По словам организаторов, добраться до места проведения праздника можно было на маршрутках №735 и №738 от станции метро «Лыбидская». Но простояв с полчасика в многолюдной очереди на жаре, мы поняли, что транспорт под этими волшебными цифрами ходит, видимо, только по очень большим праздникам. И Ивана Купала к ним явно не относится. В итоге, группа инициативных товарищей с рюкзаками за спинами, направлявшихся туда же, куда и мы, предложила нанять любую маршрутку. Благо, на конечной их предостаточно пустых томилось. Так и сделали: человек 30 набралось, подговорили водителя, уплатили по 3 грн каждый да и поехали. Дорога заняла с полчаса, высадили нас возле озера под Ходосеевкой (кстати, там же, в воде, находится один из ДОТов Киевского укрепрайона. Странные ощущения, когда смотришь на мрачную железобетонную конструкцию, возле которой плещутся в воде отдыхающие…) Пройдя по лесу минут 10-15, мы вышли к большому палаточному «городку». 

Там разместились организаторы, участники и гости, оборудовали походную кухню, там же проводились репетиции вечерней мистерии. Мастер-классы организовали на поляне по соседству. В одном конце желающих разрисовывали хной (обещали, что рисунок на коже будет держаться две недели) и продавали эко-сумки из хлопка по 10 грн, весьма симпатичные. Их привезли 50 штук, и под вечер все благополучно раскупили. Тут же можно было присесть на коврик и разрисовать сумку акриловыми красками. 

Я тоже этим занялась, когда народ немного «схлынул». К тому моменту осталась только голубая краска и чуть-чуть зелёной, поэтому выбирать цветовое решение рисунка особо не приходилось…

В другой стороне девушки плели венки из всевозможных трав, цветов и веточек, а часов в пять вечера устроили мастер-класс по изготовлению кукол-«мотанок» - иначе говоря, оберегов. Основа – пучок соломы, он обматывается кусочками ткани, перевязывается нитками разных цветов. Иголка при этом не используется. 

Такие фигурки с крестообразно обмотанной «головой» издавна делали наши предки. Ими играли детки в колыбелях, их дарили молодым на свадьбу, давали путникам, отправляющимся в дальний поход, хранили в сундуках на счастье.

Часов в пять приехали братья Иван и Данила Решта из гончарной мастерской «ВД». (Раньше они проводили уроки по гончарству в мастерской на территории Выдубецкого монастыря, но в данный момент ищется новое помещение для школы гончарного искусства).

Желающих попробовать вылепить, к примеру, кувшинчик оказалась масса – в основном, девушки. Они по очереди надевали фартук, а на голову – колоритную соломенную шляпу, садились, крутили гончарный круг и следовали указаниям.

Мастер очень интересно вёл урок, послушать его было одно удовольствие. Он рассказывал о чудесных свойствах глины, от чего зависит её цвет (оксид железа) и что материал это «женский» (само слово женского рода), объяснял, из каких частей состоит глечик («ніжка, черевце, шийка, вінчик»), подсказывал, что и как делать, а народ заворожено следил, как под порхающими пальцами из бесформенного нечта «вырастает» изящный предмет. 

По-моему, смотреть на это можно бесконечно. Люди часа три простояли, невзирая на жару и любуясь гончарной магией.

Днём на этой же поляне стали проводить купальские игры: студенты Могилянки в народном облачении, вышыванках и венках пели песни, водили хороводы вокруг «колодца», приглашали гостей отведать каши из казанка и позвать свою судьбу: «Доля моя, йди до мене кашу їсти!», наряжали дерево ленточками (девочки – на долю) и бубликами (мальчики – на чоловічу силу), а потом встали стенка на стенку - парни и девушки – и играли в забаву «Берег-річка». Ну что сказать… «Бутылочка» отдыхает.

При словах ведущей «берег!» нужно одновременно сделать шаг назад, «річка!» - шаг вперед. Кто ошибся, тот должен перецеловать всех участников игры противоположного пола. Вечером, когда стемнело, для гостей устроили что-то типа мини-этнодискотеки, а затем показали купальскую историю-феерию (фото оттуда нам любезно предоставил Иван Любыш-Кирдей).

Сюжет приблизительно такой: Иван, смертный юноша, влюбляется в Ладу – дочку бессмертной Природы. Когда он хочет пожениться с любимой, её похищают тёмные силы. Иван идёт на поиски Лады, по дороге сражаясь с приспешниками Тьмы, находит цветок папоротника, добывает живую воду.

В конце происходит встреча с богом Ярилом, которому парень доказывает, что достоин стать мужем дочери природы Лады. Распалили костёр, прыгали через него, девушки бросали в озеро венки, а мужчины, как водится, их доставали.