Хороший Минск

C момента нашего переезда из Киева в Минск прошло больше полугода. Этого срока обычно вполне хватает, чтобы разобраться, что к чему в новом городе. В Минске мне очень многое нравится — а многое категорически нет. Я решил описать свои ощущения в двух постах в стиле блогера Варламова: сначала будет “Хороший Минск”, а немного позже — “Хреновый”.

Случайно или нет, но причин любить и ненавидеть Минск набралось как раз поровну — по дюжине. Итак, сегодня будем хвалить столицу Беларуси.

Надо сразу покаяться, что я находился в плену стереотипов, причем вместе со мной этим стереотипам подвержены очень многие киевские креаклы. Они считают, что Беларусь ближе к Европе лишь географически, а в остальном это дремучий совок во главе с авторитарным самодуром. В некоторых аспектах это вполне справедливо, что будет доказано на этом же месте примерно через неделю. Но в не меньшем количестве аспектов Минск — более европейский город, чем Киев. И вот почему.

Транспорт

Это первое, что приятно удивляет в Минске. В городе две ветки метро, разветвленные маршруты троллейбусов, автобусов и трамваев. Ездит техника разной свежести, но таких в хламину убитых трамваев, как на киевском Подоле, я здесь не встречал.

Но главное — не ЧТО ездит, а КАК. Транспорт ходит строго по расписанию, практически минута в минуту. Я обычно выхожу из дома к приезду нужного мне автобуса. Есть много мобильных приложений, которые позволяют отслеживать движение минского транспорта. Особенно в этом плане повезло пользователям Android. Интервал движения на популярных маршрутах — 10 минут и меньше.

В автобусах и троллейбусах — не древние компостеры, а современные электронные: просовываешь в них билетик, достаешь обратно уже с печатью. У каждой двери — электронные валидаторы для проездных карт. Чтобы оплатить проезд, достаточно просто поднести карточку к валидатору, который подтверждает оплату звуковым сигналом. На валидаторе также можно увидеть, сколько осталось поездок по проездному. Когда я впервые это увидел — пережил культурный шок, потому что считал Минск довольно отсталым в плане внедрения современных технологий городом.


Валидатор в троллейбусе. Фото onliner.by

Чуть не забыл рассказать о минских маршрутках. Абстрагируясь от цен, отличный транспорт — не то, что в Киеве. Маршрутки берут пассажиров ТОЛЬКО на сидячие места, 99% маршруток — комфортные микроавтобусы с автоматической дверью.

Чистота

Чистота в городе — один из классических комплиментов в адрес Минска. Улицы здесь чище, чем в большинстве европейских городов, в которых я бывал. Про Киев нечего и говорить. Лично я вижу тут сразу несколько интересных аспектов.

Первый — здесь как будто бы чище от природы. Гораздо меньше пыли и грязи, пустырей. Может, это какая-то особенность ландшафта.

Второй аспект — здесь лучше убирают. Это как раз тот случай, когда чисто там, где метут, потому что мусорят белорусы плюс-минус так же. Мусор сортируют плохо, но лучше, чем в Киеве. Коммунальные службы я еще буду хвалить отдельно.

Третий аспект — здесь меньше рассадников грязи — например, бомжей. Попрошайки есть, но классических бомжей с клунками и мокрым следом за собой — реально мало. Не знаю, как тут решили вопрос с ними, но похоже, что радикально. Ни в коей мере не хочу обидеть бездомных, но многие из них и правда могут испортить впечатление о городе.

Лесопарковые прелести

Зеленью в Киеве никого не удивишь — там ее тоже хватает. И красивая природа в городе тоже есть. Но Минск по этим показателям я все равно ставлю выше. Местные парки чище и богаче в плане растительности, а лес вплотную прилегает к городу почти по всему его периметру. В считанных минутах езды от центра города — Лошицкий парк, очень большой и красивый. Тут есть и многолюдные места, как в Мариинском, и совсем уединенные, где можно засесть на пикник и за час никого не увидеть. Есть очень благоустроенный Чижовский парк, где кажется, что причесали каждую травинку. Небольшие, но очень красивые парки есть и в самом центре города — там, например, можно кормить белок из рук. Пока что все парки, что мне здесь попадались — чистые и приятные.


У входа в зимний лес

Но парки парками, а лес все равно круче. С нескольких направлений он подступает к городу вплотную и даже врезается в него. Мы живем в спальном районе практически на окраине, и от нашего дома рукой подать до МКАД — Минской кольцевой. Густой, преимущественно хвойный лес начинается еще до дороги. Летом я пережил здесь потрясающий опыт, который потом неоднократно повторял. Под деревьями растет много земляники, и когда она созревает, в лесу стоит необыкновенный запах, по-настоящему волшебный. Для меня это было одно из самых ярких обонятельных впечатлений в жизни.

Это идеальное место для прогулок, пробежек и пикников. Несмотря на такую близость леса (а может как раз из-за нее) местных жителей в нем не очень много, даже шашлычников. И мусора тоже мало.

Валютные свободы

Когда мы уезжали, раздобыть валюту в Киеве легальным путем было очень сложно. Вводились разные моратории и ограничения, обменники работали только на покупку, расцветал черный рынок. Читал, что с тех пор ситуация улучшилась, но до минского либерализма все еще далеко. Здесь доллары можно снять прямо в банкомате своего банка. Причем для этого совсем не обязательно обладать валютным счетом — при снятии с рублевого счета доллары будут оценены по курсу конвертации банка (как правило, он вполне рыночный).

И это не какая-то VIP-услуга конкретного банка для сотрудников конкретной компании. Мы с женой работаем в разных компаниях, обслуживаемся в разных банках и оба имеем возможность снимать доллары с рублевого счета.

В последние месяцы тут тоже начали проявляться нехорошие симптомы, вызванные девальвацией белорусского рубля. Есть риск, что валютные операции зарегулируют сильнее. Но пока по сравнению с Украиной здесь раздолье.

Низкий уровень преступности

Не знаю статистики, но чисто на глаз ситуация несопоставима с Киевом. Конечно, реформы в украинских правохранительных органах совпали по времени с резким обнищанием людей, и уровень криминала у нас вырос — надеюсь, что временно. Но даже без учета этого фактора в Минске спокойнее, люди гораздо сильнее боятся милиции, да и ее банально больше в пересчете на душу населения. Патрулей очень много — и пеших, и особенно машин. Как-то раз, гуляя по уже упомянутому Чижовскому парку, мы встретили за полчаса три разных вида ментов — патрули ОМОНа, милиции и еще каких-то.

Мясные и молочные продукты местного производства

Это тоже классика, и что-то оригинальное тут сказать сложно. Местная сгущенка — божественна. Есть два основных производителя — комбинаты в Рогачеве и Глубоком. Рогачевская более популярна в Украине, но, на мой взгляд, глубокская вкуснее — особенно вареная. Даже когда просто пишешь о ней, есть риск залить слюной клавиатуру.


Сгущенка моей мечты

Молоко, творог, сметана, йогурты — это все тоже очень крутое (мы предпочитаем ТМ “Брест-Литовск”). Здесь также освоили производство моцареллы, рикотты, феты, маскарпоне и других мягких сыров, причем это не псевдобелорусские продукты для реэкспорта в страну духовных скреп, а действительно местное производство. Недавно по радио слышал, что один из молокозаводов наладил серийное производство белорусского камамбера.

Мясного мы покупаем меньше и разницу чувствуем хуже, но, например, бастурма — очень достойная.

Компактность

Минск — город-миллионник, столица, но при этом территориально он не слишком большой. Дороги отличные, а пробок почти не бывает. Путь из одного конца города в другой вряд ли займет больше полутора часов. Увы, но поселившись неподалеку от своей работы, вскоре я обрек жену именно на такой маршрут— из одной окраины на противоположную. От нашей условной “Борщаговки” до центра города здесь — около получаса езды.

Коммунальные службы, условия для инвалидов

Про чистоту на улицах я уже писал, но тут хотелось бы взять шире. За работой местных коммунальщиков приятно наблюдать. Я писал в фейсбуке, как круто здесь отработали во время сильного снегопада, который длился несколько дней. Да, был бугурт из-за SMS-рассылки с не самым вежливым призывом чистить снег во своих дворах. Но, как пользователь общественного транспорта, я был приятно удивлен. Никаких сбоев в движении автобусов-троллейбусов, постоянно курсирующие снегоочистительные машины и “песочные посыпальщики”, вывозящие снег самосвалы, бодро шурующие лопатами люди в спецжилетах — все это я видел своими глазами, и было это здорово, и было это эффективно.

Вода, свет, отопление — за полгода не сталкивались ни с одной проблемой. Однажды вызвали электрика — пришел молодой парень, все починил, денег не взял. Возможно, нам просто везет.

Но вот что меня реально поразило — лифты во многих подземных переходах и спусках в метро. Инвалид тут — тоже человек. Причем очень явно прослеживается, что не белорусы это придумали, а научились у поляков, литовцев и других “евроинтегрированных” стран по соседству.

Государственная поддержка IT

Еще один пример либерализации, о которой в Украине только мечтают. В Минске существует особая экономическая зона для IT-компаний — Парк высоких технологий. В него входят (я бы даже сказал — возглавляют) наши с женой работодатели — Wargaming и EPAM. Думаю, за счет этих и других компаний бюджет города и страны многократно отбил недополученную из-за налоговых послаблений прибыль. Причем, в отличие от большинства украинских IT-компаний, здесь большинство программистов получает белую зарплату. А наши все еще думают, как же это так — предоставлять льготы IT-отрасли, “которая и так жирует”.

Дешевые автомобили

Покупка машины в Беларуси обойдется гораздо дешевле, чем в Украине. Та самая отмена пошлин на ввоз авто из Европы, которой так гордилась прогрессивная украинская общественность (и которая все равно нифига не будет работать, так как нивелирована другой принятой нормой), здесь давно и успешно реализована. Разница в ценах просто разительна — на глаз где-то 30% и выше. Причем такой разрыв касается как новых авто, так и подержанных. Это еще один — и не последний — пример более либерального законодательства, чем украинское. В Минске даже я задумался о машине, хотя вообще не фанат и не специалист по езде за рулем.

Окно в Европу

Я уже шутил по поводу того, что не так хорош Минск, как возможность из него уехать. Речь о доступности путешествий по Европе — Литва и Польша находятся в нескольких часах езды. А уже там открываются чудесные возможности для полетов европейскими лоукостерами— в первую очередь, Ryanair. Я влюбился в эту авиакомпанию с первого взгляда на цены. И уже настроил кучу планов на ближайшие полгода.

Поезд Минск-Вильнюс идет 2,5 часа, он очень комфортный, расписание удобное, а билет стоит порядка 500 грн. Во столько же нам обошелся перелет Вильнюс-Париж (Бове), а билеты в Брюссель и Копенгаген — почти вдвое дешевле. Из Варшавы вообще недавно были акционные билеты по 1 евро — например, в Кельн. Но добираться в саму Варшаву сложнее и дороже, чем в Вильнюс.


Фото из нашего февральского тура выходного дня — стараемся выезжать хотя бы раз в месяц

Сами белорусы через одного — с долгосрочными шенгенскими визами, что тоже рушит определенные стереотипы в голове среднего киевлянина. А чуть ли не у каждого пятого или десятого — карта поляка. Многие регулярно ездят “на закупы” в Вильнюс, Варшаву и особенно польский Белосток. Мы свой полугодовой мультишенген быстро и легко получили через литовский визовый центр.

4G

Тут, конечно, Украину обскакали все, кому не лень. Белорусы — не исключение. Пока в Киеве в муках рождалась связь третьего поколения, в Минске уже начали осваивать четвертое. Но про качество и цены ничего не скажу — я все еще пользуюсь тут очень ограниченным количеством мобильных сервисов. О причинах этого я напишу в “Плохом Минске” — продолжении этого поста, которое я планирую выложить через несколько дней. Там будет много всего — возможно, даже больше, чем хорошего. Ибо Минск, как и Фастов — город контрастов.

Источник: Roman Sudolsky