Советы 10.09.2007

Пациент против врача. Как выиграть бой за своё здоровье

По комментариям в нашем сообществе видно, насколько активно подписчики реагируют на темы, связанные с защитой прав потребителей. А самый беззащитный потребитель - это пациент. Ему больно, ему надо срочно, у него почти нет выбора. О том, как в такой сложной ситуации защититься от произвола врачей, "Нашему Киеву" рассказала Людмила Солоп, руководитель юридического отдела Всеукраинского cовета по защите прав и безопасности пациентов.

Что делать:

- если в поликлинике отказывают в помощи из-за отсутствия киевской регистрации?

- если выпала недавно поставленная промба?

- если врачи принуждают к покупке лекарств?

- если бригада скорой помощи вымогает деньги?

По какой причине в Киеве чаще всего конфликтуют врачи с пациентами?

Для Киева глобальнейшей проблемой является вопрос прописки. В городе живет, работает и учится невероятное количество иногородних людей. Рано или поздно у них возникает необходимость в получении медицинской помощи. На скорой-то вас увезут – иначе врачам грозит уголовная ответственность. Другое дело, если приходится обратиться в ближайшую поликлинику. Согласно 38-й статье «Основ законодательства об охране здоровья», каждый гражданин имеет право свободного выбора врача и врачебного заведения. Но нередки ситуации, когда у пришедшего в поликлинику человека просят показать паспорт, а при отсутствии киевской регистрации говорят: «До свидания, езжайте туда, откуда приехали» .

Как поступать в таком случае?

Надо письменно обратиться к руководству учреждения и обязательно зарегистрировать это заявление в приемной главврача или регистратуре. Адресуйте его главврачу, его заместителю по оказанию медицинской помощи населению или заведующему отделения.

От вас не требуются особые юридические знания. Должна быть шапка с указанием, кому адресуется заявление. Если не знаете фамилии, укажите должность. От кого - имя, фамилия, отчество целиком – это принципиально. Адрес проживания целиком. Можно указать контактный телефон. И, главное, требование: «прошу предоставить мне такие-то медицинские услуги в связи с тем, что я постоянно проживаю в этом районе». Согласно нашей практике, при письменной подаче заявления вопрос решался в течение суток, максимум.

Клиентам, которые планируют длительное время проживать в данном районе, мы рекомендуем формулировку «прошу поставить меня на учет и предоставлять медицинскую помощь согласно моим следующим обращениям» . Соответственно, в поликлинике должны завести карточку.

Какова главная проблема для коренных киевлян?

Это качество медицинской помощи. Связано это, прежде всего, с отсутствием механизма привлечения к ответственности виновного медицинского персонала.

Давайте о конкретике. Самый распространенный вид медицинской помощи – стоматология. Самая распространенная проблема – плохо поставленная и быстро выпавшая пломба.

Если клиника не предоставила вам каких-либо гарантий на повторную бесплатную помощь в случае возникновения таких проблем, обратитесь к "Критериям медико-економической оценки предоставления стоматологической помощи" (стр. 66 приложения), где указаны средние сроки гарантии на стандартные услуги. Немедленно сообщите о любых проблемах врачу. Если клиника хорошая, то врач постарается как можно быстрее ее исправить.

В случае конфликта, обычно, все сводится к экспертизе у независимого специалиста. И тут многое будет зависеть от вашего желания идти до конца и способности этого специалиста найти. Стоматологическая среда очень закрытая. Мы обычно советуемся у явных конкурентов. Но в последнее время и они стали отказываться, опасаясь, что завтра подобное заключение напишут против них.

На какие бесплатные медицинские услуги мы имеем право?

Среди платных услуг правительство определило: аборты, стоматологию, проф. осмотры, дополнительные бытовые условия в стационаре. Все остальное должно остаться бесплатным, прежде всего - скорая помощь. Реально же качество лечения прямо пропорционально деньгам, которые вы положите в карман врача или, что реже, его принципам. Кроме того, в Киеве очень распространена практика принуждения к покупке медикаментов, которые лично вам не требуются вообще или не требуются в таком количестве.

Как поступить, если нет возможности их купить?

Пишите заявление: «Я, такой-то, не имею возможности приобрести медикаменты, которые от меня требуют. Прошу предоставить мне полагающуюся по 49-й статье Конституции медицинскую помощь согласно моему диагнозу» . Поверьте, при наличии официально зарегистрированного документа что-либо сделать с вами в городе Киеве сложно. Ведь любая жалоба обязательно будет рассмотрена первой же проверкой из Минздрава, городского или районного отдела по охране здоровья.

Что делать, если вызванная бригада скорой помощи вымогает деньги? Это частый случай.

Незамысловатый ход, который еще никогда не подводил - пригрозите вызвать милицию, чтобы та напомнила врачам об их обязанностях. Непредоставление медицинской помощи – это уголовная ответственность. Я не знаю случаев, когда подобная угроза не сработала бы.

Есть ли у вас универсальный совет на те случаи, которые мы не упомянули?

Мы говорим всем клиентам – собирайте документы. Если возникнут проблемы, письменные свидетельства помогут решить вопрос в судебном или досудебном порядке. Делайте ксерокопию медицинской карточки, делайте ксерокопию истории болезни. Интересуйтесь у врача, что с вами происходит. Ваше здоровье для вас – это то, без чего вы жить не сможете. Ваше здоровья для врача – это всего лишь работа.

_____________________

Всеукраинский cовет по защите прав и безопасности пациентов занимается разрешением конфликтов, связанных с предоставлением медицинских услуг. Специалисты организации дают письменные и устные консультации, готовят процессуальные документы. В сложных случаях обсуждается возможность представления интересов пациента в прокуратуре и суде.

8-044-235-65-87, 599-75-12, 248-79-58

info@medpravo.org, info@tb.org.ua

_________________________

фото - с сайта apteka.ua

Такий email не зареєстровано у системі
Введите свой электронный адрес, на который мы отправим вам новый пароль.
Поле не должно быть пустым и содержать кириллицу
Спасибо!

Ваше сообщение принято.

Сожалеем :(

Во время обработки что-то пошло не так.

Bы можете отправить сообщение на электронный адрес betatest@nashkiev.com