Если кратко и схематично описать процесс, то выглядит он так: берётся сырье (к примеру, тростник), из него выбрасываются «внутренности», остаётся лишь «кора»:

Она опускается в удобную ёмкость и варится на плите пару часов в щёлочи (в составе должна присутствовать каустическая сода):

Потом полученное волокно промывается и отбивается молотком в однородную «кашицу»:

Затем «месиво» помещается опять в ёмкость с водой, ну а оттуда трижды зачёрпывается рамкой с натянутой сеткой-ситом. Таким образом на сетке «формируется» лист, который осторожно выкладывается на доску, накрывается второй доской, и вода уходит, вытесняясь этим «прессом».

Остаётся «сухой остаток» (в данном случае, сюда добавляли ещё семена льна, поэтому листы получились такие пёстренькие):

(с) фото Олега Решетняка

В зависимости от того, как долго варить сырье, меняется фактура бумаги. Если кора не до конца разварится, то поверхность будет шероховатой и неровной, если же проварить как следует, 2-3 часа – лист получится тоньше и прочнее. Более подробно о своей нынешней деятельности Сергей рассказал в интервью «Нашему Киеву»:

НК: Как получилось, что вы стали заниматься изготовлением бумаги?

Практически вся моя жизнь так или иначе связана с полиграфией. Отец работал на полиграфическом комбинате «Украина» лет десять, мой лучший друг из полиграфии не вылазит уже лет двенадцать, ну и я с этим связан более-менее тесно с 2001 года. Работал в рекламном агентстве, занимался заказом полиграфической продукции. Момент «озарения» я не помню. Это как кнопка включилась в голове: «О, а тут еще и бумага есть. А из чего она? А как она сделана?» Вопросы пошли. Начал искать ответы, что-то делал. Из салфеток, кактусов, старых джинс. Как-то, копаясь в развалах библиотеки конгресса США, натолкнулся на увеличенное изображение традиционной японской граврюры. Она печатается на традиционной же японской бумаге - васи. Вот тут я и остановился. И начал «копать» именно в сторону японской бумаги.

НК: Где и как вы обучались этому мастерству?

Материал брал из инета. Поскольку предметом интереса была именно японская бумага, а русскоязычные сайты грешили ошибками перевода (почему это ошибки, выяснялось очень просто - технология, описанная с ошибкой, давала неправильные результаты), искал на англоязычных. Сырье, методика, инструменты - всё находилось путем «проб и ошибок». Потом уже нашел знающих людей.

НК: Первый блин, то есть лист вышел «комом» или..?

Да, самые первые листы - это были именно блины. Не комом, но такие толстые, грубые. Это были салфетки. Потом джинсы (читал, что использовали для изготовления бумаги хлопковое тряпье). Я же «искал» бумагу тонкую, прочную, гибкую. Сырьем для неё оказалась пригодна шелковица. На первые листы много времени шло, где-то неделю на пять-шесть листов.

НК: Расскажите, пожалуйста, какую именно продукцию можно у вас заказывать.

Недавно мы с моим партнером открыли что-то типа издательства. Партнер купил в свое время печатный станок конца XIX века. И мы на нем печатаем гравюры, открытки, визитки.

В планах - книги. Но это в очень отдаленных планах. А заказать у нас можно и бумагу, и блокноты, и конверты, и открытки - что в голову придет сделать из бумаги. Упаковку для ювелирки и подарков, бирки на свою продукцию, этикетки, бланки, да любую листовую печатную продукцию. По ценам - однокрасочная визитка, с живым краем, 100 шт. - стоит 40 евро. Блокноты, если совсем маленькие, то 30 грн, А6 формат - от 150 до 250 грн, А5 формат - 350 и до 500 грн. Все переплеты делаются мной по классической технологии. На переплет блокнотов я беру только натуральную кожу или ткани. Сейчас в планах сделать серии блокнотов с рисунками, вышивками, войлоком на обложке - совместные работы с киевскими и не только киевскими художниками.

НК: Можно ли сказать, что в Киеве комфортно заниматься такого рода деятельностью? Много ли сейчас заказов?

Я этим занимаюсь не столько как бизнесом, а как хобби, любимым делом. Мне интересно показывать и рассказывать людям про это. Основная проблема – народ не знает, что это вообще такое. И вторая проблема – спрашивают, почему так дорого. Но поклонники такой продукции есть. Много или мало, посмотрим по результатам финансового года.

Рекомендуем

Блог Сергея Алексеенко.

По субботам в 12-00 в Музее Книги, что на территории Киево-Печерской Лавры, проходят мастерклассы по бумаголитию, организованные энтузиастами из Музея.

Туда можно (и нужно) приходить с детьми, им покажут и расскажут, как изготавливается бумага, и каждый сам обязательно испробует это дело. Плата за урок - 25 грн с семьи. Адрес: ул. Январского восстания, 21, корпус 9. Тел.:  290-22-10.