Большие проблемы и маленькие хитрости официантов

Фицики бывают разные

Основная задача официанта (на сленге – «фицика») в любом уважающем себя заведении – это вовсе не курьерская доставка еды. Цель любого из них – довольный посетитель, а прямая задача – сделать все для его комфортного пребывания в ресторане.

Все официанты делятся на две категории: «разносчики еды» и «продавцы счастья». Первые – это роботы, умеющие лишь носить блюда с кухни к столу. Они не способны помочь посетителю здорово отдохнуть – дай Бог, чтобы кофе подали не остывшим. Вторые же приветливо встретят, ответят на любые вопросы по меню и посоветуют действительно вкусные блюда и напитки, сумеют предугадать все желания и будут рядом тогда, когда это потребуется.

Крылья, ноги, хвост

В первую очередь, для этой работы требуются крепкие нервы, быстрые ноги и сильные плечи. Стрессы – постоянный спутник официанта на работе; запара, когда тебя хотят видеть десяток человек одновременно, - нормальное дело.

Смена длится 12 часов, но чаще затягивается на 13–14. Зато часто есть возможность выстраивать график по своему предпочтению или устроить себе двухнедельный отпуск, поменявшись с кем-то сменами.

За все огрехи персонала расплачивается именно официант – на него посетители чаще всего изливают свое недовольство всем чем угодно.

Чему тебя научат

  • Опытный и ответственный официант никогда не позволит себе пропустить время подачи блюда на стол, но бывает всякое – живот болит, девушка названивает, курить очень хочется, соседний столик требует достать звезду с неба. В таких случаях фицики договариваются с поваром – возможно, за бутылку пива тот разогреет остывший суп или «взбодрит» салат.
  • Рекомендовать невкусную еду официанту невыгодно, поэтому его советам можно смело доверять. Но есть и исключение: блюдо может «умирать» на кухне (к примеру, кто-то отказался от супа, а его уже приготовили), и тогда его нужно срочно продать. В таких случаях начинает работать местное сарафанное радио, и каждый предлагает новым посетителям это блюдо.
  • Существует масса способов придать товарный вид уже «умершему» блюду. Осевшую пену в бокале пива заново поднимают, болтая в пиве трубочкой, расслоившиеся фреши взбалтывают и т.д.
  • Если официант «попал» на блюдо и это его вина (к примеру, случайно заказал на кухне лишнюю порцию), оно либо быстро «напаривается» гостям, либо спешно прячется от глаз шеф-повара. Иногда какой-нибудь тирамису может ждать гостя где-нибудь в тайнике больше часа. Ты тоже научишься прятать в раздевалке остывшие свиные ребра.
  • Анекдот, где говорится, что это посетитель доедает за официантом – чистая правда. Коктейли может попробовать 2-3 человека, прежде чем они попадут на стол. Это делается с помощью трубочки: опускаешь один ее конец в стакан, на втором конце перекрываешь доступ воздуха. Коктейль набирается в трубочку, но к стакану никто не прикасается. Может получиться, что через пару-тройку месяцев работы ты будешь не понаслышке знаком со всем, что предлагается в меню.
  • Если ресторан заполнен, у персонала начинается запара. Лично я переживала ее так: вбегала на мойку, громко ругалась матом, била стакан. Потом с милым лицом снова выходила в зал – дальше улыбаться.
  • А сколько нелестных слов слышат мойщицы в адрес некоторых посетителей – просто закачаешься! Ты научишься идеально скрывать свой гнев от его объекта, изливая негодование кому-нибудь из персонала.

Словарь официанта

Гости – посетители, клиенты.
Позиция – столики, закрепленные за отдельным официантом в конкретную его смену.
Стол пришел – пришли посетители.
Жирный (козырный) стол – гости, которые делают заказ на бОльшую сумму (то есть теоретически оставят большой чай).
Хоботиться – наводить порядок после ухода гостей.
Кружить стол – обслуживать гостей.
Молотить некуряшку - работать в некурящей зоне зала.
Плужить – портить.
Заплужить стол – напортачить так, что становится ясно, что никаких чаевых тебе не оставят.
Блюдо дохнет – истекает крайний срок, когда блюдо еще можно подавать на стол; оно теряет товарный вид и\или вкусовые качества.
Кукушки (как вариант – жабы, улитки) - девушки, которые заказывают одно самое дешевое блюдо на двоих, надолго занимают лучший стол на твоей позиции и не оставляют чаевых.
Работать в кружку – собирать все чаевые и в конце смены делить пополам. Материальный вопрос стимулирует помогать своему напарнику – ведь ты заинтересован в его чаевых, как и он в твоих.
Полная посадка – ресторан заполнен на 90-100%.

Работая официантом, ты каждый день имеешь в кармане живые деньги. И тут же разучиваешься их считать, потому что иногда их бывает много (например, мой максимум – 600 гривен за 9 часов работы). Ты полюбишь дорогие джинсы и сигареты «Парламент», но у тебя не всегда будет хватать на проезд. Каждая твоя смена станет нервотрепкой, потому что без приключений на этой работе не обходится никогда. Зато твой вес всегда будет в норме (я могла есть на ночь жареную картошку вприкуску с вареньем – и ничего). Ты научишься непосредственности и общительности.

И самое главное: карьера в ресторанном бизнесе делается очень быстро. На следующую ступень – администратор – ты можешь подняться уже через полгода работы. Если будешь вести себя хорошо, конечно.

Читайте также


Чтобы не плюнули в борщ: как найти общий язык с официантом