Город 10.07.2019

Более сотни предприятий и один ломбард: справочник по Киеву 1934 года

Начинаем новый цикл материалов «Киев в старых путеводителях».

Киев 1934 года
Более сотни предприятий и один ломбард: справочник по Киеву 1934 года

Первые механические прачечные, заводы «Красный дрожжевик» и «Красный пахарь», клубы трамвайщиков-строителей-печатников и целые четыре национальных театра – все о городском устройстве и быте киевлян 30-х годов.

Старые путеводители – лучшие летописи своего времени: минимум текста, максимум информации. Этот справочник издан в год, когда столица украинской республики переехала из Харькова в Киев. Из него мы узнаем не только о том, как было структурировано коммунальное хозяйство, но и о некоторых деталях городской жизни, представление о которых наши современники не имеют ни малейшего. Вот вы, например, знаете, как правильно ездить на трамвае?

«Очередь следует устанавливать параллельно к трамвайной колее у остановки... Входить в вагоны с передней площадки разрешается только…»  

И далее следует длинный список льготников. Чтобы вагон не перегружался, после объявления кондуктора: «Мест нет!» садиться в вагон запрещалось. 

Но как же приятно встретить в списке маршрутов старого знакомого: долгожитель «12-й» до сих пор ходит от Контрактовой площади (тогда Красной) до Пущи-Водицы. И еще один интересный маршрут: 14-й.

Такое вот правописание первых лет украинизации с откровенным диалектизмом «соша» и топонимом «Броварі» вместо привычного нам «Бровари/Бровары». Бензотрамвай ходил в Киеве еще з 1911-го года: сначала по Цепному мосту, а после его уничтожения – по мосту Е.Бош. Известен еще как Слободская линия или Дарницкий трамвай.

Раздел «Гостиницы» не изобилует предложениями. Однако обращаем внимание: к каждому из отелей подходит несколько маршрутов трамвая. 

О том, куда подевались линии первого в Российской империи трамвая, деликатно умолчим. А вот «Палас» из справочника стал «Премьер-паласом» (до того назывался «Украиной»). «Червоний шлях» на Ленина, 1 – это бывшие, еще дореволюционные «Номера Кане» (здание Центрального гастронома). А вот «Західна Україна», где номер дома не указан, не исключено, что бывшие номера Гладынюка (ныне – здание «Укринформа» на углу Богдана Хмельницкого и Пушкинской). 

 «3-й Интернационал» на Воровского, 38 (сейчас Крещатик), скорее всего, – бывший «Савой-отель». Здание располагалось приблизительно между современным ЦУМом и горсоветом. «Гранд-отель» на той же улице имеет номер 22, что соответствует местоположению современного Главпочтамта. 

Далее в книжечке – автобусные маршруты. Их на 1934-й год, как ни странно, всего четыре. Взгляд невольно останавливается на трех последних остановках «четверки»: Еврейское кладбище, Лукьяновское кладбище, Сырецкие лагеря.

Эти местности после немецко-фашистской оккупации приобрели в нашем городе славу трагических символов. Кладбища – и без того печальные места, но Еврейское и Лукьяновское фигурировали еще и в страшном шествии к Бабьему Яру в сентябре 1941-го, а военные лагеря и войсковая часть на Сырце после освобождения города стали известны как Сырецкий концлагерь. 

Оперный имени Карла Либкнехта. Новая жизнь, новые театры, новое кино

Следующая глава – театры, клубы, кино. Кроме сохранившихся до наших дней Оперного, ТЮЗа, театров украинской и русской драмы, обнаруживаем в списке также польський театр и еврейский. Далее – целый ряд ведомственных клубов и кинотеатров, обезличенных и унифицированных под общим названим «Госкино» и порядковым номером.

Еврейский театр на Воровского, 42. Этому адресу соответствует лишь один их уцелевших особнячков под современным №27-а по Крещатику. Он располагался во втором ряду старого Крещатика (сейчас Национальный союз журналистов). Польский театр давал свои представления на Прорезной, в помещении нынешнего Молодого театра. Театр юного зрителя на Карла Маркса располагался между домами 4 и 6 по современной улице Городецкого. Радиоцентр и Радиотеатр работали в те годы в перестроенном номере 30, где до революции располагалось популярное кафе Семадени. 

И, наконец, кинотеатры. 1-е Госкино – бывший первый городской кинотеатр Шанцера, работавший в дворовой пристройке к гостинице «Савой» (как мы уже знаем, на этом месте сегодня мэрия). 2-е звуковое Госкино – бывший кинотеатр «Экспресс» в доме №25 (тоже не сохранился). 3-е космомольское кино – нынешний кинотеатр «Октябрь». 4-е – бывший «Эхо» на Красноармейской, 61.

В общем, 9 кинотеатров, хотя еще в 1913-м году в Киеве их насчитывалось аж 35.

Наконец, культурно-просветительский раздел справочника. Сразу бросается в глаза: Андреевская церковь названа Андреевским памятником (архитектуры). Центральная рабочая библиотека располагается по улице Революции, 14-а. Почему так разнится нумерация, ведь нынешний адрес Парламентской библиотеки - Грушевского, 1? Тогдашняя улица Революции унаследовала нумерацию от улицы Александровской, объединявшей Современный Владимирский спуск и улицу Грушевского.

А «улица Ливера» вместо Андреевского спуска стала, конечно, травмой для города. Слава богу, излеченной и забытой.

Промышленный город на судоходной реке: четыре буквы

Очень объемный раздел в справочнике – промышленность. Киевские предприятия классифицированы даже по направлениям. Некоторые заводы дожили почти до наших дней или уничтожены в последние годы. Встречаем на страницах еще живыми именитые заводы им. Артема, «Большевик», «Ленкузницу», завод им. Домбаля (позднее завод электротранспорта им. Дзержинского, прекратил существование, отметив 100-летний юбилей в 2006-м).

А вот КРЭС на Рыбальськом острове — Киевская районная электростанция — работает до сих пор как ТЭЦ-2.

Список переименованных улиц очень интересен и актуален для Киева во времена перемен. Как видим, не все современные улицы вернули себе исторические названия, как уверяют нас городские правители. Улица Коминтерна не стала Безаковской, улица Ленина – Фундуклеевской, а Январского восстания – Никольской.

А вот и расписание поездов с электричками и – самое интересное – пароходов. Запорожье, Ржищев, Гомель, Чернигов, Херсон, Мозырь – какими же живописными были эти водные маршруты! Уже четверть века как водный транспорт стал для киевлян экзотическим прошлым. Пассажирское пароходство уничтожено, а заброшенное здание Речного вокзала отдано под арт-пространство.

Горнарпросвещение и Горкомхоз: город времен «Мастера и Маргариты»

Адреса республиканских, областных и городских ведомств и организаций. В городе было четыре административных района: Ленинский, Октябрьский, Петровский и Сталинский – ничего из собственно киевской топонимики. А названия учреждений! «Обл.Упр.Внусправ, Головпостач, Комісія Партконтролю, Міськліт…» Повеяло Булгаковым с его Массолитами, Канцеляриями зрелищных комиссий и «Вестниками пароходства». Все же произведения Михаила Афанасьевича (не мистическая их часть) очень документальны.

Спуск им. Иванова, он же Канатная электрическая железная дорога, он же бывший Михайловский электрический подъемник. Все эти названия в разные времена носил киевский фуникулер. Что касается остановок, несложно догадаться: Милицейской площадью в 30-е называлась нынешняя Михайловская: на нее выходило фасадом городское управление милиции. Через три года площадь уже будет называться Правительственной. А нижней части улицы Революции (нижняя станция фуникулера) соответствует современный Владимирский спуск, упирающийся в Почтовую площадь.

На 1930-е годы в Киеве пришлось активное обустройство зоопарка: пополнялась коллекция животных, велась научная работа. Городской зоопарк, к счастью, остался на старом месте, Берестейском шоссе, т.е. на проспекте Победы.

 

Совсем недавно по историческим меркам Киев не был так уставлен ломбардами – по сто ларьков на район. Оно и понятно: нет казино и наливаек – нет и спроса. А был Городской ломбард большим и пристойным учреждением в центре города. Долгие годы располагался на Крещатике, а дореволюционный ломбард, как подтверждает и этот справочник, на улице Свердлова (Прорезной), на углу с Музыкальным переулком, 3. Обращают на себя внимание телефонные номера: в Киеве в 1934-м году они уже четырехзначные, хотя трехзначные еще встречаются.

Таким образом, в исчезнувшем Музыкальном переулке, кроме Консерватории, Музыкального училища и Музыкальной школы, нашлось место и городскому ломбарду. Вход в переулок превратился сегодня в арку на Прорезной, 6, а бывший музыкальный квартал – во внутреннее пространство Национального радио, а ранее – и телевидения.

Вот мы и погостили в старом межвоенном Киеве. Что-то в нем отталкивает (безграничная идеологизация), что-то вызывает удивление, но в основном все же – искреннее уважение: упорядоченность, заводы-фабрики, и трамваи, трамваи, трамваи… Листать страницы документа эпохи с высоты дня сегодняшнего (или со стороны) и любопытно, и неловко: во имя чего тогда все это было – столько работающих заводов, фабрик, отнюдь не модернизированных и окрепших и даже не перенесенных за город, а просто исчезнувших сегодня? А ведь когда-то киевляне ездили на мотоциклах и трамваях собственного производства, работали за станками, которые тоже производились в Киеве, а жители Киевщины убирали хлеб на своей, а не импортной технике. Но как бы ни хотелось что-то изменить в прошлом, можно ли изменить синусоиду истории?


В статье использованы материалы сайта Стефана Машкевича «Памяти киевских трамваев».

Читайте также: «Три маршрута по Киеву, если гости приехали на пару часов».

0%
100%
0%
0%
Такий email не зареєстровано у системі
Введите свой электронный адрес, на который мы отправим вам новый пароль.
Поле не должно быть пустым и содержать кириллицу
Спасибо!

Ваше сообщение принято.

Сожалеем :(

Во время обработки что-то пошло не так.

Bы можете отправить сообщение на электронный адрес betatest@nashkiev.com