Город 15.03.2016

Хороший Минск

Роман Судольский, украинский журналист и редактор, переехал в Минск в июне 2015 года после 13 лет жизни в Киеве.

C момента нашего переезда из Киева в Минск прошло больше полугода. Этого срока обычно вполне хватает, чтобы разобраться, что к чему в новом городе. В Минске мне очень многое нравится — а многое категорически нет. Я решил описать свои ощущения в двух постах в стиле блогера Варламова: сначала будет “Хороший Минск”, а немного позже — “Хреновый”.

Случайно или нет, но причин любить и ненавидеть Минск набралось как раз поровну — по дюжине. Итак, сегодня будем хвалить столицу Беларуси.

Надо сразу покаяться, что я находился в плену стереотипов, причем вместе со мной этим стереотипам подвержены очень многие киевские креаклы. Они считают, что Беларусь ближе к Европе лишь географически, а в остальном это дремучий совок во главе с авторитарным самодуром. В некоторых аспектах это вполне справедливо, что будет доказано на этом же месте примерно через неделю. Но в не меньшем количестве аспектов Минск — более европейский город, чем Киев. И вот почему.

Транспорт

Это первое, что приятно удивляет в Минске. В городе две ветки метро, разветвленные маршруты троллейбусов, автобусов и трамваев. Ездит техника разной свежести, но таких в хламину убитых трамваев, как на киевском Подоле, я здесь не встречал.

Но главное — не ЧТО ездит, а КАК. Транспорт ходит строго по расписанию, практически минута в минуту. Я обычно выхожу из дома к приезду нужного мне автобуса. Есть много мобильных приложений, которые позволяют отслеживать движение минского транспорта. Особенно в этом плане повезло пользователям Android. Интервал движения на популярных маршрутах — 10 минут и меньше.

В автобусах и троллейбусах — не древние компостеры, а современные электронные: просовываешь в них билетик, достаешь обратно уже с печатью. У каждой двери — электронные валидаторы для проездных карт. Чтобы оплатить проезд, достаточно просто поднести карточку к валидатору, который подтверждает оплату звуковым сигналом. На валидаторе также можно увидеть, сколько осталось поездок по проездному. Когда я впервые это увидел — пережил культурный шок, потому что считал Минск довольно отсталым в плане внедрения современных технологий городом.


Валидатор в троллейбусе. Фото onliner.by

Чуть не забыл рассказать о минских маршрутках. Абстрагируясь от цен, отличный транспорт — не то, что в Киеве. Маршрутки берут пассажиров ТОЛЬКО на сидячие места, 99% маршруток — комфортные микроавтобусы с автоматической дверью.

Чистота

Чистота в городе — один из классических комплиментов в адрес Минска. Улицы здесь чище, чем в большинстве европейских городов, в которых я бывал. Про Киев нечего и говорить. Лично я вижу тут сразу несколько интересных аспектов.

Первый — здесь как будто бы чище от природы. Гораздо меньше пыли и грязи, пустырей. Может, это какая-то особенность ландшафта.

Второй аспект — здесь лучше убирают. Это как раз тот случай, когда чисто там, где метут, потому что мусорят белорусы плюс-минус так же. Мусор сортируют плохо, но лучше, чем в Киеве. Коммунальные службы я еще буду хвалить отдельно.

Третий аспект — здесь меньше рассадников грязи — например, бомжей. Попрошайки есть, но классических бомжей с клунками и мокрым следом за собой — реально мало. Не знаю, как тут решили вопрос с ними, но похоже, что радикально. Ни в коей мере не хочу обидеть бездомных, но многие из них и правда могут испортить впечатление о городе.

Лесопарковые прелести

Зеленью в Киеве никого не удивишь — там ее тоже хватает. И красивая природа в городе тоже есть. Но Минск по этим показателям я все равно ставлю выше. Местные парки чище и богаче в плане растительности, а лес вплотную прилегает к городу почти по всему его периметру. В считанных минутах езды от центра города — Лошицкий парк, очень большой и красивый. Тут есть и многолюдные места, как в Мариинском, и совсем уединенные, где можно засесть на пикник и за час никого не увидеть. Есть очень благоустроенный Чижовский парк, где кажется, что причесали каждую травинку. Небольшие, но очень красивые парки есть и в самом центре города — там, например, можно кормить белок из рук. Пока что все парки, что мне здесь попадались — чистые и приятные.


У входа в зимний лес

Но парки парками, а лес все равно круче. С нескольких направлений он подступает к городу вплотную и даже врезается в него. Мы живем в спальном районе практически на окраине, и от нашего дома рукой подать до МКАД — Минской кольцевой. Густой, преимущественно хвойный лес начинается еще до дороги. Летом я пережил здесь потрясающий опыт, который потом неоднократно повторял. Под деревьями растет много земляники, и когда она созревает, в лесу стоит необыкновенный запах, по-настоящему волшебный. Для меня это было одно из самых ярких обонятельных впечатлений в жизни.

Это идеальное место для прогулок, пробежек и пикников. Несмотря на такую близость леса (а может как раз из-за нее) местных жителей в нем не очень много, даже шашлычников. И мусора тоже мало.

Валютные свободы

Когда мы уезжали, раздобыть валюту в Киеве легальным путем было очень сложно. Вводились разные моратории и ограничения, обменники работали только на покупку, расцветал черный рынок. Читал, что с тех пор ситуация улучшилась, но до минского либерализма все еще далеко. Здесь доллары можно снять прямо в банкомате своего банка. Причем для этого совсем не обязательно обладать валютным счетом — при снятии с рублевого счета доллары будут оценены по курсу конвертации банка (как правило, он вполне рыночный).

И это не какая-то VIP-услуга конкретного банка для сотрудников конкретной компании. Мы с женой работаем в разных компаниях, обслуживаемся в разных банках и оба имеем возможность снимать доллары с рублевого счета.

В последние месяцы тут тоже начали проявляться нехорошие симптомы, вызванные девальвацией белорусского рубля. Есть риск, что валютные операции зарегулируют сильнее. Но пока по сравнению с Украиной здесь раздолье.

Низкий уровень преступности

Не знаю статистики, но чисто на глаз ситуация несопоставима с Киевом. Конечно, реформы в украинских правохранительных органах совпали по времени с резким обнищанием людей, и уровень криминала у нас вырос — надеюсь, что временно. Но даже без учета этого фактора в Минске спокойнее, люди гораздо сильнее боятся милиции, да и ее банально больше в пересчете на душу населения. Патрулей очень много — и пеших, и особенно машин. Как-то раз, гуляя по уже упомянутому Чижовскому парку, мы встретили за полчаса три разных вида ментов — патрули ОМОНа, милиции и еще каких-то.

Мясные и молочные продукты местного производства

Это тоже классика, и что-то оригинальное тут сказать сложно. Местная сгущенка — божественна. Есть два основных производителя — комбинаты в Рогачеве и Глубоком. Рогачевская более популярна в Украине, но, на мой взгляд, глубокская вкуснее — особенно вареная. Даже когда просто пишешь о ней, есть риск залить слюной клавиатуру.


Сгущенка моей мечты

Молоко, творог, сметана, йогурты — это все тоже очень крутое (мы предпочитаем ТМ “Брест-Литовск”). Здесь также освоили производство моцареллы, рикотты, феты, маскарпоне и других мягких сыров, причем это не псевдобелорусские продукты для реэкспорта в страну духовных скреп, а действительно местное производство. Недавно по радио слышал, что один из молокозаводов наладил серийное производство белорусского камамбера.

Мясного мы покупаем меньше и разницу чувствуем хуже, но, например, бастурма — очень достойная.

Компактность

Минск — город-миллионник, столица, но при этом территориально он не слишком большой. Дороги отличные, а пробок почти не бывает. Путь из одного конца города в другой вряд ли займет больше полутора часов. Увы, но поселившись неподалеку от своей работы, вскоре я обрек жену именно на такой маршрут— из одной окраины на противоположную. От нашей условной “Борщаговки” до центра города здесь — около получаса езды.

Коммунальные службы, условия для инвалидов

Про чистоту на улицах я уже писал, но тут хотелось бы взять шире. За работой местных коммунальщиков приятно наблюдать. Я писал в фейсбуке, как круто здесь отработали во время сильного снегопада, который длился несколько дней. Да, был бугурт из-за SMS-рассылки с не самым вежливым призывом чистить снег во своих дворах. Но, как пользователь общественного транспорта, я был приятно удивлен. Никаких сбоев в движении автобусов-троллейбусов, постоянно курсирующие снегоочистительные машины и “песочные посыпальщики”, вывозящие снег самосвалы, бодро шурующие лопатами люди в спецжилетах — все это я видел своими глазами, и было это здорово, и было это эффективно.

Вода, свет, отопление — за полгода не сталкивались ни с одной проблемой. Однажды вызвали электрика — пришел молодой парень, все починил, денег не взял. Возможно, нам просто везет.

Но вот что меня реально поразило — лифты во многих подземных переходах и спусках в метро. Инвалид тут — тоже человек. Причем очень явно прослеживается, что не белорусы это придумали, а научились у поляков, литовцев и других “евроинтегрированных” стран по соседству.

Государственная поддержка IT

Еще один пример либерализации, о которой в Украине только мечтают. В Минске существует особая экономическая зона для IT-компаний — Парк высоких технологий. В него входят (я бы даже сказал — возглавляют) наши с женой работодатели — Wargaming и EPAM. Думаю, за счет этих и других компаний бюджет города и страны многократно отбил недополученную из-за налоговых послаблений прибыль. Причем, в отличие от большинства украинских IT-компаний, здесь большинство программистов получает белую зарплату. А наши все еще думают, как же это так — предоставлять льготы IT-отрасли, “которая и так жирует”.

Дешевые автомобили

Покупка машины в Беларуси обойдется гораздо дешевле, чем в Украине. Та самая отмена пошлин на ввоз авто из Европы, которой так гордилась прогрессивная украинская общественность (и которая все равно нифига не будет работать, так как нивелирована другой принятой нормой), здесь давно и успешно реализована. Разница в ценах просто разительна — на глаз где-то 30% и выше. Причем такой разрыв касается как новых авто, так и подержанных. Это еще один — и не последний — пример более либерального законодательства, чем украинское. В Минске даже я задумался о машине, хотя вообще не фанат и не специалист по езде за рулем.

Окно в Европу

Я уже шутил по поводу того, что не так хорош Минск, как возможность из него уехать. Речь о доступности путешествий по Европе — Литва и Польша находятся в нескольких часах езды. А уже там открываются чудесные возможности для полетов европейскими лоукостерами— в первую очередь, Ryanair. Я влюбился в эту авиакомпанию с первого взгляда на цены. И уже настроил кучу планов на ближайшие полгода.

Поезд Минск-Вильнюс идет 2,5 часа, он очень комфортный, расписание удобное, а билет стоит порядка 500 грн. Во столько же нам обошелся перелет Вильнюс-Париж (Бове), а билеты в Брюссель и Копенгаген — почти вдвое дешевле. Из Варшавы вообще недавно были акционные билеты по 1 евро — например, в Кельн. Но добираться в саму Варшаву сложнее и дороже, чем в Вильнюс.


Фото из нашего февральского тура выходного дня — стараемся выезжать хотя бы раз в месяц

Сами белорусы через одного — с долгосрочными шенгенскими визами, что тоже рушит определенные стереотипы в голове среднего киевлянина. А чуть ли не у каждого пятого или десятого — карта поляка. Многие регулярно ездят “на закупы” в Вильнюс, Варшаву и особенно польский Белосток. Мы свой полугодовой мультишенген быстро и легко получили через литовский визовый центр.

4G

Тут, конечно, Украину обскакали все, кому не лень. Белорусы — не исключение. Пока в Киеве в муках рождалась связь третьего поколения, в Минске уже начали осваивать четвертое. Но про качество и цены ничего не скажу — я все еще пользуюсь тут очень ограниченным количеством мобильных сервисов. О причинах этого я напишу в “Плохом Минске” — продолжении этого поста, которое я планирую выложить через несколько дней. Там будет много всего — возможно, даже больше, чем хорошего. Ибо Минск, как и Фастов — город контрастов.

Источник: Roman Sudolsky

Вы должны это прочесть
Город 23.02.2017
Декомунізація по-київськи: як найчастіше називали вулиці столиці та області

Після вступу в силу Закону про декомунізацію карти українських міст та сіл змінилися до невпізнання.

Фото: kp.ua

Пошуковий сервіс Яндекс вивчив, які нові назви вибрали для вулиць Києва і Київської області, які потрапили під дію закону.

За рік в зв'язку з декомунізацією загалом було перейменовано близько 1000 вулиць Київської області (включно з Києвом). За цим показником вона увійшла в топ-5 регіонів України з найбільшою кількістю змін:

  1. Дніпропетровська область - близько 1400 перейменованих вулиць;
  2. Харківська - 1300;
  3. Київська - 1000;
  4. Донецька - 970;
  5. Черкаська - 800;

В першу чергу на Київщині перейменовували вулиці Леніна та всі види "жовтневих" (Жовтнева, 10, 20, 40, 50 років Жовтня тощо). Ось яких назв зникло з карти регіону найбільше:

  1. Леніна - 55;
  2. Жовтнева/Жовтня - 41;
  3. Чапаєва - 34;
  4. Комсомольська - 27;
  5. Щорса - 26;

Проте, на карті ще й досі можна знайти сотні "радянських" назв, наприклад:

  1. Леніна - 270;
  2. Жовтнева/Жовтня - 160;
  3. Щорса - 122;
  4. Радянська - 119;
  5. Чапаєва - 105;

Замість "радянських" вулиць на карті області з'явилися Центральні та Європейські, Абрикосові та Вишневі, Козацькі та Покровські. Ось яких назв додалося більш за все:

  1. Соборна - 16
  2. Центральна - 15
  3. Ярослава Мудрого - 13
  4. Калинова - 10
  5. Незалежності - 10

Якщо говорити про тематику нових назв, то на першому місці були релігійні та "смачні" теми. В Київській області з'явилося близько 30 вулиць, названих на честь церковних свят або святих, наприклад Святомиколаївська, Троїцька і Преображенська. Стільки ж "смачних": Виноградна, Медова, Цукрова тощо.

Майже так само часто вулицям давали назви, що відображають події новітньої історії країни: вулиці Небесної Сотні, Героїв Майдану, добровольчих Батальйонів та інші. Всього  20 нових назв.

Часом вулицях намагалися підібрати "зручні" назви, схожі за звучанням або змістом на старі. Наприклад, в Любарцев вулицю Червона Зірка перейменували в Зоряну, а в Фастові вулиця Василя Боженка стала вулицею Олександра Боженка.

Нагадаємо, що частину композиції Арки дружби народів хочуть знести.

Вы должны это прочесть
Город 20.02.2017
"Бюджет участия": за какие общественные проекты голосовали киевляне и во сколько это обойдется городу

Недавно завершилось голосование за общественные инициативы, предложенные киевлянами в рамках программы “Бюджет участия”. В итоге определили 62 победителя, которые получили шанс воплотить свои проекты в жизнь. Мы разобрались, во что поверили жители столицы и во сколько это обойдется городу.

На фото проект-победитель — открытая политехническая лаборатория Lampa.

Что такое "Бюджет участия"?

Это часть бюджета города, которую выделяют на реализацию инициатив, разработанных его жителями. До 6 декабря на платформе "Гражданский проект" киевляне регистрировали свои предложения. Проекты, прошедшие этап оценки чиновниками, были выставлены на всеобщее голосование. Финансирование получат те, что набрали больше всего голосов.

Сколько в Киеве небезразличных?

Всего жители города представили 497 инициатив на общую сумму 328,6 млн грн. 320 из них успешно прошли оценку чиновниками и были выставлены на голосование. 31 января огласили победителей — 62 общественных проекта общей стоимостью 49,99 млн грн.

В голосовании приняли участие 50 813 человек, это около 1,7% населения Киева (по данным на начало 2017 года, в столице проживает около 3 миллионов человек). Каждый мог поддержать несколько проектов (до пяти штук), поэтому общее количество отданных голосов составило 112 293. 

Что предлагали и за что голосовали киевляне?

Больше всего предложенных инициатив относились к области спорта (89 проектов). Второе место заняло образование (76 проектов). Третье место за культурой и туризмом (65 проектов).

Голосовали же чаще всего за проекты в сфере образования (18 победителей), спорта (13 победителей) и окружающей среды (8 проектов). 

Нажмите сюда, чтобы увеличить изображение.

Районы-везунчики

Больше всего повезло Днепровскому и Подольскому районам. Там воплотят по 11 общественных инициатив. На втором месте Соломенский район — 10 проектов-победителей. А вот от Печерска в этот раз удача отвернулась — там не реализуют ни одного проекта. 

Нажмите сюда, чтобы увеличить изображение.

Кто в тройке лидеров?

I место: открытая политехническая лаборатория Lampa

Количество голосов: 1946
Бюджет: 740 тыс. грн
Район: Соломенский

Описание: создание открытой высокотехнологичной лаборатории для изучения современной электроники, изготовления прототипов изобретений и т. д.

Страница проекта.  

II место: освещение улицы Центральной

Количество голосов: 1636
Бюджет: 998 016 грн
Район: Дарницкий

Описание: создание сети центрального освещения на отрезке улицы Центральной длиной 1,4 км. Установка 57 светильников и 29 опор. Использование LED-ламп, которые стоят немного дороже, зато служат дольше и при эксплуатации потребляют намного меньше энергии.

Страница проекта.

III место: общественная платформа "Колизей КПИ"

Количество голосов: 1525
Бюджет: 585 тыс. грн
Район: Соломенский

Описание: Открытое для молодежи и студентов бесплатное пространство для творчества, где можно давать концерты, репетировать, проводить лекции и воркшопы, поэтические чтения, кинопоказы и т. д.

Страница проекта

Читайте также о пяти интересных проектах "Бюджета участия", отклоненных чиновниками.

Вы должны это прочесть
Город 19.02.2017
Технологии неподкупности: в Киеве представили программы по борьбе с коррупцией

9 февраля украинские IT-предприниматели показали, как может выглядеть борьба с коррупцией в современном обществе. Разработанные ими программы способны выявлять вагоны, отремонтированные лишь на бумаге, разоблачать чиновников, чьи траты не соответствуют доходам, сообщать руководителям крупных компаний о проблемах на местах и делать другие полезные вещи.

Проекты для Anti-Corruption Demo-Day были созданы в 1991 Open Data Incubator — первом в Украине некоммерческом инкубаторе, который помогает превратить гигабайты открытых данных в реальные стартапы для граждан, предприятий и государственных органов.

Представленные сервисы призваны побороть коррупцию в сфере инфраструктуры. Два месяца команды стартапов работали над своими проектами в рамках инкубационной программы. И вот что из этого получилось.

7 Red Lines

Проблема: коррупция в сфере железнодорожного обслуживания, неоптимизированная работа "Укрзализныци".

Решение: автоматизированный мониторинг перемещения подвижного состава железной дороги через web-камеры. Сервис позволит:
— автоматически посчитать реальное количество вагонов, определить их тип и номера, а также состав/объем/содержимое;
— сравнить полученные данные с официальной отчетностью, выявить несоответствия. 

Перспективы, возможность монетизации: можно будет использовать в портах и на других подобных объектах; экономия средств за счет оптимизации работы.

Главный вызов: "квесты" по бюрократии УЗ, МИУ, сертификации и др.; нужно понять тех, кто не видит вариантов воплощения проекта, и помочь им увидеть их.

Страница проекта

"Еквиток.укр"

Проблема: низкая эффективность пассажирских перевозок на железной дороге, отсутствие системы лояльности и обратной связи с клиентом.

Решение: электронный сервис продажи билетов с дополнительными функциями. Это могут быть:
— сопутствующие услуги (возможность заказать такси, купить билет на автобус, забронировать номер в гостинице, получить скидку в придорожном кафе и т. д.);
— рекламные предложения (увеличит доходность УЗ);
— элементы социализации ("кто твой попутчик", "чат вагон" и т. д.);
— бот для мониторинга сданных билетов с автоматическим выкупом освободившихся мест;
— возможностью купить билет в кредит.

Перспективы, возможность монетизации: до 500 млн грн прибыли для УЗ (увеличение объема продаж билетов + прибыль от рекламы).

Главный вызов: агрессивная конкурентная среда (уже сейчас идеи, анонсированные в ходе антикоррупционного хакатона "Инкубатора 1991" в конце 2016 года, пытаются внедрить другие команды — с нуля или дорабатывая свои продукты).

Страница проекта

"Розумна країна"

Реализованный сервис для "Укрпочты".

Проблема: низкое качество обслуживания и неэффективный менеджмент государственных компаний и учреждений ("Укрпочта", "Укрзализныця", "Укравтодор" и т. д.).

Решение: электронный сервис управления качеством обслуживания, работающий на основании собранных идентичных жалоб о проблемных операциях и участках.

Перспективы, возможность монетизации: введение на других государственных предприятиях, коммерческое использование для частного бизнеса.

Главный вызов: привлечь общественность к сбору жалоб.

Страница реализованного проекта для "Укрпочты", прототипы для "Укрзализныци" и "Укравтодора". 

Bi Bot

Проблема: коррупция в сфере публичных финансов.

Решение: веб-инструмент для поиска связей и визуализации денежных потоков и контрактов в сфере государственных финансов. Находит информацию о злоупотреблениях и коррупции → формирует связи → предоставляет аналитику.

Перспективы, возможность монетизации: рост количества расследований и открытых дел.

Главный вызов: сложность доступа к государственным данным и их низкое качество (отсутствие API (интерфейс программирования приложений), монополия государственных органов на данные, платный доступ, неструктурированность контента и несоответствие форматов стандартам Open Data).

Страница проекта

8 KOLO

Проблема: согласно аналитике Transparency International, Украина — самая коррумпированная страна в Европе.

Решение: BigData-сервис, который выявляет, кто из публичных лиц может быть вовлечен в коррупционную деятельность. Сможет показать:
— несоответствие состояния и трат;
— оффшорные компании;
— недвижимость;
— активы за пределами страны;
— кто связан с потенциальным коррупционером.

Перспективы, возможность монетизации: искусственный интеллект, который сам сможет выявлять коррупционеров; возможность использовать этот сервис как коммерческий.

Главный вызов: нежелание государственных органов открывать реестры, которые по закону относятся к публичным. Иногда это связано со сложностью процесса (высокие временные и ресурсные затраты на сведение и анализ открытых баз данных), а иногда с незаинтересованностью.

Страница проекта.

Читайте также о 10 проектах "Агентів змін", которые сделали город лучше

Вы должны это прочесть
Город 19.02.2017
Киев, которого нет: разрушенные мосты столицы (часть 2)

Киев менялся с годами, властями и войнами. Что-то разрушали, что-то возводили, а что-то навсегда оставляли в руинах. Мы продолжаем рассказывать об уничтоженных мостах столицы. 

Русановский мост


Русановский мост, 1911 г. (Фото: starkiev.com)

Возведение Николаевского цепного моста, который соединял город с островом (сегодня это Гидропарк), не имело бы никакого смысла, если бы противоположная часть острова не соединялась каким-то образом с левым берегом Днепра.

С 1848 по 1853 год город и Никольскую слободку связали четырьмя деревянными мостами. Полностью проблему они не решали в связи с регулярными разрушениями, так что в 1902 году инженер Николай Аполлонович Белелюбский представил проект нового Русановского моста, который утвердили в следующем году.

Сдать конструкцию в эксплуатацию планировали в 1905 году, но из-за революции ее открыли с небольшим опозданием – лишь в конце 1906 года. Опоры, которые держали деревянное полотно, возвели из камня, арки сделали железными.  


Русановский мост. (Фото: gordonua.com) 

Двухпролетный мост длиной около 200 метров сразу стал изюминкой города. В народе его называли «мостом поцелуев и краж». Видимо, мост облюбовали для прогулок парочки и воришки, которые пользовались их романтическим забвением.

В 1908 году деревянная дорога пострадала во время пожара, но благодаря щедрому финансированию в течение нескольких недель была восстановлена. В 1912 году тут был запущен бензотрамвай на Дарницу.

Конец истории Русановского моста тоже связан со Второй мировой войной: во время боев за Киев в 1943 году немцы его подорвали. Война отступила из города, но конструкцию решили не восстанавливать. В 1945 году мост окончательно демонтировали.

Своеобразная реинкарнация Русановского моста – Мост метро, который расположился параллельно бывшему Николаевскому цепному и продолжился приблизительно по линии Русановского моста.

Наводницкий мост

Еще в 1713 году приблизительно на том же месте, где сегодня стоит мост имени Патона, горожане начали возводить Наводницкий мост, который разбирался на время ледохода.

В 1744 году через Днепр протянули деревянное полотно, принадлежавшее Киево-Печерской лавре. Спустя 170 лет, во время Первой мировой войны, тут был сооружен стратегический военный мост, который прожил пять лет: в 1920 году он был разрушен отступающими польскими войсками.

Вскоре стратегическое сооружение восстановили, и только в 1937 году по проекту инженера Вахуркина и архитектора Яковлева его начали заменять путем строительства металлического моста на кессонной основе. На момент начала Второй мировой войны строительство не окончили, а вскоре отступающие советские солдаты подожгли конструкцию.


Мост имени фон Рейхенау. (Фото: gianluka.livejournal.com)

Однако быки моста сохранились, и немецкое командование решило заняться его восстановлением. Уже в 1942 году рейхсминистр Розенберг въезжал в город по мосту имени фон Рейхенау. Но долго просуществовать ему не судилось: в 1943 году во время битвы за Киев он был уничтожен. Остатки опор разобрали после постройки рядом моста имени Патона в 1953 году.


Строительство моста имени фон Рейхенау. (Фото: reibert.livejournal.com)

Несмотря на то, что большинство жителей столицы свыклись с ними, киевские мосты – это визитная карточка города, его история и генетическая память. Если бы не войны, возможно, Киев сегодня имел бы совершенно другой вид, а жители неспешно гуляли бы по старинным уникальным мостам. Но история пошла так, как ей показалось нужным. Нам же остается лишь представлять себе, каким был бы город, если бы судьба сложилась иначе.

Читайте также первую часть материала о разрушенных мостах столицы

Вы должны это прочесть
Город 16.02.2017
Львиная доля: как квартплата поглощала доходы киевлян

За шесть лет коммуналка “откусила” 20% от средней зарплаты киевлянина, а темпы роста тарифов ЖКХ уверенно обогнали темпы общей инфляции. 

Мы проанализировали, как росла квартплата и как менялась ее структура в Киеве с 2010-го по 2016 год, а также сопоставили эти показатели с колебанием суммы средней зарплаты и темпами общей инфляции. Ведь чтобы понять, как тарифы ЖКХ влияют на благосостояние людей, важен не только абсолютный размер платежа за жилищно-коммунальные услуги, но и его соотношение с доходами и расходами.

При расчетах мы ориентировались на некую среднестатистическая двухкомнатную квартиру площадью 50 кв. м, с установленными счетчиками воды и, электричества, без счетчиков тепла и газа, с двумя жильцами. Отопление и подогрев воды – централизованные.

За основу взяли расходы в отопительный сезон, когда они существенно выше. Количество израсходованных кубометров воды и киловатт-часов электричества - предполагаемое.

Наш Киев

Темпы роста тарифов ЖКХ за период с 2010 по 2016 год

Среднестатистическая оплата (в гривнах) за двухкомнатную квартиру площадью 50 кв.м.
95
120
135
150
158
170
190
20.3
22.4
22.4
22.4
52.15
71.4
96.6
20
24
28
28
36
50
71
50.5
76
79
80
125
190
350
10
12
12
12
15.6
43
60
80
145
225
400
460
805
1550
10
11
12
16
16.4
18
24
* За основу взяли расходы в отопительный сезон, когда они существенно выше.
Количество израсходованных кубометров воды и киловатт-часов электричества – предполагаемое.


Рост под давлением

В отличие от большинства рынков товаров и услуг, стоимость жилищно-коммунальных благ в Украине на протяжении многих лет формировалась отнюдь не рыночным способом.

Подорожание, как правило, обуславливалось волевым решением властей, когда бюджетных денег уже совсем не хватало на их субсидирование.

Иногда это происходило под давлением Международного валютного Фонда или других кредиторов Украины в обмен на предоставляемые кредиты. Именно поэтому повышение цен на услуги ЖКХ зачастую имело резкий, скачкообразный характер.

Киевская платежка

Киевляне находились и находятся в более выгодном положении, чем большинство населения Украины. Ведь столичная платежка за услуги ЖКХ в целом мало отличается от всеукраинской, но при этом доходы жителей Киева значительно, иногда в разы выше, чем в других регионах страны.

Интересно, что если в 2010 году расходы на содержание нашей гипотетической квартиры составлял лишь 8,3% от среднего дохода киевлянина, то в 2016 этот показатель вырос почти до 28%.

Наш Киев

В 2010 году квартплата отнимала 8,3% зарплаты киевлянина, а в 2016 — 27,8%

Средняя з/п по Киеву
2010 год
3441 грн
285,8 грн
8,31%
2011 год
4016 грн
410,4 грн
10,22%
2012 год
4611 грн
513,4 грн
11,13%
2013 год
5024 грн
708,4 грн
14,1%
2014 год
5401 грн
863,2 грн
15,98%
2015 год
6707 грн
1347,4 грн
20,09%
2016 год
8412 грн
2341,6 грн
27,84%
Среднестатистическая оплата за двухкомнатную квартиру площадью 50 кв.м.
* За основу взяли расходы в отопительный сезон, когда они существенно выше.
Количество израсходованных кубометров воды и киловатт-часов электричества – предполагаемое.


Стоимость различных услуг, из которых состоит общая коммунальная платежка, за исследуемый период изменилась очень неравномерно. К примеру, если в 2010 году расходы на отопление составляли лишь 27% от общего платежа, то в 2016 – уже 66%.

В целом, больше всего подорожали услуги, связанные с потреблением природного газа – отопление, подогрев воды, а также сам природный газ. Это обусловлено тем, что и цена газа за исследуемый нами период, как для населения, так и для предприятий топливно-энергетического комплекса, выросла почти в 10 раз.

Меньше других выросла оплата за обслуживание дома и придомовой территории, услуги по вывозу мусора. 

Обгоняя инфляцию

Если сопоставить уровень "квартплатной" инфляции с общепотребительской, то мы увидим, что первая почти всегда (кроме 2014 года) опережает вторую, причем иногда довольно значительно. И даже на фоне общей дефляции 2012 года цены за услуги ЖКХ в том же году выросли на 25%.


Прогнозы

Несмотря на то, что прогнозы в нашей стране дело заведомо неблагодарное, предположить можно следующее. Существенный рост цен на газ, отопление и горячую воду маловероятен, возможно даже их незначительное снижение в каком-нибудь правительственном предвыборном угаре.

При этом вполне вероятно подорожание других коммунальных услуг, особенно вывоза мусора и содержания домов и прилегающих к ним территорий.

Вы должны это прочесть
Такий email не зареєстровано у системі
Введите свой электронный адрес, на который мы отправим вам новый пароль.
Поле не должно быть пустым и содержать кириллицу
Спасибо!

Ваше сообщение принято.

Сожалеем :(

Во время обработки что-то пошло не так.

Bы можете отправить сообщение на электронный адрес betatest@nashkiev.com