушен отступающими польскими войсками.

Вскоре стратегическое сооружение восстановили, и только в 1937 году по проекту инженера Вахуркина и архитектора Яковлева его начали заменять путем строительства металлического моста на кессонной основе. На момент начала Второй мировой войны строительство не окончили, а вскоре отступающие советские солдаты подожгли конструкцию.


Мост имени фон Рейхенау. (Фото: gianluka.livejournal.com)

Однако быки моста сохранились, и немецкое командование решило заняться его восстановлением. Уже в 1942 году рейхсминистр Розенберг въезжал в город по мосту имени фон Рейхенау. Но долго просуществовать ему не судилось: в 1943 году во время битвы за Киев он был уничтожен. Остатки опор разобрали после постройки рядом моста имени Патона в 1953 году.


Строительство моста имени фон Рейхенау. (Фото: reibert.livejournal.com)

Несмотря на то, что большинство жителей столицы свыклись с ними, киевские мосты – это визитная карточка города, его история и генетическая память. Если бы не войны, возможно, Киев сегодня имел бы совершенно другой вид, а жители неспешно гуляли бы по старинным уникальным мостам. Но история пошла так, как ей показалось нужным. Нам же остается лишь представлять себе, каким был бы город, если бы судьба сложилась иначе.

Читайте также первую часть материала о разрушенных мостах столицы

Вы должны это прочесть
Город 16.02.2017
Львиная доля: как квартплата поглощала доходы киевлян

За шесть лет коммуналка “откусила” 20% от средней зарплаты киевлянина, а темпы роста тарифов ЖКХ уверенно обогнали темпы общей инфляции. 

Мы проанализировали, как росла квартплата и как менялась ее структура в Киеве с 2010-го по 2016 год, а также сопоставили эти показатели с колебанием суммы средней зарплаты и темпами общей инфляции. Ведь чтобы понять, как тарифы ЖКХ влияют на благосостояние людей, важен не только абсолютный размер платежа за жилищно-коммунальные услуги, но и его соотношение с доходами и расходами.

При расчетах мы ориентировались на некую среднестатистическая двухкомнатную квартиру площадью 50 кв. м, с установленными счетчиками воды и, электричества, без счетчиков тепла и газа, с двумя жильцами. Отопление и подогрев воды – централизованные.

За основу взяли расходы в отопительный сезон, когда они существенно выше. Количество израсходованных кубометров воды и киловатт-часов электричества - предполагаемое.

Наш Киев

Темпы роста тарифов ЖКХ за период с 2010 по 2016 год

Среднестатистическая оплата (в гривнах) за двухкомнатную квартиру площадью 50 кв.м.
95
120
135
150
158
170
190
20.3
22.4
22.4
22.4
52.15
71.4
96.6
20
24
28
28
36
50
71
50.5
76
79
80
125
190
350
10
12
12
12
15.6
43
60
80
145
225
400
460
805
1550
10
11
12
16
16.4
18
24
* За основу взяли расходы в отопительный сезон, когда они существенно выше.
Количество израсходованных кубометров воды и киловатт-часов электричества – предполагаемое.


Рост под давлением

В отличие от большинства рынков товаров и услуг, стоимость жилищно-коммунальных благ в Украине на протяжении многих лет формировалась отнюдь не рыночным способом.

Подорожание, как правило, обуславливалось волевым решением властей, когда бюджетных денег уже совсем не хватало на их субсидирование.

Иногда это происходило под давлением Международного валютного Фонда или других кредиторов Украины в обмен на предоставляемые кредиты. Именно поэтому повышение цен на услуги ЖКХ зачастую имело резкий, скачкообразный характер.

Киевская платежка

Киевляне находились и находятся в более выгодном положении, чем большинство населения Украины. Ведь столичная платежка за услуги ЖКХ в целом мало отличается от всеукраинской, но при этом доходы жителей Киева значительно, иногда в разы выше, чем в других регионах страны.

Интересно, что если в 2010 году расходы на содержание нашей гипотетической квартиры составлял лишь 8,3% от среднего дохода киевлянина, то в 2016 этот показатель вырос почти до 28%.

Наш Киев

В 2010 году квартплата отнимала 8,3% зарплаты киевлянина, а в 2016 — 27,8%

Средняя з/п по Киеву
2010 год
3441 грн
285,8 грн
8,31%
2011 год
4016 грн
410,4 грн
10,22%
2012 год
4611 грн
513,4 грн
11,13%
2013 год
5024 грн
708,4 грн
14,1%
2014 год
5401 грн
863,2 грн
15,98%
2015 год
6707 грн
1347,4 грн
20,09%
2016 год
8412 грн
2341,6 грн
27,84%
Среднестатистическая оплата за двухкомнатную квартиру площадью 50 кв.м.
* За основу взяли расходы в отопительный сезон, когда они существенно выше.
Количество израсходованных кубометров воды и киловатт-часов электричества – предполагаемое.


Стоимость различных услуг, из которых состоит общая коммунальная платежка, за исследуемый период изменилась очень неравномерно. К примеру, если в 2010 году расходы на отопление составляли лишь 27% от общего платежа, то в 2016 – уже 66%.

В целом, больше всего подорожали услуги, связанные с потреблением природного газа – отопление, подогрев воды, а также сам природный газ. Это обусловлено тем, что и цена газа за исследуемый нами период, как для населения, так и для предприятий топливно-энергетического комплекса, выросла почти в 10 раз.

Меньше других выросла оплата за обслуживание дома и придомовой территории, услуги по вывозу мусора. 

Обгоняя инфляцию

Если сопоставить уровень "квартплатной" инфляции с общепотребительской, то мы увидим, что первая почти всегда (кроме 2014 года) опережает вторую, причем иногда довольно значительно. И даже на фоне общей дефляции 2012 года цены за услуги ЖКХ в том же году выросли на 25%.


Прогнозы

Несмотря на то, что прогнозы в нашей стране дело заведомо неблагодарное, предположить можно следующее. Существенный рост цен на газ, отопление и горячую воду маловероятен, возможно даже их незначительное снижение в каком-нибудь правительственном предвыборном угаре.

При этом вполне вероятно подорожание других коммунальных услуг, особенно вывоза мусора и содержания домов и прилегающих к ним территорий.

Вы должны это прочесть
Такий email не зареєстровано у системі
Введите свой электронный адрес, на который мы отправим вам новый пароль.
Поле не должно быть пустым и содержать кириллицу
Спасибо!

Ваше сообщение принято.

Сожалеем :(

Во время обработки что-то пошло не так.

Bы можете отправить сообщение на электронный адрес betatest@nashkiev.com