Национальный музей истории Украины [ул. Владимирская, 2, тел. 278-6545]

златник Владимира

 

В начале XIX века уважаемый историк Карамзин писал: «Предки наши еще пользовались вместо денег кусками кожаными». Распространенное тогда мнение об отсталости Киевской Руси заставляло объявлять первые найденные монеты княжескими «жетонами» и «медалями». И только детальное изучение златников Владимира закрепило за ними статус первых монет в Восточной Европе.

Приняв христианство, князь желал оформить государство по европейскому образцу. Одним из шагов стало введение собственной денежной системы. Златник Владимира – это золотая монета весом чуть более 4-х грамм. На аверсе изображен сидящий князь, над его левым плечом – трезубец. Идущая по окружности надпись гласит “ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛЬ”. На реверсе изображен благословляющий Иисус Христос.

Сейчас ученым известно местонахождение 10 из 11 обнаруженных златников. В нашей стране их только два - по одному в Одесском историческом музее и Национальном музее истории Украины.

В прошлом году гораздо менее редкий сребреник Владимира (их найдено около 340) был продан на российском аукционе за $21 тысячу. Можно с уверенностью утверждать, что в случае продажи златника его цена превзойдет $100 тысяч.

Киевский музей русского искусства [ул. Терещенковская, 9, тел. 234-6218]

Девочка на фоне персидского ковра

Визитной карточкой музея считается полотно Михаила Врубеля «Девочка на фоне персидского ковра». Портрет дочери владельца ссудной кассы Марии Дахнович был написан художником в то время, когда он жил в Киеве, участвуя в росписи Кирилловской церкви.

К нашему времени «Девочка» заметно потемнела. Неуравновешенный, позже заболевший психически, Врубель очень торопился в работе. Нарушая технологию, он использовал ретушные лаки, быстро высушивающие поверхность картины. Сейчас реставраторы помочь ей не в силах. Если в будущем не появятся новые технологии, девочка может исчезнуть вместе с ковром.

В настоящее время известно около 500 картин Врубеля, чуть более 40 из них находятся в Третьяковской галерее. В коллекции Киевского музея русского искусства - значительно больше рисунков и акварелей, но всего пять живописных полотен. Так как работы Врубеля крайне редко появляются на аукционах, установить рыночную стоимость «Девочки» сложно. Страховая оценка картины составляет $1 миллион.

Музей исторических ценностей Украины [ул. Январского восстания, 21, Печерская лавра, тел. 280-1396]

пектораль

В 1971 году археолог Борис Мозолевский нашел в ограбленном ещё античными гробокопателями кургане Толстая Могила золотую пектораль. Нашейное украшение скифского царя весом в 1148 граммов было изготовлено греческими мастерами приблизительно 2300 лет назад.

Витые жгуты разделяют пектораль на три яруса. На нижнем изображены дикие звери и терзающие их грифоны. На среднем – растительный орнамент. Вверху – домашние животные и мужчины, шьющие меховую одежду. По одной из версий – это бытовая сцена, по другой – иллюстрация к скифской легенде о Золотом Руне и двух братьях, отправившихся на его поиски.

Украшение хорошо сохранилось, но почти потеряло эмаль, покрывавшую растительные узоры. По её остаткам можно отличить оригинал от копий, сделанных для гастролей в другие города и страны. По слухам, всегда опровергаемым работниками музея, в его витрине лежит дубликат, а подлинник прячут в хранилище.

Страховая стоимость пекторали составляет порядка $2 миллионов. Рыночная цена неизвестна, поскольку скифские украшения такого уровня и значения никогда не появлялись на открытых торгах.

Национальный художественный музей Украины [ул. Грушевского, 6, тел. 278-1357]

парсуна

Формат музея предполагает, что в нем показываются произведения художников украинских или какое-то время работавших в Украине зарубежных. К сожалению, никто из ныне выставленных там мастеров не котируется высоко на мировом уровне. Даже лучшие работы портретиста Дмитрия Левицкого оцениваются западными специалистами немногим дороже $100 тысяч. Старинные иконы? Хорошие собрания есть во многих музеях.

Но действительно уникальной называют собранные в Художественном музее парсуны – парадные портреты казацкой старшины и духовенства XVII - XVIII столетий. В них еще сильны традиции иконы, но уже прослеживается влияние европейской школы. Главная цель парсун, вывешивавшихся в залах родовых замков и полковничьих усадеб, показать высокое место изображенного в иерархии. Пышная парадная одежда, атрибуты власти, дорогое оружие, украшение, меха, гербы… Строго регламентированная поза – никаких профильных или полупрофильных изображений.

Оценить коллекцию парсун можно только приблизительно. В 2004 году ценой изготовленных по заказу гетьмана Павла Скоропадского 8 копий с парадных портретов XVIII века, уничтоженных во время гражданской войны, специалисты назвали $500 тысяч. Учитывая подлинность, количество и качество представленных в Художественном музее работ, их общая стоимость не может быть, по нашему дилетантскому мнению, меньшей $5 миллионов.

Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко [ул. Терещенковская, 15-17, тел. 235-0206]

инфанта Маргарита

Самым ценным живописным полотном не только в коллекции Музея Ханенко, но и во всей Украине, является «Портрет инфанты Маргариты» , предположительно созданный Диего Веласкесом в 1658 – 1660 годах. Находясь на пике славы, он был вынужден писать многочисленных детей испанского короля Филиппа IV. На шести картинах придворного художника изображена дочь короля от второго брака - инфанта (испанский аналог титула принцессы) Маргарита.

Маргарита стоит в чудовищно неудобном парадном платье с затянутым до упора корсетом и гвардаинфантой – широченной юбкой на жестком каркасе в форме приплюснутого колокола. На голове у девочки – сооруженная из волос и лент прическа а-ля Кариньян. На лице – признаки вырождения монаршей династии. Девочка плохо росла, в 15 была выдана замуж за австрийского принца Леопольда, родила ему шестерых детей и умерла от простуды, не дожив до 22 лет.

В 1912 году промышленник и коллекционер Богдан Ханенко приобрел картину на берлинском аукционе. Российские, а позже и советские искусствоведы считали полотно этюдом к большому портрету Маргариты, хранящемуся в мадридском музее Прадо. Однако, зарубежные специалисты не уверены в его подлинности. Поэтому киевская «Инфанта» не значится в солидном двухтомнике «Веласкес» немецкого издательства «Ташен» 1996 года выпуска, в котором собраны все бесспорные работы художника.

В июле этого года полотно «Santa Rufina» было продано на аукционе Sotheby за $17 миллионов, что стало ценовым рекордом для работ Веласкеса. Если «Инфанта Маргарита» - подлинник, её цена может составлять более $10 миллионов долларов.