Советы 15.03.2017

Защити свои права потребителя: 7 жизненных ситуаций

Нужно ли оплачивать товар, который вы случайно разбили в магазине? Что делать, если цифры на ценнике и в чеке отличаются? Как вернуть покупку с дефектом? Можно ли получить аналогичную вещь на время ремонта? Читайте в нашем материале.

Фото: thebalance.com

15 марта во всем мире отмечают День защиты прав потребителей. Накануне этой важной даты мы пообщались с экспертами, смоделировали семь самых распространенных ситуаций, в которых ваши права нарушаются, и подготовили руководство к действию. 

Если вы случайно что-то разбили в магазине

Фото: kiev.vgorode.ua

Ситуация: Допустим, вы шли вдоль магазинных полок, случайно задели бутылку чего-то очень дорогого, и вот к вам уже спешит охранник. Сейчас вместе с менеджером он будет требовать возмещения стоимости товара.

Решение: Согласно Гражданскому кодексу, риск случайного уничтожения или повреждения имущества несет его владелец (в данном случае магазин). Этот риск переходит к покупателю с момента передачи ему товара. То есть пока вы не купили товар, вы не обязаны платить за то, что случайно разбили.

Если сотрудники магазина настаивают на своем, требуйте составить акт о нанесении вреда и предоставить доказательства. И помните: вашу вину может доказать только суд. И только он может обязать вас заплатить за испорченный товар.

Если вас не хотят выпускать из магазина и отказываются составлять акт, вы имеете полное право вызвать полицию. 

Если цена в чеке не соответствует ценнику

Фото: q1productions.com

Ситуация: На полке магазина вы увидели акционный товар со скидкой, а при расчете оказалось, что стоит он гораздо больше.

Решение: Вы имеете право на получение доступной, достоверной и своевременной информации о товаре. В данном случае ваши права нарушили. Следовательно, вы можете требовать продать вам товар по указанной на ценнике стоимости или компенсировать разницу.

Не лишним будет собрать доказательства: сфотографировать ценник и сохранить чек. Чтобы отстоять свои права, следует обратиться в суд или в Государственную службу по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. 

Если вы купили товар с дефектом

Фото: colady.ru

Ситуация: Вы купили надувной детский батут, а дома обнаружили в нем дырку. Обратились к продавцу, а он не хочет менять товар и обвиняет вас в порче батута.

Решение: Если продавец отказывается принять ваше заявление, отправьте его по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения. По закону ваше требование подлежит немедленному удовлетворению.

Чтобы узнать причину выявленного дефекта, продавец должен провести экспертизу за свой счет. На это у него есть 14 дней, причем экспертизу он обязан организовать в трехдневный срок со дня получения письменного согласия потребителя.

Если выяснится, что дефект подлежит устранению, то вы вправе требовать (на выбор):

  • снижения цены на товар;
  • бесплатного ремонта;
  • возмещения расходов на устранение недостатков товара.

Если экспертиза установит, что недостаток не может быть устранен, его устранение требует более 14 дней или после устранения недостатка товар будет ощутимо другим, то вы можете (на выбор):

  • требовать расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы;
  • требовать замены товара на такой же или аналогичный из числа имеющихся у продавца.

Если нужен аналогичный товар на время ремонта

Фото: phone-workshop.co.uk

Ситуация: Допустим, вы купили телефон или холодильник, а он взял и сломался до истечения гарантийного срока. Это не значит, что ваши продукты будут медленно портиться в тумбочке или никто не сможет вам дозвониться.

Решение: На время гарантийного ремонта вы вправе требовать аналогичный товар. В утвержденный перечень входят телевизоры, магнитолы и магнитофоны, радиоприемники, холодильники и морозильники, стиральные машины, микроволновые печи и кухонные машины, вязальные машины, пылесосы, электроутюги, электромиксеры, электросоковыжималки, телефонные аппараты (в том числе мобильные), персональные компьютеры и комплектующие к ним, аппаратура для видеозаписи и воспроизведения изображения и звука, электрочайники, электрофены и электрокофеварки.

Если не хотят менять сезонные вещи

Фото: missbagira.ru

Ситуация: Вы купили на весенней распродаже зимние сапоги и куртку. После первой же носки в конце ноября сапоги порвались. Вы хотели вернуть некачественный товар, но продавец заявил, что гарантийный срок давно истек.

Решение: Сапоги — это сезонный товар, гарантийный срок на них начинает исчисляться с начала сезона. Поэтому вы вправе требовать замены товара или возврата денег.

Все сроки определены в постановлении Кабинета министров Украины от 19.03.1994 №172. Так, гарантийный срок начинается:

  • на одежду, меховые и другие изделия весенне-летнего ассортимента с 1 апреля;
  • на одежду, меховые и другие изделия осенне-зимнего ассортимента с 1 октября;
  • на обувь зимнего ассортимента с 15 ноября до 15 марта;
  • на обувь весенне-осеннего ассортимента с 15 марта до 15 мая и с 15 сентября до 15 ноября;
  • на обувь летнего ассортимента с 15 мая до 15 сентября. 

Если вы хотите обменять вещи "слишком индивидуального пользования"

Фото: nadiaalbano.com

Ситуация: Вы что-то купили, а дома оказалось, что это вам не подходит.

Решение: Имеете право вернуть или обменять товар в течение 14 дней (при наличии чека).

Но помните: на законодательном уровне существует список товаров, которые нельзя обменять. К ним относятся продовольственные товары, лекарства, предметы гигиены, парфюмерно-косметическая продукция, нижнее и постельное белье, перчатки, чулки и колготки, аэрозоли, парики, товары для новорожденных и т. д. Полный перечень утвержден постановлением Кабинета министров Украины от 19.03.1994 №172. 

Если затянули сроки строительства

Фото: embawood.kiev.ua

Ситуация: Вы инвестировали в строительство жилого дома, но застройщик не спешит сдавать дом в эксплуатацию, сильно затягивает сроки и "кормит" вас отговорками.

Решение: Обычно застройщик начинает ухищряться еще на стадии подписания договора (предварительный договор купли-продажи объекта, инвестиционный договор или договор купли-продажи имущественных прав). Как правило, там либо полностью отсутствует конечная дата сдачи дома в эксплуатацию, либо прописывается определенная дата, которая абсолютно не совпадает с указанной на сайтах или в рекламных брошюрах. Дополнительно закладывается срок, на который застройщик может отступить от даты сдачи дома в эксплуатацию. Так что прежде всего найдите и внимательно изучите свой договор.

Если застройщик не укладывается в обещанные сроки, вы имеете право подать иск в суд.

Советуем также проверить по Земельному кадастру информацию о земельном участке, где находится строящийся дом (целевое предназначение участка, право собственности и т.д.). Недобросовестные застройщики умудряются строить на участках, права собственности на которые они не имеют, или которые вообще относятся к землям другого целевого назначения. Все это может стать для вас проблемой в будущем.

Материал подготовлен при содействии юридической компании "Касьяненко и партнеры". 

Читайте также: "Обыкновенный сексизм: 5 историй от успешных украинок". 

Такий email не зареєстровано у системі
Введите свой электронный адрес, на который мы отправим вам новый пароль.
Поле не должно быть пустым и содержать кириллицу
Спасибо!

Ваше сообщение принято.

Сожалеем :(

Во время обработки что-то пошло не так.

Bы можете отправить сообщение на электронный адрес betatest@nashkiev.com