В Верховной Раде Украины зарегистрировали законопроект, который предусматривает значительное увеличение штрафов для пешеходов, нарушающих ПДД. Сработает ли такая мера в Киеве и как ее оценивают эксперты ― в нашем материале.
В чем сыр-бор
В прошлом году в столице, по данным Информационного портала Национальной полиции Украины на территории Киева, было зарегистрировано 2279 ДТП, в которых погибли или пострадали люди. Более чем в 40% из них участвовали пешеходы, становясь в 6 из 10 случаев виновниками аварий.
В Украине в 2019 году пешеходы стали участниками каждого третьего ДТП, в которых погибли и травмировались люди. Об этом на своей страничке в Facebook рассказал первый заместитель начальника департамента патрульной полиции Украины Алексей Билошицкий.
«Причиной наезда на пешехода может быть либо вина водителя, который не пропустил пешехода на пешеходном переходе, либо вина пешехода, который переходил дорогу в неположенном месте. Так вот наши пешеходы действительно бегают через дорогу там, где им удобно, а не там, где положено. Когда автомобиль едет по тротуару, 10 из 10 пешеходов возмущены этим. Но когда пешеход бежит через проезжую часть, у него есть отговорка: «А что тут такого? Мне надо!», ― комментирует Анатолий Пересадов, начальник отдела ДТП Управления патрульной полиции города Киева.
Сейчас в Украине штраф для пешеходов за переход дороги в неположенном месте или на красный свет светофора составляет 51 грн. Если законопроект примут, взыскание вырастет до 255 грн. Штраф за те же нарушения, но в состоянии алкогольного опьянения предлагают поднять со 120 грн до 510 грн. Если же нарушение станет причиной аварийной обстановки, сумма штрафа составит 680 грн вместо 170 грн, Также пешеходу могут назначить общественные работы на срок от 12 до 40 часов.
Авторы документа считают, что такие меры увеличат уровень индивидуальной ответственности и улучшат безопасность на дорогах.
«Результатом безответственных действий пешеходов являются ДТП, при которых может быть причинен вред не только жизни или здоровью самого нарушителя, но и посторонних лиц, в том числе водителей, которые к тому же нередко привлекаются к уголовной или административной ответственности, если пешеходам причинены телесные повреждения», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
«Просто штрафовать людей недостаточно»
По мнению Александра Сергиенко, директора аналитико-исследовательского центра «Институт города», наказание может быть эффективным только в одном случае — когда оно неизбежно. В Киеве же, где проживает более 3 млн человек, для контроля за всеми потенциальными, а не только официальными пешеходными переходами нужна армия полицейских, говорит он.
Схожее мнение и у Олеси Хлопик, координатора кампании «За безопасные дороги». Она считает, что вопрос стоит не в сумме штрафа, а в механизме привлечения пешехода к ответственности. Сделать это в наших реалиях, по мнению Олеси, будет сложно.
«Чтобы патрульный составил протокол, нужен паспорт или другие документы, удостоверяющие личность. А у нас нет обязательства носить с собой документы. Переворачивать все личные вещи точно никто не будет. А везти человека в участок, чтобы подтвердить его личность, займет много времени. И есть вопрос с приоритетом в работе полиции, ведь они занимаются не только случаями на дороге, но и ездят на вызовы», — отмечает Олеся Холопик.
Стать эффективной мерой большие суммы штрафов, по мнению Александра Сергиенко, могут только в комплексе с другими действиями, например, благоустройством безопасных дорог.
«Мир идет другим путем. При строительстве дорог 15% бюджета должны идти на средства безопасности. Это ограждения, подземные и надземные переходы, ограничители скорости, раздельные полосы для автомобилей и другие именно инженерные решения, которые могут обезопасить и пешеходов, и водителей, — говорит Александр Сергиенко, — Просто штрафовать людей недостаточно, это не даст результата. Сделайте удобные переходы в комфортных местах ― не там, где проектировщик придумал, а там, где действительно переходят люди. Или наоборот — перекройте наиболее небезопасные и привлекательные для пешеходов места. Это действительно будут меры на опережение ситуации».
Олеся Хлопик также подчеркивает важность именно инфраструктурных решений ― они, по ее мнению, могут предупредить нарушения со стороны пешеходов. При этом Олеся отмечает важность и информационной кампании.
«Людям, особенно тем, у кого нет водительских прав, стоит рассказывать, что машине не так просто тормозить, что водитель не может предугадать поведение людей на дороге. Стоит говорить о последствиях ситуаций, когда пешеход решает вдруг перебежать через дорогу, — отмечает она, — Но человеку свойственно делать фатальные ошибки, и государство должно предугадать их последствия. Например, в местах, где люди массово и постоянно перебегают дорогу, несмотря на близкое расположение подземного перехода, стоит разместить зебру или светофор. Нужно смотреть на поведение пешеходов и принимать решения об изменениях в инфраструктуре города».
В Украине суммы взысканий за нарушение ПДД действительно не самые высокие, если сравнивать даже с соседними странами. И, возможно, эта мера даже может быть эффективной. Но, как отмечают эксперты, для улучшения аварийной статистики одних только штрафов недостаточно -- условия для безопасного движения первоочереднее наказания.
Читайте также: «ДТП в Киеве: сколько, где и как уменьшить количество»