Услуги 26.08.2010

Баллы вместо гривен: обменная система «Банк времени»

«Каждый по способностям, каждому по потребностям». Этот, казалось бы, ветхий лозунг взяли на вооружение и освежили «Банки времени» - обменные системы, популярные во всем мире. Участники системы обходятся без денег, оказывая услугу за услугу, товар меняют на товар. Около полугода тому такая система появилась и в Украине.

О «Банке времени» мы вскользь упоминали, когда писали об обмене знаниями. Теперь решили подробнее расспросить о нём у руководителя отечественной системы Дмитрия Письмака и у одного из участников – Антона Мирошниченко.

Дмитрий Письмак

НК: В чем суть «Банка времени»?

В том, что эта система позволяет организовать обмен услугами и продукцией без денег вообще. Проект абсолютно некоммерческий. Принцип работы таков: каждый участник заполняет анкету, в которой указывает, что он может предложить обществу и в чем он от общества нуждается. Эта информация становится доступной всем участникам системы. Каждый зарегистрированный пользователь может зайти на сайт «Банка времени», найти в базе данных нужную ему услугу или продукцию, связаться и договориться об обмене, а также узнать о потребностях других людей.

НК: Участник системы что-то получает за оказанную услугу?

За услуги и товары расплачиваются баллами – виртуальными учетными единицами. Обычно один балл приравнивается к одной гривне. Например, ведро яблок в «реале» стоит 50 грн. В нашей системе это 50 баллов. Изначально на счету участников по нулям. Чтобы они имели возможность купить товар, система предоставляет кредит – до 500 баллов. На балансе участника это отображается как «минус». Купил ведро яблок – имеешь «минус 50». Чтобы вернутся к «плюсу», необходимо в свою очередь оказать услугу. Например, поклеить обои за 100 баллов. Итого на счету будет «плюс 50». Каждый участник распоряжается своими баллами точно так же, как в банковской системе распоряжаются деньгами. Если человек получил услугу или продукцию, он дает команду системе (через интернет, через мобильный телефон или через звонок нашему оператору), что нужно перевести баллы с его счета на счет того участника, от которого он получил услугу или продукцию.

НК: Какие услуги и товары популярны в системе?

В основном предлагают продукты питания и услуги, связанные с компьютерной техникой, сиделок, курсы того же английского языка. Консультации – юридические, налоговые, экономические – это то, на что в системе уже есть заявки, по некоторым уже состоялись сделки. Наш «Банк времени» еще очень молодой. Чем больше присоединится участников, тем шире будет спрос и предложение.

В Англии и Америке эту систему успешно реализовывают уже около 30 лет. В городах зарегистрировано в среднем около полутора тысяч участников. Есть крупные системы, которые развились до международных проектов. Один из них - это австралийский «Bartercard». В него входит 9 стран. Оборот за 2009 год составил эквивалент 2,5 миллиарда австралийских долларов (100 австралийских долларов - 713 грн.- Авт.).

Второй пример, хорошо известный в Западной Европе - это система «Vir» объемом порядка 600 миллионов швейцарский франков (100 швейцарских франков – 749 грн). У нас пока что за полгода оборот составил 2500 баллов (эквивалент 1 балла – 1 гривна). Если перевести во время, это около 250 часов оказания услуг.

НК: Бывало, чтобы участники не оплачивали полученные услуги?

Это все равно, что пойти в магазин, взять товар и не рассчитаться. Если человек окажет услугу, но не получит за нее баллы, он может пожаловаться в представительство «Банка времени». Ситуацию рассмотрят, и если факт подтвердится, недобросовестного участника просто исключат из системы. А тот, кто пострадал, естественно, получит свои баллы.

НК: Кто может стать участником «Банка времени»?

Любой человек, предприятие, организация. Люди могут предложить все, что угодно: вещи, которые у них есть, но не нужны, различные услуги – уборку, готовку, уход за ребенком или больным. Даже просто общение, потому что есть люди, чаще всего старики, которые заинтересованы во внимании к себе. Мы сотрудничаем с общественными организациями, которые «покупают» у нас такие услуги для пожилых, взамен предлагая что-то другое. Чтобы отсеять «левых» людей, мы практикуем регистрацию не через интернет, а «вживую». Встречаемся с потенциальными участниками, общаемся. Как правило, люди, которые нашли время, чтобы приехать к нам и заполнить анкету, становятся активными пользователями системы.

Антон Мирошниченко, участник системы

НК: Почему решили вложить время в «Банк…»?

Я узнал о нем из интернета, ждал, когда же такая система появится в Украине. Зарегистрировался 3 месяца назад и уже провел несколько операций. У меня маленький ребенок, и мы искали для него детский велосипед. Благодаря «Банку времени» удалось его найти. Также мне (я занимаюсь экологией) нужна была консультация по одному из проектов, и я ее получил через «Банк….». Одну услугу купили и у меня - консультацию по разработке веб-сайта.

НК: Что еще готовы предложить, а что хотите получить взамен?

Моя жена очень любит печь, поэтому у нас есть кулинарное предложение: она делает отличные имбирные печенья – может продать в виде товара или научить печь. Интересуют экологические продукты. Сам я предлагаю услуги по администрированию сетей. У меня есть книжки, которые я хотел бы отдать людям, и перечень книг, которые я хотел бы почитать. Сейчас, кстати, нам нужны услуги переводчика с английского на украинский.

НК: Считаете, система будет у нас работать?

Мне кажется, у «Банка времени» большой потенциал. Недавно я был в Швеции, там такие системы распространены – я специально интересовался. Это, кстати, хороший шанс удержаться на плаву для тех, у кого нет работы.

Такий email не зареєстровано у системі
Введите свой электронный адрес, на который мы отправим вам новый пароль.
Поле не должно быть пустым и содержать кириллицу
Спасибо!

Ваше сообщение принято.

Сожалеем :(

Во время обработки что-то пошло не так.

Bы можете отправить сообщение на электронный адрес betatest@nashkiev.com