Продолжаем рассказ об истории киевских кинотеатров.
"Колос" на Подоле
Еще до войны возле Житнего рынка, рядом с трамвайными путями, построили кинотеатр "Колос". Его здание было полностью деревянным. Особой "традицией" зрителей "Колоса" было лузганье семечек во время сеансов, а "любимым" занятием уборщиц — выметание шелухи из-под кресел.
"Колос" горел дважды — в 1953-ом и в 1977 году. После первого раза здание восстановили, а вот второй пожар кинотеатр уже не пережил — сначала его на время закрыли, а потом и вовсе снесли.
Рождение "Киева"
Любимый кинотеатр киевлян начали строить еще до войны, но для зрителей его открыли лишь 23 ноября 1952 года. Здание "Киева" на то время было уникальным. Оно походило на античный храм, украшенный колоннами и национальным орнаментом. Внутри — звукопоглощающая штукатурка. За свою историю кинотеатр видел лишь одну реконструкцию. Завершили ее в начале двухтысячных, через пару месяцев после 50-летнего юбилея.
"Догоним и перегоним"
В 1950-х в СССР началась эпоха массового строительства кинотеатров, вызванная стремлением властей "догнать Запад". К началу 1980-х количество "храмов киноискусства" в Киеве возросло с 14 до 70. Впрочем, в Париже или Лондоне к тому времени их насчитывалось более 300.
Были у власти и более прагматичные причины строить.
Так, министр кинематографии Большаков писал Сталину: "Существующие городские кинотеатры при их максимальной загрузке не в состоянии обеспечить население городов, особенно в вечернее время, воскресные и праздничные дни. В связи с этим необходимо поручить Госплану и Министерству кинематографии СССР при составлении нового пятилетнего плана предусмотреть широкое строительство кинотеатров в городах и районных центрах".
Кино по плану
В начале 1960-х власть разрабатывает нормы планирования кинотеатров вместимостью 200, 300, 500, 800, 1200, 1600 и 2500 зрителей. При этом для зданий, готовых принять менее 1 тыс. человек, были разработаны типовые проекты строительства.
Именно по этим проектам в Киеве начали массово строить кинотеатры: в 1960 году — "Ленінград"(сегодня — "Дніпро"), в 1961 году — "Спутник", в 1962 году — "ім. Довженко", в 1964 году — "Україна", в 1966 году — "Аврора", в 1967 году — "Отрадный", в 1968 году — "Краков", в 1974 году— "Лейпциг", в 1981 году — "Росія" (сегодня — "Кіото"). Можно также упомянуть кинотеатры "Флоренция", "Старт", "Промінь", "Факел", "Нивки", "Братислава", "Загреб", "ім. Шевченко" и другие.
Большинство из этих кинотеатров были сооружены по схеме "лучше мало больших, чем много маленьких", ввиду полной неэффективности предыдущего варианта развития киностроительства. Впрочем, уже под конец существования СССР глава комитета по кинематографии Александр Камшалов обещал скорый конец эры "гигантских кинотеатров" и переход к строительству многозальных комплексов.
Новая эра: жертвы и выжившие
"Плановые" кинотеатры строились в основном в общественных центрах новых жилых массивов и исправно работали вплоть до перехода Украины на рыночную экономику — 1990-е пережили далеко не все. Из выживших одни вошли в объединение коммунальных кинотеатров "Київкінофільм" (всего в нем 12 кинотеатров, по шесть на каждом берегу Днепра), другие существуют независимо.
Из тех, которые не смогли пережить конкуренцию и закрылись, можно перечислить кинотеатры "Зоряний", "Аврора", "Барвінок", "ім. Гагаріна", "Десна", "Краков", "Нивки", "Тампере", "Екран", "ім. Довженко", а также летние кинотеатры "Кристал" и "Зелений театр".
Здание "Нивок" снесли в январе этого года — скоро на его месте должен вырасти ТРЦ с современным кинотеатром на втором этаже. В том же месяце прокуратура подала иск на возвращение в коммунальную собственность кинотеатра "Тампере" — говорят, приватизирован он был незаконно.
Такую же процедуру попыталась задействовать прокуратура и в 2015 году в отношении кинотеатра "Зоряний". После его продажи в начале двухтысячных регулярные киносеансы там не проводились, зато частенько собирались решать внутренние вопросы члены известной партии беглого президента.
Брат-близнец "Нивок", кинотеатр "Краков" сегодня — муниципальный театр "Киев". Скоро, согласно планам, тут должен начать работу европейский театральный центр.
Странная судьба у кинотеатра "Екран". Построенный в 1911 году, до 2010-го он исправно выполнял свою функцию, но сейчас на дверях кинотеатра висит табличка "Зачинено на ремонт", а само здание используется как общественный туалет.
Аналогичную табличку когда-то повесили на входе в кинотеатр "ім. Довженко". В течение 15 лет обещаний нового владельца обеспечить выполнение своих обязательств — собственно, возобновлений кинопоказов, — здание терпело шум ночного клуба. В конце концов его разрушили.
Теперь владелец обещает возвести на месте руин новый торговый центр — с шестью кинозалами, мини-музеем Довженко и даже образовательным центром, где могли бы читать лекции про гения украинсокого кино. Впрочем, согласно одному из обещаний, кинотеатр должен был заработать как раз в 2017-2018 годах, но сейчас на месте любимого когда-то студентами Политеха и Медицинского вузов кинотеатра красуются развалины, зеленый забор да заросли.
Еще один кинотеатр с интересной судьбой — "ім. Гагаріна". В 2004 году он был продан в надежде на то, что частный инвестор сможет оживить киножизнь Шевченковского района. Но вместо этого кинотеатр стал местом, где можно не показывать, а снимать фильмы о заброшенных городах, выбитых стеклах и свалках в бывших общественных центрах, а также о подозрительных людях, которые наслаждаются досугом и веществами, влияющими на сознание.
Тем не менее, за кинотеатр некоторое время боролись местные жители. В 2014 году они провели субботник по уборке территории и даже планировали договориться с предпринимателями об установке забора вокруг здания. В декабре этого же года суд вернул кинотеатр в собственность города. В 2016-ом его посетил мэр Виталий Кличко, после чего дал приказ очистить территорию от мусора и пообещал кинотеатр реконструировать.
Любовь к кино — то немногие, что объединяет киевлян всех поколений. Давайте ценить наше общее наследие и заботиться о нем.
О первом киевском кинопоказе, появлении иллюзионов и самой роскошной дореволюционной сети кинотеатров на Крещатике; о безликих 20-х годах и влиянии президента США на судьбу "Коммунара", о рождении "Жовтня" и уникальности "Киевской Руси" читайте в первой части материала.
Читайте также: "Какие проекты изменят лицо Киева в ближайшее время"