Несмотря на этнический дресс-код, за полчаса до открытия, под воротами слободы, что на улице Михаила Донца, 2, на «Отрадном», собралось приличное количество желающих поприсутствовать. Народ волновался, пенсионеры, пришедшие не в вышиванках интересовались, пускают ли по пенсионному удостоверению. «А что здесь происходит?» - спрашивала случайно проходившая мимо дама в вышиванке, заметившая себе подобных и примкнувшая, в итоге, к этническому большинству.

Происходило то, чего организаторы центра народоведения «Казак Мамай» ждали целых 19 лет – открылся тематический дендропарк «Мамаева слобода». Сами организаторы называть свое детище музеем наотрез отказываются, ссылаясь на то, что в слободе все будет по-настоящему, как в жизни. Только в жизни, датированной ХVII веком прошлого столетия. Предполагается, что народные мастера станут в деревне не только работать, но и жить. На официальном сайте проекта даже есть открытые вакансии для кузнецов, гончаров и ткачей.

"Мамаева слобода" – воссозданный образ центральной Надднепрянщины. Слободами раньше называли казацкие поселения вдоль «Черного пути», по которому ходили татары.

Всего в дендропарке насчитывается 98 рукотворных объектов, среди которых дома казаков, усадьба сотника, управа, гончарня, кузница и т.д. Особенно гордятся организаторы действующей церковью Покрова Пресвятой Богородицы, выстроенной без единого гвоздя. Растения тоже типично украинские – дубы, калина. Говорят, их высаживали в течении последних 8 лет, готовясь к открытию.

Так же очень много старых плодовых деревьев, создающих ощущение, что находишься в настоящем украинском селе, со всеми его атрибутами и запахами. «Раньше это была территория плодового сада, принадлежавшего Совету Министров СССР, так что деревья все старые, настоящие», - говорит подошедшая дама в вышиванке.

В слободе есть и своя речка – участок за истоком реки Лыбедь, специально расчищенный. Здесь все взаправду – цветут белые лилии, плещутся жирные караси.

Постройки в слободе современные, но возведены вручную по старым канонам. В усадьбах все, как было в старину: лавки, печка, роспись, с единственной разницей, что весь антураж создан в наше время.

Некоторые уже успели окрестить «Мамаеву слободу» вторым «Пирогово» в центре Киева, но это не так, во-первых – все можно буквально потрогать руками, не боясь, что экспонаты развалятся от ветхости и древности, стать активным участником всех процессов, а, во – вторых, общее впечатление немного портят тут и там выглядывающие из-за деревьев современные постройки.

Возле дома сотника знакомлюсь с Сергеем – работником центра. Они с товарищем сколачивают подставку для пушки. «Щас пальнут», - говорит. И точно – от козацкой башни слышится грохот, из-за кустов показывается белый дымок. «А пушка настоящая?» - спрашиваю. «Да, конечно, все сделано по старым чертежам»,- отвечает Сергей. «А почему ржавая?»-вопрос. «Так это специально, винтажная вещь, так сказать», - смеется казак.

«А вы только пушки делаете?» - продолжаю интересоваться.

«Ходим тут патрулируем, следим, чтоб не поломали сразу» - отвечает.

Через заднюю калитку усадьбы сотника попадаем к речке, две девушки в национальный нарядах варят рыбную юшку с «горилкой».

Цена демократичная - 15 грн за тарелочку. Юшка вкусная, наваристая с красной и белой рыбой. На мостике над рекой оживление – дети кормят карасей хлебом. Карасей такое великое множество, что в погоне за едой, они, толкаясь, выпрыгивают на листья лилий.

На площади, где проходит ярмарка мастеров уже приготовили импровизированную сцену: помимо фольклорных коллективов, должен выступить Олег Скрипка - партнер проекта. Слободу с дозором объезжают казаки, всех желающих катают на подводе. Вечером конный каскадерский казацкий театр покажет импровизированные бои с мнимым противником.

Тут же, директор Центра народоведения «Казак Мамай», хозяин этноцентра «Мамаева Слобода» Константин Олейник общается с прессой и гостями.

«Самое главное - объединить верхушку дерева с корнями, знать и уважать свои обычаи и историю, без этого нельзя двигаться вперед», - говорит он. «Главная наша цель - вернуть казачеству былую славу, избавляясь от понятия «шароварщина», - подытоживает в конце.

Тепло, уютно, пахнет травами, в животе плещется уха-«юшка». Что ж, если «прививать» традиции таким простым и ненавязчивым образом, без лозунгов и показной пропаганды, путем взывания к самым лучшим побуждениям и обычаям, надежда на возрождение казацкой славы, несомненно, имеется.