Изначальная идея "Громадського бюджету" - улучшать город за счет оригинальных идей горожан. Но большинство из них, несмотря на громкие названия, оказались обычными ремонтами школ, спортивных площадок и библиотек. Вместе с урбанистом "Наш Киев" разбирался, почему так произошло, и нужно ли начинать волноваться за судьбу Киева.
Это инициатива, чтобы услышать горожан и их желания по развитию Киева. Активисты подают проекты, а все киевляне выбирают на сайте лучшие из них. По результатам голосований на рассмотрение экспертной комиссии попадают те, которые набрали больше всего одобрений.
Активисты, которые следили за ходом голосования, заявляют, что деньги киевлян в следующем году будут распределены нецелесообразно. Все потому, что образовательными вопросами - то есть ремонтами классов, покупкой учебников и т.д., - должен заниматься соответствующий департамент КГГА, а не «Громадський бюджет». Он существует для того, чтобы власти города поддерживали инновационные и неочевидные проекты, как инклюзивные наземные переходы, европейские парковки и др.
«Уровень экспертизы проектов - дно. Несмотря на громкие заявления, всякие там инфраструктура, экология, здравоохранение, инклюзия, велосипедисты, культура - где-то примерно на том же уровне, нафиг никому не нужном,» - так описала проекты сотрудница институт им. Патона, ученая Евгения Чвертко на своей странице в Facebook.
IT-центр гимназии 107 "Введенская" (№819)
Ожидаемое финансирование: 1 121 064 грн
Голосов: 2 954
Проект предлагает изменить компьютерное оснащение класса по информатике в гимназии. Деньги пойдут на демонтаж старого оборудования (которому, по словам автора проекта, более 15 лет), покупку 24 компьютерных столов, замены электропроводки и сетей Интернет. Столы должны быть одноместными, школьники за ними будут работать на ноутбуках. Также предусмотрена замена компьютера для преподавателя и шкафов.
Современный ремонт школьной библиотеки УВК № 240 «Социум» (№19)
Ожидаемое финансирование: 1 704 000 грн
Голосов: 4640
Проект предусматривает капитальный ремонт библиотеки школы. Авторы проекта отмечают, что с 1983 года сотрудники проводили только косметическую отделку помещения. На данный момент в библиотеке «уставший» пол, трещины в стенах и потолках, плохие двери и окна.
Авторы предлагают не только отремонтировать библиотеку, но и поделить ее на зоны для комфортного пребывания в ней учеников. А их в школе до 1700 человек.
Modern sound для гимназии № 34 "Лыбидь" (актовый зал и студия звукозаписи) (№886)
Ожидаемое финансирование: 1 996 996 грн
Голосов: 3857
Проектом предлагается модернизировать актовый зал гимназии, установить качественное звуковое оборудование, создать студию звукозаписи «для развития творческих умений участников образовательного процесса».
Отмечается, что в гимназии устаревшее оборудование в актовом зале, изношенные электросети, плохая система кондиционирования и осветления.
Футбол - объединяет, спорт - залог здоровья детей ЗЗСО № 262 (№343)
Ожидаемое финансирование: 2 615 220 грн
Голосов: 4515
Этим проектом авторы предлагают реконструкцию футбольного поля в Подольском районе, которое, по традиции, не ремонтировали более 30 лет. Оно не только неудобное для проведения игр и занятий спортом, но и опасно для здоровья.
Чтобы исправить ситуацию и порадовать местных жителей, поле должно обзавестись новым штучным покрытием, воротами и забором.
Международный фестиваль детско-юношеского творчества "Солнечный каштанчик" (№1386)
Ожидаемое финансирование: 3 000 000 грн
Голосов: 6110
В Киеве предлагают создать международный фестиваль культуры и искусства для детей. Это ежегодное мероприятие, на котором жюри будет выбирать самых талантливых и креативных школьников из разных стран. На фестивале можно узнать о разных культурах, поучаствовать в мастер-классах, посмотреть концерты, выставки и даже карнавал. В рамках проекта хотят проводить благотворительные акции для детей с инвалидностью и социально незащищенных детей.
Среди фишек - конкурс трюкачей, творческие встречи на природе и вечера дружбы иностранцев и киевлян.
Что говорят урбанисты
Количество образовательных проектов или предложений, связанных с детьми, в Общественном бюджете - практически 70%. Остальные 30 - это инновационные, культурные и инженерные решения. Среди них - фестивали Radioday и SolomaFest, арт-хаб в Голосеево, создание автокарманов или велосипедного маршрута "Лесная песня". Но заметить их среди "бума" образовательных проектов не так легко.
Проблема в том, что городского бюджета на все ремонты школ, детских площадок и библиотек не хватает. Общественный бюджет - это хороший инструмент продемонстрировать, где киевляне хотят, чтобы в первую очередь были реализованы изменения. И власти города обращают на это внимание. Но бюджет задумывался для того, чтобы горожане подавали проекты, которые должны быть инновационными для города. Сейчас этих проектов существенно меньше, чем образовательных предложений.
Решением этой проблемы может быть разделение Общественного бюджета на два: первого с инновационными предложениями, и второго, касающегося школ. В последнем за изменения могли бы голосовать только учебные заведения. Пока этого нет, много действительно крутых и полезных проектов не получают достаточного количества голосов для реализации. Это, например, касается наземного перехода возле кинотеатра "Киевская Русь" или велохранилища на Крещатике.
Однако не стоит спешить говорить, что все плохо. 170 млн Общественного бюджета для Киева не являются огромными средствами, поэтому они не могут исправить все проблемы в образовательной сфере. Скорее бюджет является способом вернуть доверие граждан к властям города, научить киевлян понимать механизмы реализации проектов и приучить их к сотрудничеству.