Сулима – фамилия известная в полиграфической среде. Отец нашего собеседника, Иван Петрович, долгое время работал на предприятии «Пресса Украины».
- Я часто заходил к нему на работу - на огромный комбинат, где печатали газеты и журналы. Друзья у папы были редакторы, иллюстраторы, словом, особенный круг, который мне показался интересным. Поэтому когда возник вопрос, кем быть, выбор я сделал легко, - рассказывает мастер.
В 70-е годы получить специальность художника книги можно было в двух полиграфических институтах - Московском и Львовском. Киевлянин выбрал последний. То, что пришлось переехать в другой город, не смутило. А потом была практика в знаменитом издательстве «Веселка», публиковавшем миллионными тиражами книги для детей. Получить там место, будучи студентом, считалось невозможным, но 20-летнему юноше это удалось: как-то, во время беседы с главным художником, которые иногда проходили у студентов-практикантов, он упомянул, что хотел бы работать именно здесь. Через полгода - звонок: «У нас неожиданно освободилось место. Если ты переведешься на вечерний, мы тебя возьмем».
Константина Сулиму взяли художественным редактором в отдел «Литература народов СССР». Вместе с заведующим редакцией планировали оформление, приглашали иллюстраторов. Важно было определиться, кто лучше подойдет по стилю и манере к работе над тем или иным изданием. Окончательное утверждение проходило у главного художника и на общем худсовете. За 3 месяца готовилось несколько десятков книг, до 30 изданий - и это только в одном отделе! Как художественный редактор Сулима курировал серию «Сказки народов СССР», произведения Пушкина, Льва и Алексея Толстых, Тургенева, Айтматова и др. А как иллюстратор (уже в других редакциях) выпустил «Сказки народов Испании», сказку «Золотой шар» Г. Почепцова, «Обитаемый остров» братьев Стругацких. В «Веселке» проработал целых 12 лет.
Во время «перестройки» «чистое искусство» прокормить уже не могло - пришлось думать еще и о «пиаре» и «маркетинге» своего творчества.
- В советские времена художник всегда был обеспечен работой. Ну а если ощущал призвание создавать что-то, не укладывающееся в дозволенное, то делал это тайком. - говорит Константин Иванович. – В Киеве проводились подпольные выставки в мастерских, работы правдами и неправдами попадали на Запад, где находили своего ценителя. И у меня была мастерская на Виноградаре, но в начале 90-х пришли молодые люди из новообразованного «демократического» местного самоуправления и спросили: «Будешь платить $300 в месяц за аренду? Нет? Тогда лучше добровольно откажись от помещения! А то всякое может случиться: потоп или поступит жалоба от соседей, что ты тараканов разводишь... Все равно тут разместятся кооператоры».
Пришлось уйти в «свободные художники».
- Было довольно страшно: человек, который получал стабильную зарплату, имея семью с двумя маленькими детьми, оказался в начале неизведанного пути. Я работал внештатным иллюстратором. Иногда это заканчивалось плачевно, - вздыхает собеседник. - К примеру, какая-то фирма обращалась: «Нам так нравятся ваши иллюстрации, мы хотим их издать!» Автор таял, заключался договор, по нему выплачивались 10-15% аванса. Дельцы забирали оригиналы и дальнейшая их судьба неизвестна. Ни фирмы, ни иллюстраций, ни денег. Многие из столичных художников могут рассказать про такой случай в своей практике.
Сулима ненадолго вернулся в «Веселку», но в итоге понял: надо уходить на «свои хлеба». 5 лет назад была основана его дизайнерская фирма «Пан Майстер». Среди «гордостей» Константина Ивановича и его команды книги с подписями благодарных авторов – поэта Ивана Драча, лауреата Шевченковской премии Мыколы Воробьева, эксперта по дипломатическому этикету Галины Науменко, шикарное издание о гетмане Мазепе, получившее награду на конкурсе «Книга года» - за полиграфическое исполнение и дизайн, солидные энциклопедии, словари. И, конечно, «первая любовь» - детская литература: красочные журналы и брошюры, сказки и повести, уникальная книга Ивана Франко, созданная из кадров первого полнометражного украинского мультфильма «Лис Мыкыта». Какие только заказы не приходилось выполнять! Но для специалистов не существует невозможного - вопрос только в сроках. Неудивительно, что на подготовку некоторых изданий уходит целый год, а то и больше.
У Сулимы лежит фактически готовая повесть в картинках «Тарас Бульба». Появлению его предшествовал один из первых украинских комиксов «Буйвiтер», созданный за полтора года. Вечерами после работы и по выходным. Тема – как и во всех сказках: борьба добра со злом, но главный герой, помимо того, что борется с нечистью и пресекает разные козни, еще и патриотичен - не «стесняется» признаться в любви к родной земле.
- В середине 90-х книготорговцы насаждали мнение, что в Украине комиксы плохо продаются. Но после «перестройки» они стали появляться все чаще. Одновременно «приоткрывалась» новая информация из истории досоветской Украины и козачества. При коммунистах в издательствах не приветствовалось изображение запорожских казаков в оформлении книг, а сочетание желтого цвета с голубым пресекалось со строгим выговором от парторга, - вспоминает Константин Иванович. – Так вот от этой «волны» и началось рождение собирательного романтического образа украинского казачества. По типажу Буйвiтер – супергерой, взращенный на героическом украинском эпосе.
Комикс вышел в 1995 году. Одно из киевских издательств, увидев «Буйвитра», предложило художнику масштабный проект – комикс по повести Гоголя «Тарас Бульба». Дело закипело, но ...
- Я прорисовал почти все. Условились, что отдаю прорисованные тушью страницы, около 100 штук, и штатные художники издательства занимаются раскрашиванием. Но сотрудничество, к сожалению, по непонятным причинам прекратилось,– сожалеет художник. - Впрочем, все наработки остались, когда-нибудь да пригодятся.