Каждый хотел бы жить в комфортном европейском городе без ужасного трафика на дорогах, с комфортным общественным транспортом вместо тесных маршруток, с достаточным количеством парков и магазинов, детскими садами и школами рядом. Будет ли Киев таким, в большой степени зависит от Генерального плана Киева ― документа, определяющего стратегию развития города в перспективе.
Сейчас формально в Киеве действует Генеральный план, утвержденный Киевсоветом еще 28 марта 2002 года. Рассчитан он до конца 2020 года. Проект нового Генплана в декабре 2019 года презентовал мэр столицы Виталий Кличко на форуме «Будущее Киева». Правда, текст проекта еще не опубликован ― доступна только презентация. Что хотят поменять и как будут решать существующие проблемы Киева ― в нашем материале.
Зачем Киеву Генплан ?
Генплан определяет стратегию и философию развития города: принципы планирования и использования территории, сколько жилья, дорог и мостов будет построено, как будут защищать культурные объекты, сколько парков и скверов обустроят и многое другое. Простыми словами, это перспективный план развития города.
«Генплан ― это не догма, которую нельзя поменять. Это стратегия, в рамках которой можно принимать конкретные решения. Чем более развито государство и чем совершеннее законы, тем меньше подробностей вносят в Генплан. Но в нашей стране царит нормативный и законодательный хаос, поэтому нужно очень четко все прописывать. В Генплане, кроме схем и расчетов на несколько томов, должны быть еще и планы того, как все это будет работать, ― отмечает Игорь Ляшенко, директор центра проектных исследований "Уровень жизни".― Другой вопрос в том, что сам Генплан не первоочередной документ. Прежде всего важен комплекс градостроительных норм, документов, которые контролируют земельные отношения и так далее».
В европейских странах генпланы пересматривают каждые 5 лет, а действующий Генеральный план Киева не обновляли 18 лет. В него было внесено более 2 тысяч локальных изменений, и по факту действующий документ уже утратил свою актуальность. Об этом рассказали перед презентацией проекта нового Генплана.
«Нынешний Генплан утратил свою регулирующую функцию. А заниженные показатели не дают возможности объективно принимать решения по социально-экономическому развитию и планировать новое строительство. Устарелость Генплана привела к ухудшению экологического состояния окружающей среды, в городе стало слишком много машин, уплотнилась и исказилась историческая застройка. Возник дисбаланс между левым и правым берегом Днепра», ― отмечает Сергей Броневицкий, директор коммунального предприятия «Институт генерального плана Киева».
Решить существующие проблемы города должен новый Генплан столицы. Над разработкой документа с 2008 года трудились специалисты коммунального предприятия «Институт Генерального плана Киева» и Департамента градостроительства и архитектуры КГГА. А также около сотни архитекторов, экологов, инженеров, иностранные эксперты.
«Отмечу, что в проекте Генплана отражены и предложения киевлян, которые мы получили в последние годы, в том числе и по результатам общественных слушаний. Основные положения проекта нового Генплана рассмотрели эксперты-планировщики Лейпцига, эксперты Совета Европы и предоставили свои рекомендации и замечания», ― рассказывает Сергей Броневицкий.
Без глобального расширения территории
В проекте нового Генплана отказались от идеи значительного расширения столицы за счет соседних сел и городов. Раньше к Киеву планировали присоединить 28 населенных пунктов. Сейчас хотят направить усилия на создание комфортного компактного города, исходя из ресурсов и потенциала Киева, с перспективой на 20 лет.
«Нужно четко определить черту Киева. И в новом Генплане хотят несколько тысяч территорий забрать у местных громад, но вопрос окончательно еще не решен. Нужно учитывать, что расширение города автоматически приводит к его удорожанию. Ведь город обязан обеспечить все коммуникации на новых территориях, транспорт и дороги», ― отмечает Борис Кушнирук, глава экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра.
С соседними городами и селами планируют создать Киевскую агломерацию ― формально объединить соседние территории для сотрудничества в разных сферах и решения проблем громад. В агломерацию войдут десять районов Киева, Борисполь, Бровары, Боярка, Вишневое, Ирпень, Буча и Вышгород, Васильков, Обухов. К слову, эта идея отражена и в действующем Генплане.
«Фактически сотрудничество Киева с соседними общинами уже сложилось. Ежедневно в Киев едут 560 тысяч человек, приезжают и уезжают более 200 тысяч авто. Но нужно теперь узаконить и нормировать такие отношения, ― отмечает Александр Сергиенко, директор аналитико-исследовательского центра “Институт города”, ― Например, водой из Бортнической станции, что на левом берегу Киева, пользуются практически все в столице и городах-спутниках. Но деньги на развитие и содержание идут только из бюджета Киева. Есть много проблем в Киеве, которые можно решить только благодаря сотрудничеству с областью. Одна из них ― вопрос с захоронениями. Сейчас в столице много старых кладбищ, где уже нельзя похоронить человека, если там не находятся родственники».
У агломерации будет единый транспортный «каркас», который соединит населенные пункты и упростит дорогу жителям пригородов. Также город и область совместно будут решать разные проблемные вопросы. Например, с вывозом и переработкой мусора. В декабре 2019 года на территории полигона №5 в Подгорцах власти подписали меморандум о решении проблемы обращения с бытовыми отходами.
«Вопрос Киевской агломерации не решается Генпланом города Киева. Потому, что город закрыт в своих границах. Нужен закон, который обозначит органы управления агломерацией и определит, как именно будут развиваться территории, ― отмечает Игорь Ляшенко. ― Сейчас разные структуры могут сколько угодно подписывать разные меморандумы о намерениях сотрудничества, но они не будут работать без законодательной базы».
Город миллионов
Показатели нового Генплана опираются на количество людей, проживающих в городе. По прогнозам института демографии и социальных исследований Национальной академии наук, фактическое количество населения Киева на 2040 год составит около 3,8 млн человек. В действующем Генплане рассчитывали, что к 2020 году в столице будет проживать 2,6 млн людей, но уже сегодня население превысило 3 млн.
«Точное количество жителей в будущем рассчитать невозможно, у нас нет института прописки и количество населения зависит от экономики. Если есть работа ― люди приезжают, нет ― уезжают. Считаю, что нужно прогнозировать количество населения, исходя из возможностей постройки жилья»,― отмечает Александр Сергиенко.
Дома: новые и старые
До 2040 года в Киеве планируют построить 28,6 млн квадратных метров нового жилья. При этом разрешены будут только комплексные постройки со всей инфраструктурой: детскими садами, школами, магазинами, аптеками и другими учреждениями.
В целом, в городе хотят увеличить количество спортивных площадок, модернизировать кинотеатры и библиотеки, развить сеть учреждений здравоохранения, образования и социально-культурной сферы.
Также, согласно проекту Генплана столицы, «хрущевки» и пятиэтажные дома, которые строились в Киеве в 1960-1990-х годах, хотят модернизировать к 2040 году. Или отдать на перестройку инвесторам. Жителей на период строительства будут отселять, а впоследствии — давать им квартиры в новых зданиях. По словам Сергея Броневицкого, сейчас «хрущевки» занимают в Киеве около 1,5 тысячи гектаров.
«Нам стоит повторить опыт Германии, которая отреставрировала после войны приблизительно 70% хрущевок на своей территории. Они не надстраивали этажи, как предлагают у нас, а где-то даже сносили. Зато максимально расширили пространство в квартирах: убрали перегородки, сделали лоджии вместо балконов. Дома очень поменяли внешний вид, даже не понять, что это были хрущевки. И самое главное ― все работы делали при жителях. Единственное, когда меняли водосток и канализацию, на несколько дней отключали воду», — рассказывает Александр Сергиенко.
Исторический центр
И в старом, и в новом Генпланах делают акцент на сохранении исторического наследия столицы. Сейчас дорабатывают историко-архитектурный опорный план, который занимает пять книг с графиками и текстом. Там будут обозначены пределы исторических ареалов и список памятников, установлены жесткие правила их использования. Например, будет запрещена постройка высотных зданий в исторических районах.
Сейчас в проекте Генплана указаны 3488 недвижимых объектов культурного наследия, в том числе 349 объектов национального значения и два комплекса памятников архитектуры — собор Святой Софии с прилегающими монастырскими зданиями и ансамбль Киево-Печерской лавры, которые включены Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО в Список всемирного культурного наследия.
«Инфраструктура у нас развивается ужасно с точки зрения всех строительных норм. В идеале, высотность домов и плотность застроек должны спадать к окраинам. А у нас наоборот. В центре запретили строительство высоток, а ближе к пригороду строят, как хотят, — отмечает Борис Кушнирук. — Яркий пример тому ― многострадальный комплекс «Днепровские башни» из шести 35-этажных свечек на улице Бальзака при въезде на Троещину. Две из них уже перекосились метров на 10. Их возводили на одной плите, и из-за нарушения норм дома начали наклоняться. По-хорошему, их нужно сносить, но вопрос до сих пор не решен».
Промзоны и работа
Разработчики Генплана предлагают уменьшить промышленные зоны до 5,5 тысячи гектаров. А на освободившихся территориях размещать инновационные парки и жилищно-общественные комплексы, торговые центры. Также работа предприятий 1 и 2 степеней вредности в пределах города будет запрещена. В качестве альтернативы производства должны будут ликвидировать вредные последствия своей деятельности, используя новейшие технологии по очистке. Например, к таким предприятиям можно отнести Дарницкую ТЭС «Евро-Реконструкция», которая за 2018 год выбросила в атмосферу более 10 тысяч тонн вредных веществ. По данным Министерства энергетики и окружающей среды, предприятие находится на 27 месте среди украинских предприятий-загрязнителей.
Сейчас 30% территории Киева — это промзоны, большая часть расположена на правом берегу Днепра. Крупнейшие из них — это «Подольско-Куреневский» промрайон (891 га), «Нивки», (560 га), «Теличка» (424 га), «Отрадный» (400 га), промзоны «Пирогово» (171 га) и «Корчувате» (80 га). Самые большие промышленные зоны на левом берегу — промрайоны «Дарницкий» (460 га), «Днепровский» (380 га), «Троещина» (316 га) и промзона «Бортничи» (324 га). Сергей Броневицкий отмечает, что в санитарно-защитных зонах предприятий проживает 250 тысяч киевлян.
«Большая промышленность, которая занимает много места и нарушает экологию, должна уходить за территорию города. Вместо промзон должны оставаться отдельные высокотехнологичные кластеры, управленческие офисы. Например, в прекрасной исторической местности Теличка вдоль реки Днепр ― много складов, цементный завод железобетонных конструкций и так далее. Городские берега должны быть доступны для киевлян в виде жилья, прогулочных зон, мест для работы, — считает Игорь Ляшенко, — Не сложно на месте промзон построить дома, но нужно продумать, как это все будет дальше работать в плане транспорта, коммуникаций и так далее. Нельзя расширять территории, не решив проблемы именно с транспортом».
Разработчики Генплана предполагают, что благодаря этим новациям количество рабочих мест в Киеве возрастет с 1,7 до 2,5 миллиона, изменится и соотношение занятости в разных сферах. Станет больше работников научной и технической сферы, телекоммуникаций, обслуживания и строительства. А численность занятых в промышленности, торговле, транспорте, на складах и почте, наоборот, снизится.
«Да, можно убирать те предприятия, которые загрязняют окружающую среду. Но на их месте стоит создавать новые технические и научные зоны. Это дешевле, ведь есть все необходимые коммуникации. Но рядом нужно место, где разработки будут воплощать все это в жизнь. Наука не может существовать без практики, — считает Борис Кушнирук, — У нас фактически все инвестиции связаны с жильем и торговлей. А при этом есть большой потенциал в науке и производстве».
Парки
На окраинах города и в центре планируют разбить 36 новых парков и 17 лесопарков. Зеленые зоны общего пользования должны увеличить на 2,3 тысячи гектаров, большая часть из них расположится на окраинах города. Сегодня, по данным коммунального предприятия «Киевзеленстрой», в столице есть 111 парков, 493 сквера и три лесопарковых хозяйства общей площадью 32 тысячи гектаров.
«Нельзя строить что-то без общественных пространств и зеленых территорий. Землю нужно продавать под определенные цели, когда есть четкий план застройки. Но до этого стоит решить проблему с придомовыми территориями. Их нужно не просто закреплять за домами, а передавать в собственность», — считает Борис Кушнирук.
Коммуникации
По темпам строительства жилья действующий Генплан перевыполнен, говорят в Институте Киевгенплана. Но по темпам строительства инженерной, транспортной и другой инфраструктуры реализован лишь на 20-25%. Это привело к тому, что резервы источников энергоснабжения в Киеве иссякли, устарела технология очистки питьевой воды, система водоотведения и очистки стоков.
В проекте нового Генплана разработали схемы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения. Планируют построить новые электроподстанции и котельные, очистные сооружения дождевой воды, канализации. Также займутся реконструкцией Деснянской, Днепровской водопроводных станций, Бортнической станции аэрации.
Дороги и транспорт
Избавляться от постоянных пробок и скоплений автомобилей на дорогах будут с помощью новых развязок, многоярусных паркингов и развития велосипедной инфраструктуры. Для городского транспорта обещают сделать больше обособленных полос. В перспективе должен появиться и еще один аэропорт.
В Генплане также намечены три новых моста через Днепр. Планируют построить Большую окружную автомобильную дорогу и создать дополнительные выезды из города. По задумке, дорога с окружной до центра должна занимать 40 минут.
«Много жалоб вызывает неудовлетворительное транспортное обслуживание. В Генеральном плане предусмотрено значительное улучшение транспортной структуры. Приоритеты будут у общественного транспорта над частным, и у пешеходов над автомобилями», — рассказывает Сергей Броневицкий.
Метро на Троещину все-таки может появиться. По крайней мере, его вписали в Генеральный план: обещают построить четвертую, Подольско-Выгуровскую, и пятую линии метрополитена. Новые станции хотят совместить с другими видами транспорта. Например, создадут пересадочные узлы между метро и скоростным трамваем, и все это объединит кольцо городской электрички.
«Киев и область нуждаются в единой организации, которая будет заниматься транспортом. Сейчас это катастрофа. У нас вопросами транспорта занимаются частники, государство, муниципалитеты, и толку никакого, — отмечает Игорь Ляшенко. — В Киеве нужно объединить в одну систему все существующие маршруты общественного транспорта. Особенно частные, так называемые «желтые маршрутки», которые перевозят большинство киевлян. Пока в таком транспорте нет единой системы оплаты, нет единой системы качества машин и услуг».
Что о проекте нового Генплана думают эксперты
Мнения опрошенных экспертов расходятся. Одни видят в проекте нового Генплана множество проблем, другие оценивают его позитивно, но считают, что одним только Генпланом в порядок Киев не привести. Борис Кушнирук в свое время окончил Киевский институт народного хозяйства по специальности «Планирование народного хозяйства», и его дипломная работа была посвящена экономическим методам регулирования развития городов на примере Киева.
«Я отношусь к истории с Генпланом негативно. Им хотят легализовать те незаконно присвоенные территории, на которых построили здания. Сначала нужно решить проблемы с землей, четко закрепить основные показатели. Например, передать в собственность домам их придомовые территории, определить плотность застройки в центре и на окраинах, ― считает Борис Кушнирук, ― А реставрировать хрущевки бизнесу может быть не выгодно. Строительной компании выгодно получить пустую землю и там что-то построить».
Более позитивное отношение к Генплану у Александра Сергиенко.
«Генплан написан правильно, я не увидел там больших ляпов. Но должна хорошо работать система контроля за строительством, судебная сфера и прокуратура. И люди должны понимать, что Генплан не решит уже существующих проблем с нелегальной застройкой на конкретной улице. Но может помочь сохранить лицо города, его историческую привлекательность, сделать комфортным для проживания. Для этого нужно убрать лишнюю рекламу, развивать зеленую зону, обеспечить комфортное жилье с инженерной и социальной инфраструктурой, ― комментирует Александр Сергиенко, ― Единственные мои сомнения были в отношении реставрации хрущевок с выселением людей».
Игорь Ляшенко считает, что оценивать проект Генплана пока рано.
«Пока ничего хорошего и плохого сказать нельзя, нового Генплана фактически еще не существует, есть общее видение и презентация. Но прорывных современных идей там не видно. Нет стратегического видения, как решить проблему с автомобильным коллапсом, общественным транспортом, хаотической застройкой, а это болевые точки Киева», ― говорит Игорь Ляшенко.
Большой аферой новый проект Генплана считает Виктор Глеба, эксперт в отрасли градостроительства, действительный член Украинской академии архитектуры. Он снял видео, где на конкретных примерах показал, что, на его взгляд, скрывают в новом Генплане.
«Разработчики Генплана за деньги застройщиков перекрашивают зеленый цвет насаждений общего назначения в желтый и красный цвет общественной застройки. Например, на сайте Департамента градостроительства и архитекторы опубликовано, что 17 декабря 2019 года только начали рассмотрение Детального плана территорий Оболонского района, даже общественных слушаний не было. А в Генеральном плане уже все есть. И по улицам Большой Кольцевой и Семьи Кульженков запланирована постройка жилищного комплекса на десяток многоэтажных этажных домов. В старом варианте проекта на этом месте зеленая зона, потому что рядом проходит газопровод высокого давления, и строить там невозможно в принципе. Новый Генплан ― большая афера и подлог документов, служебное преступление, и нецелевая растрата бюджетных денег. На моей памяти, это уже восьмой вариант Генплана Киева. Уже потратили порядка 50 миллионов гривен на разработку всех документов. До каких пор киевляне будут платить за очередной вариант?», ― комментирует Виктор Глеба.
Когда утвердят Генплан столицы?
Напомним, что текст проекта нового Генплана Киева еще не опубликовали, доступна только презентация. Как нам рассказали в Институте генплана, сейчас на согласовании в Министерстве культуры находится важная часть общего Генплана — историко-архитектурный опорный план. Сейчас каждый может ознакомиться с ним и до 15 марта прислать свои замечания и предложения разработчикам.
«Весь Генплан занимает несколько томов документации, ознакомиться с ним с первого раза просто невозможно. Поэтому, кроме необходимых законодательных процедур, планируем проводить круглые столы и встречи по каждому из разделов. Материалы будут размещаться в Киевском городском совете и районных администрациях. Уверен, что реализация нового Генплана сделает Киев комфортным и современным европейским городом», — говорит Сергей Броневицкий.
Принять новый Генплан Киевский городской совет должен до конца года. Если этого не случится, в 2021 году может возникнуть правовая коллизия: выдача градостроительных документов и земли будет происходить по старому Генплану, действие которого уже закончится. Тогда строительные компании и другие заинтересованные лица могут подавать в суд и оспаривать решения о выделении земли.
Новый Генплан, в отличие от старых, будет бессрочным. Соответствующие изменения были приняты в 2011 году (ст. 8 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности»). Так что высказывайте свое мнение на обсуждениях, ведь от нас будет зависеть, в каком городе мы будем жить в ближайшем будущем.
Читайте также: «Тест. Узнаете ли вы Киев в (анти)рейтингах?»