Город 21.06.2017
Главархитектор Киева: Шулявский путепровод реконструируют без остановки движения по проспекту Победы

Сроки выполнения, бюджет и минимум неудобств для киевлян. Главный архитектор Киева Александр Свистунов рассказал о грядущей реконструкции Шулявского путепровода и пояснил, по каким критериям был выбран проект.

После обвала части пешеходного перехода на Шулявском путепроводе в Киеве был объявлен конкурс на лучший проект реконструкции этой развязки. Согласно результатам тендера, победителем стал проект, разработанный институтом "Киевдормостпроект". Однако ряд активистов настаивают на актуальности альтернативного варианта развязки. Какими критериями руководствовались в столичной администрации при выборе наиболее оптимального проекта развязки и почему выбрали именно предложение "Киевдормостпроекта", в интервью нашему изданию рассказал главный архитектор Киева Александр Свистунов.

Как известно, после обрушения пешеходной части Шулявского моста город объявил конкурс на проект реконструкции. Было много интересных проектов, в частности предложен альтернативный проект трехуровневой развязки с реверсивным кольцом, почему вы не выбрали его? В чем его недостатки?

Самый первый и самый важный критерий выбора проекта — это сама возможность реализации. Она связана с подземными переходами, сетями, которые проходят на этой территории, с расстояниями до жилых домов, заездами во дворы, ну и непосредственно с метрополитеном. Далее — пропускная способность и обеспечение движения по проспекту Победы на время строительства, ведь это вопрос, с которым столкнутся сотни тысяч киевлян во время проведения работ, а это не день и не два, а год-полтора в случае реализации выбранного проекта.

Что касается так называемого "альтернативного проекта". Так, на градостроительном совете самого автора проекта не было. За него презентовали проект другие люди. При этом инженерное управление не получило удовлетворительных ответов на те вопросы, которые нас крайне интересовали: это и сроки и возможность перекладки сетей, коммуникаций и бюджетирование.

В ходе обсуждения высказано очень много замечаний и обсуждений касательно того, что вариант с трехуровневой развязкой противоречит существующим правилам дорожного движения. Также, как я упомянул выше, он нереализуем в виду коммуникационных сетей, по крайней мере, нам никто не дал внятного ответа, каким образом это можно реализовать.

В итоге все единогласно – не было ни одного сомневающегося человека – выступили за тот вариант, который в конечном итоге и был утвержден на градостроительном совете.

Есть мнение, что схема движения так называемого альтернативного проекта обеспечивает наибольшую пропускную способность и наименьший коэффициент аварийности. Действительно ли это так?

Я не могу судить по поводу наименьшего коэффициента аварийности. Замеры, которые проводились через 3D-моделирование, показали, что при этой развязке пропускная способность может быть большей. Но ведь первоочередная наша задача наоборот, разгрузить город, построить полноценную окружную дорогу, вывести транзитный транспорт за пределы Киева. В то же время показатели пропускной способности нам интересны только тогда, когда есть возможность реализации по сетям. То есть мы не можем построить развязку, которая в случае аварии во время работ оставит пол-района без газа, воды и канализации. То есть этот проект невозможно реализовать из-за инженерных коммуникаций, он не учитывал этот важнейший аспект. Ведь если пол района Святошино или Нивки останутся без воды, газа или канализации, крайней будет городская администрация, а не авторы проекта. Всего там было более 25 аргументированных замечаний, которые изложены на бумаге.

А добавьте к этому сроки реализации — три года, и ведь все это время автомобилисты будут вынуждены искать объездные пути и посчитайте сколько автомобилей за полтора лишних года простоит в бесконечных пробках. К тому же заоблачно высокая стоимость, которая на 1,1 миллиарда выше одобренного проекта, заставит искать деньги в бюджете. А ведь на эти деньги мы можем построить 10 детских садов или школ.

Из поданных альтернативных проектов только вариант с трехуровневой развязкой обеспечивает проезд велосипедистов во всех направлениях, к тому же предусмотрено публичное пространство, а именно два сквера. Разве такая социальная направленность проекта не может быть большим плюсом для его реализации?

Социальная направленность крайне важна и действительно в этом проекте есть хорошие идеи, но, повторюсь, он не соответствует первичным стратегическим критериям: сроки, бюджет, инженерные коммуникации и комфорт для киевлян. Мы ведь рассматривали не просто хорошие идеи, а проекты, которые можно осуществить с учетом жизненных реалий.

Учитывалось ли городской администрацией то, насколько реконструкция Шулявского путепровода может повлиять на комфорт киевлян? Принимаются ли меры для того, чтобы ремонт этого инфраструктурного объекта не создавал дополнительных неудобств жителям Киева?

Конечно. Для меня в первую очередь важна возможность реализации проекта без остановки проспекта Победы. Второе, что было важно: если вдруг, не дай Бог, какая-то экстренная ситуация — все-таки это мостовой переход, — сразу же предусмотреть и обеспечить все возможные объездные пути, вокруг этого участка, на котором может быть авария.

Все проектировщики однозначно заявили, что во всех вариантах реализации этого проекта возможно где-то заужение, но без перекрытия проспекта Победы. И очень важно, чтобы сроки были не растянуты, потому что это одна из важнейших магистралей города Киева, более того, на проспекте и так постоянно пробки, зачем устраивать там транспортный коллапс?

Все проектировщики, которые на сегодняшний день решают глобальные условия развязки в городе Киеве, дали вердикт, что именно этот узел не является ключевым и на него не будут замыкать большое количество транспорта. Хотя во всех вариантах пропускная способность Шулявки более чем достаточная и с возможностью увеличения нагрузки.

Какие ориентировочные сроки завершения реконструкции и ввода в эксплуатацию развязки Шулявского путепровода?

Тот, который был утвержден, его срок реализации — год, а заявленная стоимость - 400 млн гривен. Это первый этап реализации. А у них есть еще второй этап, со снесением корпуса завода «Большевик» для организации еще одного заезда на мост и спуска.

Получается, это еще дополнительное время на реализацию?

Это во вторую очередь, после запуска основной развязки. Потому, что на сегодняшний день нам нужно в правовом поле решить эту ситуацию с территорией завода "Большевик". Подводя итог, хочу подчеркнуть, что в реализации данного проекта есть три ключевых аспекта: сроки выполнения, сохранение работоспособности транспортного узла на период работ и реалистичный бюджет. Сроки выполнения в утвержденном варианте развязки - 1,5 года, бюджет - 400 млн гривен. 

В так называемом "альтернативном" варианте, который не приняли, сроки - 3 года, бюджет около 1,5 миллиардов. Сроки в 2 раза дольше, а бюджет почти в 4 раза больше. Представьте себе перекрытую Шулявку на 3 года. И это только планово, без учетов форс-мажоров. И представьте себе - расходовать 1,5 млрд гривен на одну развязку, когда в Киеве более 70% путепроводов находятся в плачевном состоянии и их необходимо ремонтировать, строить новые и тп. Это просто неразумное расходование средств. Ну и немаловажный минус –альтернативній проект не учитывает правила дорожного движения. Именно по этим причинам, проекты, которые не получили одобрение на градсовете выпали из конкурентной борьбы.

Город 13.06.2017
Крупным планом: история кинотеатров Киева (часть 1)

Сегодня в Киеве работают более 50 кинотеатров. Фильмы больше не роскошь, а доступное каждому развлечение Но когда-то все было иначе. О первом кинопоказе в здании нынешнего театра им. Леси Украинки, появлении иллюзионов и самой роскошной дореволюционной сети кинотеатров на Крещатике, безликих 20-х годах и влиянии президента США на судьбу "Коммунара", о рождении "Жовтня" и уникальности "Киевской Руси" читайте в нашем материале.

Кинотеатр "Жовтень", 1948 год. Фото: retroua.com

В конце 1895 года Огюст и Луи Люмьер организовали в Париже первый в истории человечества кинопоказ. Фильмы "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота" и "Политый поливальщик" длились менее минуты, но вызвали настоящий фурор у публики. Основанная братьями фирма занялась кинопроизводством и начала развивать тесные связи со многими странами мира, включая Российскую империю. Вскоре после парижской премьеры представители французской компании приехали в Киев.

Театр Бергонье и первые иллюзионы

В театре Бергонье (сегодня театр русской драмы им. Леси Украинки) в то время базировалось "Товарищество драматических артистов", основанное Николаем Соловцовым. Именно там, по предложению этого киевского театрального режиссера, фирма "Люмьер" организовала первый в нашем городе показ кинофильма. Вскоре Соловцов "законтрактовал" аппаратуру французской фирмы и предложил всем желающим устраивать кинопоказы обращаться к нему.

Именно таким образом, через театр, в Киев пришло киноискусство. Показы фильмов вызывали огромный интерес у горожан. Один за другим стали открываться иллюзионы — так поначалу называли кинотеатры. Поскольку кино тогда было ну очень короткометражным, билеты продавались не на отдельные ленты, а на вход в кинозал, где по очереди транслировались разные фильмы. Индивидуальных мест в иллюзионах не было. Зрители располагались на лавках, а тот, кто не успевал сесть, смотрел стоя.

Театр Соловцова. Фото: uk.wikipedia.org

Интересно, что даже в те времена суровой морали ближе к ночи некоторые иллюзионы предлагали зрителям "фильмы для взрослых", куда не допускались дети и учащиеся.

Эпоха кинороскоши от Антона Шанцера

В 1907 году в Киев приехал Антон Шанцер. Сложно сказать, насколько честным человеком был этот австриец, но его вклад в киноиндустрию Киева бесценен.

Сразу по приезду в наш город Шанцер начал вкладываться в киносеансы. В марте 1907 года он закрыл свой магазин женской одежды, открыв на его месте иллюзион The Express Bio, год спустя ставший кинотеатром "Экспресс".

Про этот кинотеатр газета "Киевлянин" писала следующее: "Театр "Экспресс" устроен в партере и имеет десять выходов, дающих возможность в одну минуту очистить зал от публики, чем устраняется всякая возможность паники. Кроме того, в театре введены и другие меры. Камера, где находится синематографический аппарат, построена из железа и бетона; помимо того в ней устроены аппараты, устраняющие всякую возможность пожара. Однако, если бы воспламенение почему либо и возникло, то благодаря полной изолированности камеры от зрительного зала таковое не могло бы быть даже замеченным публикой".

Вскоре Шанцер стал владельцем целой сети кинотеатров: "Экспресс", "Корсо", "Новый мир". Все они находились на Крещатике, но самым популярным и известным чуть ли не на всю империю стал его "Кино-Театр".

Реклама кинотеатра "Корсо". Фото: kiev24.ua

В 1912 году на месте снесенного флигеля гостиницы "Бель-вью" по проекту Ипполита Николаева Шанцер возводит здание в "греческом стиле", имеющее 26 метров в длину и 17 в ширину. Главный зрительный зал нового кинотеатра занимал два с половиной этажа, он был рассчитан на 1100 мест (для сравнения: большой зал кинотеатра "Киевская Русь" вмещает 1192 человека). В кинотеатре была предусмотрена вентиляция, кресла с откидными сиденьями, балконы и покатый пол для удобства просмотра, а перед экраном располагался симфонический оркестр. А само здание украшала роскошная лепнина, колонны с бронзовыми капителями, скульптуры и мозаика из мрамора разных цветов.

"Кино-Театр" Шанцера. Фото: kiev24.ua

Кинотеатр был роскошным украшением Киева. В газетах писали, что Шанцер построил его примерно за 200 тысяч рублей (для сравнения, литр подсолнечного масла стоил тогда 40 копеек). Это были огромные деньги даже для человека, чье состояние оценивалось в миллион рублей (по крайней мере, такие данные наведены в докладной на Шанцера киевскому губернатору). Шанцер должен был пользоваться кинотеатром 12 лет, выделяя по 22 тысячи рублей в год, после чего безвозмездно отдать здание в собственность города.

Количество кинотеатров в Киеве резко возрастало. Если в 1911 году их насчитывалось 28, то через два года их было уже 35. Шанцер даже успел основать в Киеве киностудию, но развитие отрасли приостановилось с началом Первой мировой войны и Украинской революции, а после — с приходом к власти большевиков.

Национализация и упадок отрасли

Советская эра кино началась декретом о национализации кинодела от 27 августа 1919 года. Вскоре кинотеатр "Экспресс" был переименован во "2-ое Госкино", а "Кино-театр" стал "1-ым Госкино".

Кинотеатр "Экспресс". Фото: kiev.segodnya.ua

Национализацию поддерживали не все политики — ведь в условиях воин и революций киноиндустрия находилась не в лучшем состоянии.

Подытоживая национализацию, нарком внешней торговли Андрей Лежава писал следующее: "Не подлежит никакому сомнению, что национализация частного кинематографического имущества в 1919-м году была произведена самым небрежным образом. Большинство владельцев заранее знало о времени описи и, конечно, скрыло все, что только можно было. Часть этого была сплавлена за границу, остальное до сих пор скрывается где-нибудь здесь в ожидании денационализации. Таким образом, на учет была взята незначительная и наименее ценная часть кинематографического богатства страны и возможность образования товарообменного фонда сведена до минимума".

Как результат, отрасль кино в СССР на некоторое время пришла в состояние упадка, а государство создало неэффективные органы управления и контроля. В целом, если верить "Кино-газете", в 1923 году ситуация оставалась плачевной: "Наша кинематографическая арифметика еще не знает, что такое умножение и геометрическая прогрессия. Приходится оперировать с нолями, бесконечно малыми и отрицательными величинами. 0+0=0; неразбериха+неразбериха=?+?... Нет настоящего советского производства, нет организованного проката, нет тысяч кинотеатров – городских и передвижных, которые так необходимы Советской России. В новый год советская кинематография вступает почти такой же слабой, как и в уходящий".

Новая экономическая политика принесла определенные позитивные результаты, но огромные налоги не давали кинотеатрам возможности нормально функционировать и, хотя в целом по стране количество кинотеатров возрастало, они не могли в полном масштабе покрыть запросы аудитории.

Повторяя, словно молитву, слова Ленина о "важнейшем из искусств", на 30-ые годы власть дала себе установку в разы увеличить количество кинотеатров по всей стране.

От "Буревестника" до "Киевской Руси"

С конца 20-х годов в Киеве начали открываться новые кинозалы. Именно в то время на Подоле, по улице Кирова (сегодня Сагайдачного) начал работу "Буревестник". Кинотеатр расположился в маленьком одноэтажном здании, а его зал не был рассчитан даже на полсотни зрителей. В 70-е здание снесли и единственное, чем кинотеатр запомнился, — это эксперимент, который предусматривал "самообслуживание" зрителей. В "Буревестнике" с 60-х годов не было контролера, и контрольную часть билетика зритель должен был оторвать самостоятельно перед входом в зал.

Кинотеатр "Буревестник". Фото: teren.kiev.ua

В 1928 году на Лукьяновке заработал кинотеатр "Седьмое Госкино". После войны и реставрации, в 1947 году, он получил новое имя — "Коммунар". По иронии судьбы, причиной конца "Коммунара" стал...президент США. В 1972 году в Киев приезжал Ричард Никсон, и подготовка к этому визиту оставила ощутимый след в жизни города.

Во-первых, тогда в Киеве открыли кафе "Пингвин", построенное по примеру типичных американских закусочных; во-вторых, реконструировали Бориспольскую трассу и Набережное шоссе. В-третьих, отремонтировали площадь перед сегодняшней Верховной радой.

Кроме того, по маршруту президента высадили новую зелень — в общем, сделали всё, чтобы предводитель "загнивающего капитализма" начал завидовать "процветающему социализму" Киева.

Но еще более абсурдное окозамыливание задело Лукьяновку. В 70-е там находились старенькие домики сельского типа, зияли дыры в дороге — в общем, вид у местности был совсем не президентский. Так что некоторые дома властям пришлось спешно снести, жителей переселить, мусор выбросить, в освободившихся местах соорудить скверы, а остальное безобразие закрыть зеленым забором.

Кинотеатр "Коммунар". Фото: teren.kiev.ua

Кинотеатр "Коммунар" тоже попал под горячую руку и был припрятан от глаз Никсона: кто-то говорит, что его закрасили, кто-то утверждает, что закрыли тем же зеленым забором. Больше кинотеатр не запомнился ничем, кроме своего сноса: к 1500-летию Киева на его месте возвели "Киевскую Русь".

"Киевская Русь" — весьма значимое для города предприятие. На момент открытия в кинотеатре показывали фильмы на самом большом экране в Советском Союзе. Кроме того, "Киевская Русь" обладала самым вместительным залом в стране — на 1192 зрительских места. Не удивительно, что здание кинотеатра и сегодня пользуется повышенным "спросом": в 2013 году руководство обвиняло власть в рейдерском захвате. Сегодня же у управленцев самого крупного коммунального кинотеатра Киева есть планы превратить его в киноконцертный зал, предварительно отремонтировав здание.

Строительство кинотеатра "Киевская Русь". Фото: retroua.com

Рождение "Жовтня"

Наверное, один из немногих кинотеатров города, который можно окрестить муниципальным символом, открылся 8 ноября 1930 года. Речь идет о "Жовтне", который носил после открытия типовое название "Девятое Госкино".

На строительство "Жовтня" потратили более 300 тысяч рублей, а регулярный показ фильмов начался в 1931 году фильмом "Гегемон" (вероятно, в честь него и назван один из залов кинотеатра). Во время войны, до частичного разрушения, он продолжал показ сеансов под именем "Глория", а после войны пережил длительную реконструкцию, в результате которой обзавелся элементами типичной сталинской архитектуры. Правда, во время следующего ремонта все следы Сталина убрали, а кинотеатру был возвращен изначальный вид.

Кинотеатр "Жовтень" до начала Второй мировой войны в Киеве. Фото: retroua.com

Впоследствии "Жовтень" прошел еще через несколько реконструкций, последняя из которых закончилась буквально несколько лет назад. Необходимость в ремонте назрела из-за пожара, устроенного злоумышленниками во время показа фильма "Летние ночи" из программы кинофестиваля "Молодость", посвященной тематике нетрадиционной ориентации.

Продолжение следует.

Читайте также: "От Подола до Крещатика: история зданий, где трудилась киевская власть". 

Город 06.06.2017
"Каратєль": 5 успешных кейсов нового приложения

Полтора месяца назад мы писали о том, что в Украине заработало бесплатное мобильное приложение "Каратєль", с помощью которого можно анонимно пожаловаться на почти любое правонарушение. Отремонтированные дороги, убранный мусор и починенный забор — рассказываем о первых реальных результатах проекта.

18 апреля 2017 года общественная организация "Фундация.101" запустила мобильное приложение "Каратєль". Скачав его на свой смартфон, можно анонимно пожаловаться почти на любое правонарушение: от хамства и вымогательства до продажи просроченного товара, проблем с благоустройством и ям на дорогах.

Всего за полтора месяца работы команда получила более 1100 заявок. Из них обработали около 800. На основании жалоб от населения юристы проекта обратились в соответствующие органы и по состоянию на 5 июня решили около 300 проблем. И пусть они пока не слишком масштабны, начало положено убедительное.  А продолжение — за вами. 

Кейс 1

Что: сломанный мусорный бак
Где: Киев, Днепровский район 

"На дом выделили два мусорных бака. Так как один сломался, сотрудники обслуживающих организаций его просто перевернули, дабы его не использовали. В итоге весь двор в мусоре, одного бака недостаточно. И такая ситуация около месяца", — написал 12 мая "Каратєлю" один из жильцов.

На решение проблемы ушло девять рабочих дней. Официальный ответ от Днепровской районной в городе Киеве государственной администрации получили 22 мая.

Кейс 2

Что: отсутствие части ограждения
Где: Киев, Оболонский район

23 апреля "Каратєль" получил жалобу: на Оболонской набережной нет части ограждения. По сведениям заявителя, забор был сломан минимум две недели назад.

На решение проблемы юристам понадобилось 11 рабочих дней (ответ от Оболонской районной в городе Киеве государственной администрации получили 12 мая).

Кейс 3

Что: аварийное состояние деревьев
Где: Харьковская область, город Изюм

11 мая команда "Каратєля" получила жалобу на состояние деревьев на площади Джона Леннона в городе Изюм. Деревья угрожали жизни и здоровью пешеходов, могли повредить линии электропередачи и дома поблизости.

Ответ от Изюмского городского совета еще не получили, однако благодарный пользователь прислал видеоподтверждение выполнения работ.

 

Кейс 4

Что: переполненная мусорная урна
Где: Киев, Печерский район

2 мая "Каратєль" получил жалобу на переполненную мусорную урну на остановке общественного транспорта. Территорию убрали уже 5 мая, а официальный ответ Печерской районной в городе Киеве государственной администрации команда приложения получила 10 мая.

Кейс 5

Что: плохое состояние дорожного покрытия
Где: Харьков

24 апреля "Каратель" получил жалобу на плохое состояние дороги перед офисным зданием. Ответ от Департамента строительства и дорожного хозяйства Харьковского городского совета получили 23 мая. Однако уже 17 мая пользователь поделился фотографией, где эти ямы вовсю ремонтируют.

"За первый месяц работы наименее результативным по рассмотрению наших обращений из всех органов власти было Управление патрульной полиции города Киева. Всего им направили 171 обращение, на которое они дали ответы, однако ни разу не решили поднятую проблему", — сказал создатель сервиса и председатель "Фундации.101" Андрей Богданович.

Напоминаем, что скачать приложение можно бесплатно на Android и iOS. Также команда просит поддержать проект. Сделать это можно по ссылке

Читайте также: "Каратєль": появилось мобильное приложение для борьбы с нарушителями".  

Город 22.05.2017
Волонтеры из ДТЭК навели порядок в Соломенском ландшафтном парке (фото)

Мы побывали на субботнике, который вот уже пятый год подряд устраивает группа компаний СКМ. Получили удовольствие от атмосферы и результата.

В субботу, 20 мая, волонтеры компании ДТЭК в очередной раз приняли участие во всеукраинской акции "Чистый город", проходившей в 26 городах Украины.

В апреле-мае на уборку в своих городах вышли 3,5 тысячи сотрудников компании. В общей сложности они собрали около 2 тыс. кубометров мусора, высадили несколько сотен кустов, деревьев, много цветов. Кроме того, отремонтировали аттракционы и лавочки.

"За пять лет в зеленых волонтерских акциях приняли участие более 50 тысяч сотрудников ДТЭК по всей Украине. Это традиция: люди приходят с семьями и друзьями для того, чтобы сделать наши города чище и уютнее. Это простое и во всех смыслах положительное действие, которое совместно могут делать бизнес и общество," —  отметил Генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко, который также принял участие в акции.

В Киеве на субботник в Соломенском ландшафтном парке вышли около 300 волонтеров столичного офиса ДТЭК, а также представители "Киевэнерго", ПУМБа, VEGA и других предприятий группы СКМ. Кроме уборки территории волонтеры сделали новый настил на парковых скамейках, почистили и перекрасили центральную лестницу у входа в парк.

"Мы сегодня с коллегами решили провести субботу в Соломенском парке и присоединиться к акции "Чистый город". Я считаю, что это хорошая инициатива — провести время вместе и сделать полезное дело. Побольше бы таких инициатив. Я в первый раз на подобном субботнике, и мне очень нравится," — рассказывает сотрудница ДТЭК Аня.

На субботнике было много детей —  их волонтеры от СКМ привлекли с собой. Малыши, не принимавшие участие в уборке, веселились с аниматорами и проявляли свою творческую натуру в мастер-классах.

"Мы приехали сюда с детьми, всей семьей. Плюс пригласили своих друзей приехать. Наши дети тоже убирают, им очень нравится. А вообще, мы каждый год участвуем. У нас такая традиция", — говорит Оксана, сотрудница ДТЭК.

Собранный в Соломенском парке мусор ДТЭК направил на мусоросжигательный завод "Энергия", который находится в управлении "Киевэнерго". Напомним, что это единственный в Украине завод, способный превращать мусор в тепло для горожан. 

Читайте также: "Как прошло открытие киевского велотрека (фото, видео)"

Город 08.05.2017
От Подола до Крещатика: история зданий, где трудилась киевская власть (часть 2)

Каждый киевлянин знает, где сегодня сосредоточена местная власть. Но откуда она управляла раньше, до появления КГГА эпохи послевоенной реконструкции, пожалуй, не знает никто. А жаль, ведь история Киева – это в том числе и история его власти, рассказ о местах, где в свое время была сосредоточена вся городская элита. Продолжаем приоткрывать завесу тайны.

В предыдущей части статьи мы рассказали о первом киевском деревянном магистрате и сменившей его каменной ратуше. Теперь двигаемся от Подола в сторону Крещатика. 

Городская Дума

В 1804 году предпринимателем Назарием Сухотой было возведено здание, которому судилось стать приютом для городской власти на несколько десятилетий. Изначально служивший магазином, рестораном и конной почтой, дом Сухоты в 1838 году принял на себя роль центрального здания города. В это же время на фасад поместили герб Киева.

Именно дом Сухоты стал пристанищем для новосозданной киевской городской думы, что заменила магистрат как устаревший орган власти.

Фото: Дом Сухоты в Киеве. (uk.wikipedia.org)

Спустя тридцать два года в силу вступают реформаторское "Городовое положение" Александра II. Благодаря новым правилам значительно увеличивается число избирателей в городе, которые в 1871 году делегировали 70 депутатов в городскую думу. Новым городским главой был избран русский предприниматель с Урала Павел Павлович Демидов, он же князь Сан-Донато.

Как довольно богатый человек, Павел Павлович начал вкладывать солидные деньги в развитие Киева. И одним из главных этапов, к которому городской голова имел прямое отношение, стало построение нового здания городской думы.

В 1874 году на Крещатицкой площади начинаются строительные работы, а спустя два года Дума была окончательно готова к эксплуатации. Двухэтажное здание посреди площади, которую начали именовать Думской (современный Майдан Независимости) превратило Крещатик в своеобразный коридор, где постоянно происходило движение важных для города лиц. Именно в те времена улица стала ассоциироваться у горожан с новым центром Киева.

Автором проекта Думы стал воспитанник Петербуржской школы искусств Александр Шиле.

Фото: Киевская городская Дума. (retroua.com)

Новый дом власти был возведен в стиле "петровского барокко" и, как и предшественники, состоял из двух этажей, увенчанных башней со шпилем. Про часы и архангела Михаила строители, конечно же, тоже не забыли. Защитник города возвышался над Думской площадью, осматривая просторы с высоты шпиля и угрожая врагам города поднятым мечом. Также изображения архангела разместилось на фронтоне здания.

Критики к внешнему виду и функционалу здания было достаточно. Жители не были довольны "полуделовым" внешним видом постройки, угнетающим окрасом здания. Депутаты сетовали на непродуманные размеры и формы внутренних залов.

Фото: Киевская городская Дума.

Несмотря на это, сносить строение никто не собирался. Мало того – в 1900 году по проекту киевлянина Александра Кривошеева, Дума была реконструирована, заполучив третий этаж.

Решения, принятые тут, значительно изменили облик города: первый электрический трамвай, водогон, канализация, газовое и электрическое освещение появились в Киеве именно благодаря депутатам, работающих в здании, от которого сегодня остались лишь фотографии.

Революция и многоразовые смены власти не повлияли на целостность Думы. После 1917 года тут приютились советские организации, обком и горком КП(б)У. Но в результате ужасающих разрушений, которые познал центр Киева во времена Второй мировой войны, здание городской Думы превратилось лишь в воспоминание.

Проект послевоенной реконструкции Крещатика предусматривал наличие большой площади, так что руины Думы были окончательно разобраны в 1950-х годах.

Фото: Киевская городская Дума. (www.retroua.com)

Недолгий довоенный период киевская власть базировалась в старинном здании Биржи, которое также было уничтожено в результате пожара на Крещатике во время Второй мировой войны. После освобождения Киева, городская власть временно кочевала по разным зданиям на бульваре Шевченко.

КГГА

Окончательное пристанище (неизменное до сих пор) городская администрация получила с открытием в 1957 году сооружения, которое возводилось специально для органов местного самоуправления.  

Фото: Здание КГГА. (kmr.gov.ua)

Первый кирпич нового дома городской власти был заложен в рамках проекта восстановления разрушенного войной Крещатика. Проектам практически каждой большой стройки в СССР была присуща чрезмерная масштабность и нереальность воплощения – вот и здание горсовета планировали изначально сделать подобным сталинским высоткам в Москве.

В описании проекта застройки говорилось о девятнадцатиэтажном здании, увенчанном шпилем, с пристроенной колоннадой и постоянной трибуной. Оно должно было занимать стометровую часть улицы и в то же время на 35 метров уходить внутрь квартала между улицами Свердлова (сегодня Прорезная) и Ленина (Хмельницкого), образовывая некое открытое пространство.

Из первоначальных задумок архитекторов в реальность удалось воплотить лишь пункт о длине здания. В итоге в 1952 году началось возведение десятиэтажной постройки с массивным карнизом без постоянной трибуны, без колонн, шпилей и прочих излишек, на которые попросту не хватило средств.

Спустя пять лет горожане наблюдали открытие здания, выполненного в строгих и классических тонах. Первые три этажа украшала модная тогда рустовка из красного гранита, вход увенчали три арки, а верхние семь этажей были оббиты керамической плиткой.

Если всмотреться в фасад повнимательнее, можно заметить на восьмом этаже глухую стену, которая как бы разбивает ряд окон – первое время на ее месте находился герб УССР, который практически сразу был прибран с глаз долой.

Зал заседаний, способный принять более тысячи депутатов (но никогда столько не принимавший), разместился в тылу здания и был увенчан колоннами коринфского ордена. Позже было принято решение соединить здание горсовета с соседними домами промежуточными вставками с большими арками.

Расстояние между дорогой и входом сократили с предполагаемых 35-ти метров до 15-ти, а вместо постоянной трибуны ежегодно на торжества перед горсоветом сооружалась временная конструкция, с высоты которой большие чиновники принимали парады и поздравляли горожан.

Примечательно, что в 1977 году, после реконструкции площади Калинина (Майдан Независимости), трибуну начали возводить именно там. Как следствие, участники парадов начали маршировать по Крещатику в прямо противоположном привычному уже направлении, породив популярную тогда шутку: "Оказывается, мы шестьдесят лет ходили не в ту сторону!"

Возле входа в здание стоят два флагштока. Именно на одном из них 24 июля 1990 года по требованию народных масс было официально поднято сине-голубой стяг, а событие это было отмечено памятной доской.

Читайте также первую часть материала о местах, где трудилась киевская власть

Такий email не зареєстровано у системі
Введите свой электронный адрес, на который мы отправим вам новый пароль.
Поле не должно быть пустым и содержать кириллицу
Спасибо!

Ваше сообщение принято.

Сожалеем :(

Во время обработки что-то пошло не так.

Bы можете отправить сообщение на электронный адрес betatest@nashkiev.com