Рост цен на услуги ЖКХ в Украине – пожалуй, одна из самых горячих и актуальных тем последнего времени. Не утихают споры между производителями и потребителями услуг, политиками и экспертами, однако все познается в сравнении.
Сопоставив столичные тарифы с тарифами Симферополя и Донецка, мы пришли к неутешительному выводу: жители оккупированных территорий платят за коммунальные блага значительно меньше остальных украинцев.
Очень важно понимать, что принципы и специфика формирования тарифов на указанных территориях совершенно разные, а проблемы схожи. Это изношенная инфраструктура, централизация поставщиков услуг (монополия), непрозрачность формирования тарифов и коррумпированность отрасли в целом. Перечисленные факторы являются причиной низкого качества услуг и необоснованно завышенной цены на них. Просто в одних случаях население платит эту цену полностью, а в других — лишь частично.
Для начала посчитаем, во сколько в среднем обходятся услуги ЖКХ для стандартной квартиры площадью 50 кв. м в Киеве, Донецке и Симферополе.
Как видим, в Донецке квартплата ниже почти в 4 раза, а в Крыму - в 1,2 раза, чем в Киеве. Присмотримся к тарифам детальнее, а затем приступим к анализу ситуации.
Политические тарифы Донецка
Как видно на инфографике, тарифы на жилищно-коммунальные услуги в неподконтрольном Украине Донецке значительно ниже киевских. Обусловлено это, прежде всего, тем, что ОРДЛО, живут по модели формирования тарифов, характерной для всей Украины еще несколько лет назад.
Суть этой модели заключается в том, что население платит производителям лишь некую часть стоимости услуг, остальное производители получают в виде дотаций из бюджета. К сожалению, установить размер этих бюджетных дотаций не представляется возможным, так как бюджеты непризнанных республик не публичны. Однако рискну предположить, что процентов на 80 они состоят из средств, выделяемых Российской Федерацией. Интересно, что скажут на это российские налогоплательщики?
Действующая на бюджетных дотациях модель ценообразования выбрана, скорее всего, по следующим причинам.
Во-первых, уровень доходов населения в ОРДЛО гораздо ниже украинских. Отпускать тарифы "на свободу" в таких условиях – самоубийство для действующих режимов.
Во-вторых, распределять денежные средства между предприятиями ЖКХ гораздо выгоднее с точки зрения возможности попадания их в карман отдельных чиновников, чем выдавать их в качестве субсидий населению.
В-третьих, низкие тарифы стали существенным аргументом в политической риторике действующей "власти" — придет, мол, киевская власть в Донецк, получите киевские тарифы.
На этом фоне много нареканий вызывает непрозрачность торговли Киева с неподконтрольными территориями, в том числе и жилищно-коммунальными благами. Известно, что электричество, тепло, воду многие оккупированные города получают от украинских производителей. Как производятся расчеты за услуги – тайна за семью печатями. Неясным остается и вопрос поставок газа на эти территории.
Тарифы Крыма — все выше, и выше, и выше
Приступая к анализу цен на услуги ЖКХ в аннексированном Крыму, необходимо сказать несколько слов о тарифах, действующих на территории самой Российской Федерации. В большинстве случаев они выше украинских, за исключением разве что цен на газ. Это логично, ведь РФ является одним из крупнейших его добытчиков и поставщиков на мировой рынок. В целом же "приплывший в родную гавань" Крым уверенно движется к среднероссийским тарифам, однако происходит это постепенно, видимо, во избежание нареканий со стороны населения.
В этом году крымчан ждет еще целый ряд повышений тарифов на услуги ЖКХ. В силу географической специфики полуострова и некоторых природных факторов, себестоимость ряда услуг в Крыму может быть существенно выше, чем в самой РФ. Это касается, прежде всего, поставляемого по так называемому энергомосту электричества, а также весьма проблематичного без участия Украины водоснабжения.
И напоследок давайте посмотрим на ситуацию глазами украинского гражданина, который платит космические деньги за жилищно-коммунальные услуги. Ситуация в Крыму, в общем-то не вызывает нареканий: де-факто он неподконтролен Украине и оккупанты вольны устанавливать там любые тарифы. А вот по поводу Донецка вопросов много: поставляет ли Украина в регион энергоресурсы, воду, и если – да, то по каким ценам? Оплачиваются ли эти поставки, и если – да, то, опять же, – каким образом? Не давая ответы на эти вопросы, власть создает еще один повод для недоверия ей и провоцирует жесткую ответную реакцию общества в виде блокад и других акций протестов. А они, происходя на линии огня, могут иметь непредсказуемые последствия.
Материал создан при поддержке Фонда развития СМИ Посольства США в Украине. Взгляды авторов могут не совпадать с официальной позицией правительства США.
Supported by the Media Development Fund of the U.S. Embassy in Ukraine. The views of the authors do not necessarily reflect the official position of the U.S. Government.