Услуги 21.05.2019

Складывать постель и продлевать билет: 10 вопросов к «Укрзализныце»

Перед сезоном отпусков вспомним о забытых правах и возможностях на украинской железной дороге.

поезд
Фото: svobody.pl

Украинская железная дорога похожа на отдельное государство, с численностью населения в Житомир – на Укрзализныце работают около 270 тысяч человек. Вместо Конституции – свод Правил, который утверждают в Министерстве транспорта и связи Украины. Мы попробовали разобраться в некоторых из них. Смотрите ниже 10 ответов на вопросы о билетах, скидках, проезде, правах пассажиров, безопасности и сервисе в поездах.

1. Зависит ли сумма от срока возврата билета?

Стоимость билета состоит из нескольких частей: плацкарта (стоимость места в вагоне) и различные сборы и дополнительные услуги (например, постельное белье или страховой сбор). Сумма возврата билета зависит от срока до отправки поезда. Могут вернуть определенную часть билета:

  • если сдать билет за 24 часа до отправки – вернут полную стоимость билета и плацкарты;
  • от 24 до 9 часов до отправления – выплатят полную стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты;
  • меньше чем за 9 часов до отправления поезда выплачивается полная стоимость билета, а стоимость плацкарты не выплачивается;
  • после отправления поезда, но не более чем через час после его отправления, выплачивается 10 процентов стоимости билета и плацкарты.

Позже часа после отправления поезда, на который оформлен проездной документ, денег за билет не вернут.

Сумма возврата напрямую зависит от срока до поезда. Фото: личный архив

2. Что делать, если опоздал на поезд?

Если опоздали не более, чем на один час после отправления поезда и успели обратиться в кассу, – должны продлить билет (в правилах пункт 2.52) или выплатить 10% от стоимости.

Также можно продлить билет, если случился несчастный случай или пассажир заболел и не смог никуда поехать. Конечно, это нужно подтвердить документально. И не позднее, чем за 10 дней после выздоровления. В этих случаях билет поменяют на новый за сутки после отметки о продолжении действия билета.

Если сели не на свой поезд, имеете право бесплатно вернуться на станцию отправления. Для этого нужно обратиться к начальнику поезда и составить акт. А проводник должен сообщить на станцию пересадки о пассажире. Если все-таки не успели на свой поезд — обращайтесь в кассу с билетом и актом. Там должны возобновить действие билета, но нужно будет оплатить стоимость места в вагоне.

Пассажирский поезд, станция «Дарница». Фото: Depositphotos

3. Когда можно купить самые дешевые билеты и для кого есть скидки?

На цену билета влияют время до отправления, день недели, сезонность, класс поезда и вагона. Тарифы внутренних перевозок пассажиров и груза утверждаются Министерством инфраструктуры Украины.

Билеты вторника и среды дешевле на 10%, а пятницы и воскресенья на 10% дороже. На поезда Intercity+ немного отличаются дни скидок – это четверг и суббота. Например, ближайший билет из Киева в Одессу на поезд Intercity второго класса в четверг стоит 285,78 гривен, а в пятницу – 427,39 гривен.

Также самые выгодные условия при покупке железнодорожных билетов выпадают на конец января (скидка 15%) и в период майских праздников (9 мая скидка 20%). Дороже услуги в период предновогодних праздников в конце декабря. Цены билетов на поезд завышают на 10%.

«Самые дешевые и, как правило, плацкартные места оставляют на последние дни, выдавая в продажу сначала более дорогие места в купейных вагонах и вагонах люкс, — отмечают специалисты Общественного контроля УЗ, — В поездах дальнего следования обычно предусматривают определенное количество мест в одном из вагонов для возможности продажи непосредственно начальником поезда или бригадиром проводников. Это предусмотрено для тех случаев, когда есть срочная необходимость поездки пассажира (смерть родственника, например) или, когда невозможно приобрести билет в вокзале или через интернет».

Некоторые пассажиры могут купить билеты по сниженным ценам. Скидки есть у всех студентов ВУЗов I-IV уровня аккредитации. По студенческому действует 50% скидка. Но полную стоимость попросят заплатить за проезд в вагонах 1-го класса, СВ и Intercity+.

50% скидкой могут воспользоваться участники боевых действий (на билеты направлении «туда-назад» 1 раз в год), люди с инвалидностью (в период с 1 октября до 15 мая).

Кассы центрального вокзала. Фото: today.ua 

4. Планируют ли повышать цены на билеты?

Цены не будут повышать. Но до конца лета планируют перевести поезда всех направлений и тарифы на три категории: «комфорт», «стандарт» и «эконом».

В классе «комфорт» будут ездить вагоны не старше 10 лет, или те, которые прошли капитальный ремонт. В них будут предлагаться купе и СВ с биотуалетами и кондиционерами. Скорость в таких поездах будет составлять от 70 км/час. В таких поездах будет самое удобное время прибытия.

В категорию «стандарт» войдут вагоны, которые эксплуатируют не более 15 лет. Там будут допускаться плацкарты хорошего уровня с кондиционером, с биотуалетом. В этих поездах будет скорость меньше, чем 70 км/час. В «эконом» попадут вагоны с более долгим сроком эксплуатации.

«Стоимость билета класса «комфорт» может быть в два с половиной раза выше, «стандарт» — до двух. Есть много критериев, по которым мы устанавливаем цену», — рассказал начальник департамента пассажирских перевозок дальнего следования «Укрзализныци» Александр Красноштан.

5. Нужно ли самим собирать постель?

Однозначно нет. Проводник не имеет права требовать пассажиров собирать и сдавать постель. Только попросить об этом. Почему проводники просят сдать постель? Все просто: они — материально ответственные лица. Дело в том, что постельное белье (и не только) часто воруют, а платит за украденную единицу проводник.

Пассажир, покупая билет с постельным бельем, имеет право пользоваться им до конца поездки. Кстати, стоимость этой услуги с января повысили. За комплект постельного белья в купе и плацкарте берут 50 гривен, и 60 гривен — в СВ.

Проводник не имеет права требовать пассажиров собирать и сдавать постель. Фото: info.uz.ua 

6. Как обеспечивают безопасность в поездах и за что могут оштрафовать?

Сегодня полиции в поездах нет. С апреля 2013 года «Укрзализныця» отказалась от тогдашней милиции в вагонах. Якобы, это оказалось нерационально. Сейчас отвечают за безопасность начальник поезда либо проводники. Они также могут оштрафовать пассажиров (согласно статье 224 Кодекса Украины об административных правонарушениях). Например, если пассажир без билета – могут выписать штраф в десятикратном размере от стоимости проезда; за курение и нарушение правил – от 9 605 до 57 630 гривен, за выбрасывание мусора и других предметов из поезда – от 13 447 до 57 630 гривен; за нарушение правил пожарной безопасности – штраф от 9 605 до 13 447 гривен.

К сожалению, не во всех случаях работники поезда могут справиться с проблемными пассажирами.

«Разбитое стекло — 12 окон, выбросили из поезда 21 матрас, 25 подушек, 25 постельных комплектов, одно зимнее одеяло и три огнетушителя. Так путешествуют фаны ФК «Карпаты» в поезде №120 Львов-Запорожье, — пишут facebook-странице Укрзалізниця - Ukrzaliznytsia, — Правоохранителей вызвали почти на каждую станцию — ноль мероприятий для успокоения! Вагоны требуют существенного ремонта и поэтому временно выведены из обращения».

В случае возникновения проблем, могут вызвать полицию на ближайшей станции. Нарушителей снимают с поезда и с ними уже должны разбираться местные полицейские. При этом далеко не все вокзалы расположены в крупных населенных пунктах. Ехать силовикам придется как минимум из районного центра. С учетом качества местных дорог, времени это может занять немало.

7. Чем кормят в поездах?

Нормально поесть можно только в поездах Intercity+. Там вопросами питания занимается сторонняя компания «ВОГ РИТЕЙЛ». В меню есть суп, основные блюда, сэндвичи, йогурт, десерты, чай, кофе, соки и пиво.

«Вагоны-рестораны отошли в прошлое, потому что это дорого и долго. Когда-то были целые цеха питания на каждом большом участке, было подразделение, которое занималось едой, — рассказывает Александр Красноштан, начальник департамента пассажирских перевозок дальнего следования «Укрзализныци», — Кроме того, в вагонах-ресторанах есть смысл, когда поезд в пути 2-3 суток. Сейчас в Украине самый длинный рейс Ужгород—Лисичанск — 32 часа и 1,6 тыс. км. Нет смысла в этих поездах «возрождать» вагоны-рестораны».

Всего вагоны-рестораны есть в трех поездах — № 23/24 Москва—Одесса, № 61/62 Николаев—Москва и № 19/20 Харьков—Москва. В целом в парке меньше 10 вагонов-ресторанов, у которых еще не вышел срок службы.

Есть также приблизительно 20 вагонов с буфетами. Это купейный вагон, где одну половину пространства занимает четыре купе, другую — буфет. Такие вагоны есть в поездах № 43/44 Киев-Ивано-Франковск, № 117/118 Киев-Черновцы, № 141/142 Одесса-Мариуполь. Но там ассортимент питания не очень радует. В большинстве поездов проводники продают чай, кофе, печенье, вафли и разные снеки.

«Питание в поездах в пределах «Укрзализныци» пока возможно исключительно в режиме «сухпайка», — отмечают в инициативе Общественного контроля УЗ, — Некоторые поезда имеют в своих составах вагоны-буфеты, в которых имеется такой же ассортимент, как и у проводников и вдобавок разнообразные чипсы, крекеры, сухарики, орешки, газированные и «сокосодержащие напитки» и другие».

Тележка с едой в поезде Intercity. Фото: cfts.org.ua 

8. Как перевозить кошек и собак в поезде?

Для перевозки животных нужно иметь при себе ветеринарный паспорт с указанием прохождения всех прививок. Проводник или начальник вагона может попросить показать документы, подтверждающие отсутствие у животного заболеваний, опасных для человека (раздел 15 Правил перевозки пассажиров и багажа).

Привозить маленьких собак и кошек разрешается в плацкартных вагонах, купе и в поездах Intercity+. На одного взрослого — одно животное. Кошки и маленькие собаки должны перевозиться в специальных контейнерах. В плацкарте за собаку могут попросить доплатить как за дополнительный багаж.

Собак больших пород (выше 45 см в холке) разрешается перевозить только в купейном вагоне. Хозяин должен выкупить все места в купе. Других взносов или оплат нет, если только собака не пожует или не испортит что-то из имущества «Укрзализныци». Для безопасности других пассажиров животное должно быть на поводке и в наморднике. В вагоне разрешается перевозка не более одного животного.

И конечно, хозяин должен сам заботиться о животном: кормить и поить, убирать за ним.

Для перевозки животных нужно иметь при себе ветеринарный паспорт. Фото: kinolog.com.ua 

9. Есть ли какие-то дополнительный сервис для родителей с детьми?

Пока «Укрзализныця» не особо дружественна к родителям с маленькими детьми. Но есть и несколько бонусов, предусмотренных правилами перевозки. Например, можно попросить проводника застелить постель, если пассажир с маленьким ребенком. Также у проводника можно взять ремень безопасности для ребенка или взрослого пассажира, если он путешествует на верхней полке. Детские коляски можно перевозить как ручную кладь, если она в сложенном виде помещается на полке для багажа.

«Для пассажиров с детьми на отдельных вокзалах есть комнаты матери и ребенка. А на киевском центральном вокзале оборудован бесплатный зал ожидания для пассажиров с детьми. Там есть стульчики для кормления, пеленальный столик, телевизор с мультфильмами и отдельный туалет, — отмечают специалисты Общественного контроля УЗ, — В пассажирских вагонах новой постройки есть пеленальные столы в комнатах гигиены».

Также дети до 6 лет ездят бесплатно, если только не нужно дополнительное место. С одним взрослым может ехать бесплатно один ребенок. До 14 лет на билеты действует скидка в 25%.

Для ребенка можно попросить у проводника ремень безопасности. Фото: galka.if.ua 

10. Какие есть бесплатные услуги и дополнительные возможности поездок?

В конце мы собрали 7 разных возможностей для пассажиров в поезде и на вокзале.

  • Туалет на вокзалах для пассажиров бесплатный. При предъявлении билета с вас не должны требовать плату. Электронные билеты также годятся.
  • Можно бесплатно пользоваться горячей водой и необходимыми медикаментами из аптечки вагона. Проводник также обязан предоставить стакан, ложку, нитки с иголкой.
  • В ручной клади можно везти без оплаты до 36 кг. Каждый пассажир имеет право перевозить бесплатно при себе сверх установленной нормы ручной клади: портфель, дипломат или дамскую сумку, лыжи и палки к ним, удочки, фотоаппарат, видеокамеру и другие мелкие вещи.
  • Можно возить с собой собаку-поводыря, не доплачивая за это.
  • Вы имеете право уехать без доплат поездом, отходящим на несколько часов или дней ранее рейса, на который вы приобрели билет. Разумеется, это право действует лишь при наличии свободных мест.
  • Пассажир имеет право делать остановку в пути следования «с продлением срока действия билета», но не более чем на 10 суток. Для этого нужно предъявить свой билет в кассе на станции остановки в течение 1 часа с момента прибытия. Там вам поставят специальный штамп на билете о продлении и поменяют на новый. Но нужно будет оплатить стоимость плацкарты.
  • Если пассажир проехал свою станцию, вернуться на станцию назначения он может бесплатно.

Приятных вам путешествий!

Читайте также: «Стесняюсь спросить: чем пахнет в метро и на вокзале?».

13%
79%
4%
4%
Такий email не зареєстровано у системі
Введите свой электронный адрес, на который мы отправим вам новый пароль.
Поле не должно быть пустым и содержать кириллицу
Спасибо!

Ваше сообщение принято.

Сожалеем :(

Во время обработки что-то пошло не так.

Bы можете отправить сообщение на электронный адрес betatest@nashkiev.com