За кулисами оркестра "Народжені вільними"

25 лет периода независимости на главной сцене Украины, во время празднования Дня независимости традиционно процветала безвкусица и попса. Майдан изменил отношение не только к предмету, месту, но и к формату проведения подобных мероприятий. В прошлом году на Майдане выступал проект “I, Culture Orchestra” - оркестр одаренных молодых музыкантов из Польши и стран Восточного партнерства: Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины под руководством украинского дирижера Кирилла Карабица. А в этом году появилась идея пойти дальше и собрать оркестр, состоящий из ровесников независимости, молодых музыкантов 1991 года рождения, “Народжені вільними”.

Мы узнали об этом амбициозном проекте еще на этапе формирования команды и заглянули за его кулисы. Пообщались с режиссером и идейным вдохновителем Сергеем Проскурней, дирижером Кириллом Карабицем, продюсером Екатериной Алымовой и четырьмя молодыми музыкантами, представляющими в этой сборной солянке столицу Украины. Узнали, чья была идея, кто финансирует этот масштабный проект, какой запланирован репертуар и что являлось критерием выбора композиций, с какими трудностями столкнулся проект и как они были преодолены. А также поинтересовались у музыкантов, какую композицию они бы посвятили Украине сегодня.
 

Сергей Проскурня, руководитель проекта

«Ми вже багато років говорили з Кириллом Карабіцем про те, що в Україні бракує якогось державного, пафосного молодіжного оркестру. Він говорив мені: «говори з Президентом», коли був Ющенко. Говорив мені: «говори з Президентом», коли був Янукович. З Януковичем я не говорив, тільки з Анею Герман. Але це інша історія, якось розкажу. А от Петро Олексійович сам почав запрошувати до співпраці.

Ми збирали музикантів місяць... Придумали концепцію «400 років української музики». В програмі прозвучать композиції український авторів і «Мазепа» Ференца Ліста, як знак уваги Європи до української культури.

Цей проект фінансується Фондом Петра Порошенко. Міністерство культури до нього не має жодного відношення. Це громадська ініціатива. Адміністративну частину забезпечує офіс нашої Громадської Організаціі «Розвиток заради майбутнього». В якості бази для репетицій використовується репетиційна база Президентського оркерстру.»

В процессе общения с организаторами нам удалось узнать программу концерта. Музыканты начнут с симфонии украинского композитора Березовского, которого Россия, как и многих других, приписывает себе. Дальше планируется оркестровка произведения Ференца Листа «Мазепа», «Тарас Бульба» Николая Лисенко, «Фанфары из 5-й симфонии» Бориса Лятошинского, Гимн Украины, «Симфоническая увертюра» Михаила Вербицкого, «Гопак» Модеста Мусоргского, Первая часть Концерта для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского. И завершит концерт фрагмент из оперы «Семен Котко» Сергея Прокофьева. Последнее произведение особенно символично, так как оно станет реквиемом по украинским воинам, защищавшим Донецкий аэропорт им. Прокофьева.

Кирилл Карабиц, дирижер оркестра

«Для мене величезна несподіванка цей оркестр сьогодні. Насправді я можу сказати, що я неочікував. Я не вірив, що це може статись. Але обставини склались таким чином, що у мене з’явились 2 вихідні і ось я тут. Відіграємо концерт-присвяту Україні і о 6 годині 25 серпня я вже буду на репетиції у Веймарі. 

Для мене цей проект це можливість спробувати створити подібний молодіжний оркестр в Україні, такий як ми знаємо у Польщі створили наші колеги і роблять у Гданську. Спробувати реалізувати себе в Україні. Цікавий момент для мене в цьому оркестрі, що я бачу знайомі обличчя - це дуже приємно. Я відчуваю величезну підтримку. І діти які пройшли I Culture Orchestra вони підтягують до себе інших. Ця енергетика вона розповсюджується. Я відчуваю її.

Перше враження трохи шокове (в хорошому сенсі – ред.), тепер у нас буде все йти тільки в гору.». 

Идея и управление оркестром это хорошо. Но, как в такой короткий период найти именно тех, кто нужен, выслать приглашения, собрать, поселить, покормить, найти репетиционную базу, арендовать необходимые инструменты и вывести на сцену?

Катерина Алымова, координатор проекта:

«Уже несколько лет мой август – это работа с международным молодежным оркестром. Но этот год мог стать исключением (так как проект в этом году не планировался), если бы не звонок дирижера Кирилла Карабица с предложением создать молодежный украинский оркестр “Народжені вільними”.

Начали готовить проект в конце июля, но по разным обстоятельствам привезти музыкантов смогли за два дня до начала репетиций.».

Успех сыгранности всего оркестра в каждом музыканте. Во первых – это возраст. В 25 музыканты уже имеют хорошую базу – все они закончили консерваторию, либо учатся в аспирантуре или ассистентуре. Во вторых – их опыт играющих музыкантов. Они настоящие фанаты, которые невероятно любят музыку, поэтому участвуют во всевозможных музыкальных проектах, играют в оркестрах, ансамблях, в том числе и международных. И в третьих – сила мысли. Нужные люди всегда притягиваются в нужный момент. У музыкантов конечно могла быть возможность отказаться, не жертвовать отпуском, побыть дома. Но те, кто согласились, понимали ради чего они участвуют, что могут дать они проекту, и чем профессионально обогатит их проект.».

Ирина Савченко, виолончель, 25 лет, Кировоград

Я ощущаю себя свободнее, чем старшие поколения. У них другой склад ума, больше страха.

«Народжені вільними», пожалуй, первый в Украине проект, который организован на европейском уровне. Мне это нравится.

Сегодня на классическую музыку в Украине нет большого спроса. Я классический музыкант, а зарабатывать приходится другими стилями музыки. Пробовала жить в другой стране, но вернулась, так как украинский менталитет мне гораздо ближе. 

Я бы посвятила Украине 5-ю симфонию Чайковского:

Алексей Руденко, флейта, 25 лет, Полтава

«Народжені вільними» — это молодые, инициативные и энергичные люди, для которых пока не существует жизненных преград. Ощущается запал в игре и поведении, в отношении к музыке. Я сам тут себя ощущаю более свободным. У старшего поколения часто ощущается какой-то пессимизм и индифферентность.

Очень ценно поиграть в кругу талантливых молодых профессионалов. Мы на правильном пути.

Композиция, которую я бы посвятил Украине — это «Тарас Бульба» Лисенка:

Дмитрий Пашинский, кларнет, 25 лет, Киев

Свободным быть — это быть собой. 

Я думаю, что человек себя чувствует свободным тогда, когда у него получается развиваться. Он открыт для чего-то нового и не боится экспериментировать.

Украине я бы посвятил свою авангардную импровизацию:

Анна Мозолевич, скрипка, 25 лет, Киев

Ощущения возраста довольно субъективно. Есть люди старше, которые чувствуют и ведут себя гораздо свободнее меня.

Я два года ездила в Академию Кшиштофа Пендерецкого, в Польшу. Могу сказать, что у нас не хватает очень многого. Даже учебники тут слишком старые. Приходится учиться самому, через youtube и всевозможные мастер-классы.

Состояние нашей страны никто не сможет лучше описать мелодией, чем наш же композитор Мирослав Скорик. Она чувственная и драматичная.

Ну как же в Украине и без скандала

В процессе подготовки материала, за сутки до самого события, вокруг будущего концерта разразился скандал. Представители псевдопатриотических сил узрели в репертуаре концерта произведения "российских" композиторов, Чайковского, Прокофьева и Мусоргского. И потребовали заменить их на произведения украинских авторов. Дело дошло до вмешательства Министра культуры, Евгения Нищука, который пообещал “патриотам” разобраться в этом вопросе и не допустить “российских композиторов” на украинскую сцену. Мы не хотим обсуждать абсолютно абсурдную логику, как оркестру за сутки сыграться по новой программе. Мы не хотим обсуждать последующую мотивацию этих молодых дарований оставаться в Украине. Мы даже не хотим обсуждать вопросы международного имиджа нашего молодого государства. Но мы хотим спросить, до каких пор мы, украинцы, будем разбрасываться нашим пантеоном?! Ведь дед Чайковского - запорожский козак, Петро Чайка. Окончил Киево-Могилянскую академию. А Сергей Прокофьев родился и вырос на украинском Донбассе.