Город 21.07.2008

Днепр без «Ракет»: куда ушли катера на подводных крыльях

Готовя материал о фестивале фейерверков , редактор «Нашего Киева» приметил «Ракету», стоящую на причале Речного порта среди контейнеров и хлама. Некогда символ технологической мощи, сейчас она тихо стонет на берегу Днепра об экономической беспомощности – беззвучная песня железного кита. Мы задумали оду о возможности возрождения крылатого флота Киева, но вышла заупокойная.

сухопутная Ракета из Речпорта

Я до сих пор вспоминаю, как мальцом катался на «Ракете». СССР, Одесса, горжусь отцом– стоим в очереди за билетами на технологическое чудо, сверхскоростной крылатый корабль. Час спустя по левому борту нас обходит другое судно. «– Ух ты, как это «Ракету» обогнали?! – Нет, сынок, на неё слишком длинная очередь была, мы плывем на теплоходе…» Вот как популярны были «Ракеты».

Первое советское СПК – судно на подводных крыльях – появилось в 1957 (только через 4 года нечто подобное сделали в США). Называлось оно «Ракета-1». Почти 100 км/ч – рекорд скорости для речного судна с пассажирами на борту. В 60-80-е «крылатые» правили реками. Серийно производились СПК «Ракета», «Метеор», «Комета», «Беларусь», «Буревестник», «Восход», «Полесье», «Колхида», «Циклон». Но в народе все они назывались «ракетами» – по имени первенца. Десятки стран закупали эти корабли, не имея аналогичных технологий. Но гордость СССР умерла вместе с ним.

Полесье = Ракета

подводные крылья

«Наш Киев» расспросил о киевских «Ракетах» близкого к «Укрречфлоту» человека, попросившего не называть его имя. По его словам, транспортная компания обескрылена с 1996. Тогда флот передавался Фонду госимущества, а тот, в свою очередь, сплавлял «крылышки» за бугор. Греческие, китайские, вьетнамские, голландские коммерсанты по дешевке скупали в постсоветских странах огромное количество «Ракет». Почему мы избавлялись от чудо-техники? Да потому что чудеса дорого стоят.

«Ракеты» потребляли чрезвычайно много топлива. Сам момент «взлета» – выхода судна на несущие крылья – был немногим менее энергозатратен, чем старт космического корабля «Союз-1». Неспроста на них ставили движки от тяжелых самолетов, а на «Метеоры» по 2 на каждый. Поэтому СПК нерентабельны на коротких маршрутах. При СССР хороших дорог было мало, зато наладили развитую сеть речного транспорта. Плюс топливо по 30 коп/тонна. Это делало крылатый флот удобным и дешевым. Строились дороги, рос автопарк и цены на энергоносители – так «Ракеты» отошли тихонько умирать в сторонке.

В судоходной компании «Киев» СПК продержались на плаву до 2003. И поныне там работают два капитана, некогда летавшие на них над Днепром. Мы встретились с одним из них, Александром Вознюком, для ностальгической беседы.

капитан Вознюк когда-то летал на Ракетах

Как долго вы ходили на «Ракетах»?

С 70-х, около 25 лет. Не только по Днепру – по Десне, по Припяти. Каждые полчаса была отправка. А последние рейсы провел в 2003.

Как менялось использование «Ракет» от 70-х годов к 2000-м? При СССР скоростной флот занимал важное место в перевозке пассажиров. Мы ходили набитыми под завязку – популярность «крыльев» огромная была. Не могу сказать, что в 2003-м загруженность была меньше, просто «Ракет» меньше стало. В 70-е в Киеве было около 40 судов на подводных крыльях, и постоянно в портах находились транзитные «Ракеты» из других городов. В 2003 осталось только 2 СПК, так что без загрузки не стояли, ходили на Канев.

Ваши самые яркие впечатления, связанные с «Ракетой»? Самые яркие – первые. Тогда когда в Киев пригнали самую первую «Ракету», у нее даже название было космическое – «Гагарин». До сих пор помню, как кричали «Уводи колесный с причала, «Ракета» идет!» Так все ждали это чудо техники, готовились списать колесный пароход в утиль. Только «Ракет» уже нет, а колесный вон до сих пор стоит, правда уже не паро-да теплоход.

Позже, когда плавали в Канев, часто возили школьников на могилу Шевченко. Как-то слышал, когда учительница спрашивала их о впечатлениях. Хоть бы кто-то о поэте вспомнил, все взахлеб кричали о «Ракете»…

«Ракеты» умерли из-за неэкономичности. Проблема в прожорливости или нужно было особенное дорогое топливо? Развить большую скорость на воде очень непросто. До 100-120 км/ч дошло только благодаря гибриду корабля и самолета – крылатому флоту. На «Ракеты» даже двигатели ставили от бомбардировщиков. Уникальный агрегат, суперлегкий, полностью из алюминия, 1000 лошадиных сил как-никак. А питались они обычной солярой, дизтопливом, ничего особенного. Правда, аппетит – 103 кг/ч на крейсерской скорости. Сейчас такого зверя не прокормишь…

______________________________

Закрома родины – такое место, где выживают даже тупиковые ветви эволюции. Именно там припрятана последняя в Киеве действующая «Ракета». «Хвиля» живет на закрытой территории у Рыбальского острова и предназначена для служебного пользованиями чиновниками Минтранса. Говорят, в этом году она раза 4 плавала в Канев – по служебным делам.

министерская Ракета

Такий email не зареєстровано у системі
Введите свой электронный адрес, на который мы отправим вам новый пароль.
Поле не должно быть пустым и содержать кириллицу
Спасибо!

Ваше сообщение принято.

Сожалеем :(

Во время обработки что-то пошло не так.

Bы можете отправить сообщение на электронный адрес betatest@nashkiev.com