Мы встретились с владелицей интернет-магазина topok.com.ua Марией Попенко. Этот интернет-портал специализируется на продаже одежды, обуви и аксессуаров исключительно украинских дизайнеров. Главное его отличие в том, что здесь представлены самые разные бренды украинских создателей одежды: от всемирно популярного Andre Tan до новичков из Крыма М.А.К.К.О.

Владелица и идейный вдохновитель магазина - Мария Попенко

Мария, расскажите, как возникла идея создать интернет-магазин такой направленности?

Наш проект стартовал в 2007 году. Я работала на Новом канале, в передаче «Жертва моды». Изначально идея была – продавать одежду Андре Тана. Когда открылся этот магазин, то я поняла, что это очень маленькая, можно даже сказать, мизерная доля того, что мне хотелось бы делать. Я знакомилась с другими дизайнерами, договаривалась с ними о продаже их вещей. Сейчас в моем магазине представлены вещи более 60 украинских дизайнеров, как знаменитых, так и новичков. Ко мне может зайти любой человек, посмотреть и выбрать то, что ему по душе. Вначале, конечно, были проблемы, некоторые мастера были против, чтобы собирать всех в «кучу», они вот крутые, а все остальные никто. Моя же цель – показать потребителю как можно больше работ разных дизайнеров, чтобы дать ему возможность выбора.

Как вы находите новых дизайнеров?

Всю информацию в основном нахожу в интернете или через знакомых,  путешествую по городам Украины, хожу на «Сезоны Моды» в Киеве и во Львове. Когда ты чем-то увлечен, то информация сама попадает тебе в руки. А там уже просто найти и познакомиться, посмотреть что человек делает. Показать, насколько богата Украина на таланты, что есть много красивой одежды и обуви, которую производят дизайнеры Украины. Ведь простым людям, которые не варятся в этом «котелке», известен только Андре Тан и то, больше потому, что он телеведущий.

В моем магазине дизайнерские вещи продаются по цене дизайнера,  в общем, можно сказать, что я, в какой-то мере, их агент. Фотограф делает фотосессию коллекций, специалисты обрабатывают, контент-менеджеры выкладывают – так получается новый каталог. Одежду прошлых коллекций, которая уже продана, но есть возможность пошить вещи еще раз, мы оставляем на сайте с возможностью заказа. Мне очень хочется, что бы это был государственный проект поддержки украинских дизайнеров. Денег за размещение на сайте с дизайнеров мы не берем. Самое главное, чтоб они творили! Недавно мы открыли шоурум на Владимирской, куда можно прийти, посмотреть и померять одежду, которая есть на сайте. Раньше, до его открытия я перезванивала в студию и забирала вещи у дизайнера, сейчас они все у меня.

По какой схеме вы продаете?

Клиент выбирает модель. Если он сомневается в размере, то он может прислать свои реальные замеры по мейлу, «аське» или скайпу мы смотрим, подойдет ли ему выбранная модель и только тогда отправляем. В нашем магазине примерно 50% покупателей из России. Одной постоянной клиентке из Ярославля я показываю выбранные вещи через веб-камеру. Для всех жителей Украины доставка бесплатная, можно заказать несколько вещей, померить, посмотреть и купить то, что подошло. Самое большое количество вещей, которое мы привозили по заказу на дом – 46, девушка просто отметила все понравившиеся ей вещи. Из них она оставила у себя примерно полтора десятка.

У вас такой «гибкий» магазин: и так можно и эдак, а если хотите, еще и так. Возможно, есть еще какие-то бонусы для покупателей?

«смеется» В общем, да, есть. В нашем магазине можно взять одежду напрокат, например, вечернее платье. Цены от 400 грн. (в зависимости от модели и материала). Прокат дорогой кутюрной одежды – 40% от ее стоимости. У нас есть портниха, которая прямо на месте может подогнать одежду. Мы сотрудничаем со стилистом, визажистом, парикмахером – они дополнят ваш образ, помогут подготовиться к какому-то значимому событию. Ну и благодаря тесному сотрудничеству с дизайнерами всегда можно поговорить о скидке, иногда они отказываются, иногда соглашаются и вещь могут уценить даже ниже себестоимости.

Я слышала какую-то детективную историю о том, как у вас «украли» магазин. Как это произошло, кто, почему, зачем?

Изначально магазин назывался Topo.com.ua. В ноябре 2008 мы достигли достаточно высокого уровня популярности, на сайт заходило около 58 000 человек в месяц. А 20 декабря, прийдя на работу, я не смогла зайти на сайт. Позвонила программистам. Оказалось, это они закрыли для меня доступ и требуют выкуп или плату за аренду их платформы для размещения дизайнеров. Вот так хорошие друзья и соратники стали "интернет-пиратами". В ходе расследования оказалось, что и доменное имя мне не принадлежит. Когда мы начинали в 2007-м, еще толком никто не понимал, как это правильно оформлять. Поэтому пришлось все начинать с начала, самое главное, что информация о дизайнерах у меня осталась. Буквально через неделю после кражи мы смогли открыться на другой площадке: магазин работает,  а дизайн скоро сделаем новый. Хотелось бы вернуть свой старый адрес, ведь его все знают, но пока не получается.

Будем верить в лучшее, и что у вас все получится. Мария, интересно, а вещи, которые делают украинские дизайнеры, качественные?

За все время существования магазина было всего две претензии: мне позвонила девушка и сказала, что у нее порвалась ручка на сумке.  Другой случай: на кожаной куртке оторвались кнопки. А так все идеально. То есть, если вдруг и возникнет какая-то проблема, то дизайнеры бесплатно все приведут в порядок, потому что им важно знать, что не так. Зато есть другие проблемы. Вот дизайнеры делают очень классные, интересные и качественные вещи на моделей, в которых 40 кг веса и рост под 190 см, а моим клиентам 27-50 лет, они просто не могут иметь фигуру 15-летней девочки.

Нам настолько понравилось общаться с фанатом украинской моды, что заразившись ее энтузиазмом, с этого дня мы постараемся больше уделять внимания украинским дизайнерам.