Какими могли бы быть и какими стали станции киевского метрополитена, ч. 5-я

В начале 70-х началось строительство Куреневско-Красноармейской (второй) линии (ККЛ), которая получила традиционный синий цвет на схеме метрополитена. Вторая линия должна была пересечь город с севера на юг с пересадкой на Святошинско-Броварскую в центре города.

Изначально предполагалось, что северная часть трассы за станцией "Контрактовая площадь" пойдет на Куреневку в сторону ул. Вышгородской, однако в связи с проектированием и началом строительства крупного жилого массива Оболонь трассировка линии после Подола была изменена, а привязка к Куреневке в названии осталась.

В ноябре 1969 г. было утверждено проектное задание на строительство первой очереди линии протяженностью 9,4 км от станции "Ореховатская площадь" (аналог нынешней "Голосеевской") до станции "Контрактовая площадь" (на тот момент "Красная площадь"). В августе 1970 г. началась подготовка первых площадок будущих шахтных стволов на трассе, а в октябре того же года начато сооружение первого ствола. В ноябре 1971 г. была начата проходка первого перегонного тоннеля – от будущей "Площади Независимости" в сторону "Почтовой площади".

Изначально предполагалось, что линия сперва пойдет на юг, а уже потом на север, поэтому во времена строительства первого пускового участка был сделан большой задел в сторону Лыбедской площади, а открытие участка до "Ореховатской площади" планировалось на 1978 г. Однако, в связи с бурным развитием ж-м Оболонь, планы впоследствии изменились и первоочередное развитие получила северная часть линии.

Но вернемся к первому пусковому участку. Он состоял из трех станций, на которые мы посмотрим сегодня, и имел протяженность 2,3 км. Новая линия прошла под Святошинско-Броварской и соединилась с ней служебной веткой длиной 1,9 км между станциями "Крещатик" и "Площадь Независимости". Практически весь участок сооружался в сложных инженерно-геологических условиях. Особо сложные условия были при строительстве перегонных тоннелей близ "Почтовой площади" в оползневом склоне под Владимирским спуском. В том месте глубина заложения у тоннелей не очень большая, и их пришлось сооружать в условиях интенсивного движения городского транспорта с применением заморозки грунта.

Всего же на первом участке ККЛ было пройдено 7,2 км выработок закрытым способом, открытым – 1,4 км, уложено 28,4 тыс. тонн тюбингов, 30 тыс. кубометров сборного железобетона и 43 тыс. монолитного. 28 ноября 1976 г. по новой линии был пропущен пробный поезд, а открытие участка для пассажиров состоялось 17 декабря 1976 г. (на год позже запланированного).

Подготовил Олег Тоцкий.  

В материале использовалась информация с официального сайта метрополитена, неофициального сайта и форума киевского метро, Википедии, из книги К.Козлова «Киевский метрополитен», а также архивные материалы, добытые 81412 и др. Спасибо Диме Ермаку и пресс-службе «Киевметростроя» за предоставленные архивные материалы, а также пресс-службе Киевского метрополитена за помощь в проведении съемки.